Робер АМБЕЛЕН, Филипп АНКОС — Краткая история мартинизма и мартинистских орденов

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ МАРТИНИЗМА И МАРТИНИСТСКИХ ОРДЕНОВ

Робер АМБЕЛЕН, Филипп АНКОС

скачать

ЧТО ТАКОЕ «МАРТИНИЗМ»?

«Древний» мартинизм

Мартинизм – это система философской мысли, в основе своей – христианской, по всем внешним признакам и по традиции происхождения, построенная в основном на положениях учения, изложенного в труде «Трактат о воссоединении существ в их изначальных добродетелях, способностях и свойствах», написанном французским мыслителем португальского (или, по другим данным) испанского происхождения Мартинесом Паскуаллисом. В этой работе изложены воззрения автора на Творение, на иерархию всех существ в этом и иных мирах, грехопадение человека и на путь, следуя которым, человек станет способен возвратить себе изначальное положение в мироустройстве, таким образом обретя наконец то, что принадлежит ему по праву. Мартинес Паскуаллис полагал человека пребывающим в изгнании в своем земном теле, ибо он здесь лишен своих истинных свойств и способностей.
Целью человека посему должен стать труд во имя восстановления себя в том качестве и состоянии, которые изначально были ему присущи. Этого он способен достигнуть посредством применения особой техники, составлявшей тайную часть учения Мартинеса. Этой технике он обучал своих последователей в храмах созданного им тайного общества, принявшего название Ордена Избранных Коэнов, т.е. Священников, объединявшего в своих рядах масонов высокого посвящения. Двое членов этого Ордена сыграли наиважнейшую роль в становлении мартинизма – это Луи-Клод де Сен-Мартен и Жан-Батист Виллермоз.
Сен-Мартену принадлежит честь создания новой, слегка измененной версии мартинизма, более умозрительного характера, чем учение Паскуаллиса, чьим секретарем он в то время служил. Многие годы Сен-Мартен был ревностным Избранным Коэном, однако постепенно он все дальше отходил от техник, использовавшихся братьями для осуществления Воссоединения (Реинтеграции) и включавших в себя упражнения в теургии (церемониальной магии). Он стремился к достижению того же результата более спекулятивными, спиритуалистическими средствами. Он разработал своеобразную мартинистскую терминологию, например, ввел понятие «Внутреннего Пути» Воссоединения. Постепенно Сен-Мартен совершенно отошел от дел Избранных Коэнов и далее пошел собственным путем. Можно утверждать, что он испытывал на себе влияние и иных источников. Со временем у него появились ученики, которых он наставлял в следовании Внутреннему Пути. Еще будучи активным Избранным Коэном, он начал публиковать свои работы под псевдонимом «Неведомый Философ». Вскоре вокруг него возникла некая организация с весьма свободной административной структурой, поскольку ученики получали от него особое посвящение. После его смерти ученики Сен-Мартена стали передавать это посвящение далее.
Жан-Батист Виллермоз всегда был верен франкмасонству. В Лионе он возглавил Орден Избранных Коэнов. После смерти Мартинеса Паскуаллиса этот Орден стал постепенно рассыпаться, и чувствуя это, Виллермоз предпринял все возможное для спасения мартинистской традиции, включив ее в более жизнеспособное масонское Братство. Он принял активное участие в реформировании французских тамплиерских масонских степеней, развившихся из немецкого Строгого Послушания. Этот реформированный масонский устав принял название Ордена Рыцарей-Благодетелей Святого Града (Ordre des Chevaliers Bienfaisants de La Cite Sainte), C:. B:. C:. S:. Виллермоз получил право посвящать в две тайные степени, содержавшие основные положения учения Мартинеса Паскуаллиса. Но на пути развития нового Ордена встала Великая Французская революция. До наших дней Орден Рыцарей-Благодетелей дошел в форме Шотландского Исправленного Устава (Scottish Rectified Rite), практикующегося во Франции и Швейцарии, а также в степенях Великого Мартинистского Приората. Между тем храмы Избранных Коэнов постепенно опустели, и вскоре их обряды продолжали исполняться лишь узкими группками энтузиастов.
Так пришел конец тому, что принято называть «Древним мартинизмом». Сходство имен Мартинеса Паскуаллиса и Луи-Клода де Сен-Мартена привело к путанице в определении учения мартинизма и того, чему действительно учат в мартинистских ложах. В действительности мартинизм представляет совокупность учений обоих этих людей. У последователей их обоих есть много общего: они признают изначальную Божественную Славу Человека и его единственную истинную цель – восстановление этой Божественной Славы. Рознятся только проповедуемые ими методы: некоторые течения пользуются теургическими практиками, другие уповают на внутреннее просвещение и откровение (Внутренний Путь).

Современный мартинизм

Можно считать, что современный мартинизм отсчитывает свою историю с основания Папюсом Ордена Мартинистов приблизительно в 1890 году. Как поминалось ранее, последователи Сен-Мартена не имели четкой административной структуры и передавали посвящение, идущее от Сен-Мартена, лично своим ученикам. Их организация имела множество имен, но в основном их называли просто Обществом Посвященных (Societe des Inities).
Среди прочих Сен-Мартен посвятил в свою организацию Аббата де Лану и графа Шапталя де Шантелу. Эти двое братьев положили начало двум линиям инициатической преемственности, одна из которых привела к доктору Жерару Анкоссу (Папюсу), а вторая – к Огюстену Шабосо. Они познакомились в Париже и некоторое время обедали вместе, пока случайно не опознали друг в друге посвященных братьев традиции Сен-Мартена. Тогда Папюс решил собрать посвященных вместе для изучения и пропаганды учения мартинистской философии. По причинам, о которых мы расскажем ниже, Папюс и Шабосо провели в отношении друг друга инициацию по двум различным обрядам, которые прошли ранее сами. После этого Папюс немедленно приступил к посвящению новых членов для организации, которую задумал. В 1884 году был создан проект Конституций этой организации и она была названа Мартинистским Орденом (Ordre Martiniste). К 1890 году работы по созданию ордена оказались настолько плодотворны, что было принято решение создать руководящий орган новой организации, состоящий из двадцати членов и называющийся Верховным Советом. Папюс, в то время Великий Мастер Ордена, стал Председателем Верховного Совета. В 1893 году Мартинистский Орден приобрел архивы Виллермоза и храм Избранных Коэнов в Лионе.
Под руководством Папюса мартинистский Орден быстро распространился во Франции и других странах, вплоть до России, где мартинистская ложа действовала при дворе императора Николая II. К 1916 году (году смерти Папюса) существовало 160 активно действующих лож. Еще при жизни Папюса возникли другие линии мартинистские линии преемственности посвящения. Так, например, с Папюсом связался доктор Эдвард Блитц из США, заявивший о своем посвящении в общество Избранных Коэнов. Он был немедленно назначен главой Мартинистского Ордена в США и оставался на этой должности вплоть до того времени, как его патент был отозван по причине его попыток изменить суть и идеологию Ордена. Его место заняла сестра Маргарет Б. Пик, назначенная Генеральной Инспектрисой США. Она умерла в 1908 г.
Папюс умер в 1916 г., и без его просвещенного руководства Мартинистский Орден вскоре разделился на несколько ответвлений. Преемником Папюса стал брат Шарль д‘Этр, более широко известный под именем Тедер. Ему помогал Заместитель Великого Мастера брат Виктор Бланшар. Из-за Мировой войны Орден был вынужден временно свернуть свою деятельность. Тедер был активным франкмасоном и поклонником Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мисраима. Под его руководством мартинизм стал приобретать все более масонский облик. Тедер умер в 1918 году, назначив своим преемником на посту Великого Мастера В. Бланшара, но тот отказался занять этот пост, будучи непреклонным противником промасонских реформ организации. Великим Мастером был избран брат Жан Брико, также уверенный в том, что долгожданная стабильность может быть гарантирована Мартинистского Ордену только в случае его реформирования на чисто масонской основе. Он изменил Конституцию Ордена, ограничив прием новых членов только франкмасонами третьего градуса – степени Мастера любого масонского устава. Он же перенес штаб-квартиру Ордена в Лион.
Далеко не все мартинисты с радостью приняли отход от изначальных Конституций, в особенности в том, что касалось фактического исключения из Ордена всех сестер. Не согласные с реформами Брико продолжили работы в духе первоначальных Конституций как Вольные Посвятители. В течение некоторого времени никакой отдельной организации у них не было, но потом В. Бланшар, Заместитель Великого Мастера при Тедере, принял решение собрать тех мартинистов, кто хранил верность первым Конституциям, в новую организацию, не накладывающую на своих членов масонских ограничений и обязательств. Он сам и возглавил новую ветвь Мартинистского Ордена, которая стала называться «Вольной», в противовес «Масонской» ветви.
В 1934 году в Брюсселе был проведен Международный Мартинистский Конвент. Брат Бланшар был на нем единогласно избран Вселенским Державным Великим Мастером (Universal Sovereign Grand Master), а саму организацию было решено переименовать в Мартинистский и Синархический Орден, чтобы отличать его от масонского Мартинистского Ордена со штаб-квартирой в Лионе. Также в 1934 году была создана Всемирная Наблюдательная Федерация Посвятительных Обществ (F.U.D.O.S.I.), в которой Бланшар стал одним из троих руководителей — Императоров.
К сожалению, и здесь возник конфликт: некоторые мартинисты, например, Огюстен Шабосо, не поддержали Бланшара и учредили еще один орден – Мартинистский Традиционалистский Орден, первым Великим Мастером которого стал брат В.Е. Мишоле, а вслед за ним – О. Шабосо, который также занял после Бланшара пост Императора F.U.D.O.S.I. Такое положение вещей сохранялось вплоть до Второй Мировой войны. Всего, таким образом, существовало три ветви Мартинистского Ордена:

1. Мартинистский Орден во главе с братом Шевийоном, занявшим этот пост после Бланшара в 1934 году. В этот орден принимали только Мастеров Вольных Каменщиков, и вскоре он изменил название на «Мартинистский Лионский Орден», по названию города, где находилась его штаб-квартира.

2. Мартинистский и Синархический Орден во главе с В. Бланшаром, со штаб-квартирой в Париже и большим отделением в Швейцарии.

3. Мартинистский Традиционалистский Орден во главе с О. Шабосо, также во Франции.

Во время Войны нацисты активно преследовали масонов и членов родственных им организаций. Брат Шевийо, Державный Великий Мастер Мартинистского Лионского Ордена, был убит в 1944 году. По окончании войны Орден возглавил Анри Дюпон, и деятельность организации снова оживилась. В 1946 году умер О. Шабосо, Великий Мастер Мартинистского Традиционалистского Ордена, и Верховный Совет не утвердил кандидатуру его сына Жана Шабосо в качестве преемника на этом руководящем посту, что привело к многочисленным раздорам в Ордене и выходу части членов Верховного Совета из его состава. Вследствие этого Жан Шабосо в 1947 году объявил о роспуске этого Ордена и своем выходе из мартинистского движения. Некоторые члены организации между тем старались сохранить ее, для чего они передали пост Великого Мастера во временное управление так называемому «Регентскому комитету» F.U.D.O.S.I. Сам же Орден распался, и после самороспуска F.U.D.O.S.I. в 1951 году также перестали существовать и Регентский комитет, и Мартинистский Традиционалистский Орден, и его Верховный Совет. От него осталась только немногочисленная ветвь в США во главе с «Региональным Великим Мастером Калифорнии и Соединенных Штатов Америки» братом Льюисом, которая выжила и продолжила существовать под эгидой Калифорнийской Розенкрейцерской школой дистанционного обучения. К сожалению, со временем она стала прибегать к порочной практике «посвящения по переписке», что противоречит всем мартинистским традициям и определенно лишает ее регулярности и признания всеми мартинистскими организациями мира, из числа которых она исключена.
В 1948 году брат Жюль Бушер, один из членов Верховного Совета О. Шабосо, предпринял попытку собрать еще оставшихся членов Мартинистского Традиционалистского Ордена, назвав эту организацию Исправленным Мартинистским Орденом (Ordre Martiiste Rectifie). Успех организации был весьма невелик, и после смерти Бушера в 1955 году пост Великого Мастера ни к кому не перешел.
С исчезновением Мартинистского Традиционалистского Ордена и провалом Исправленного Мартинистского Ордена во Франции появилось множество мартинистов вне организаций. И тогда доктор Филипп Анкосс, сын Папюса, решил возродить Мартинистский Орден в соответствии с Конституциями Папюса. В 1951 году этот орден приступил к активной деятельности и избрал Верховный Совет во главе с Ф. Анкоссом — Державным Великим Мастером. С тех пор Орден развивался относительно стабильно, и к 1985 году являлся самым крупным из мартинистских орденов мира. Филипп Анкосс умер в 1984 году, и руководство Ордена перешло к брату Эмилио Лоренцо.
14 марта 1953 года В. Бланшар, Державный Вселенский Великий Мастер Мартинистского и Синархического Ордена, умер в Париже в возрасте 75 лет, и его преемником стал швейцарец Сар Алкмеон (доктор Эдуард Бертолле). Вскоре он выдал хартию Державного Генерального Делегата нынешнему Великому Мастеру Великой Ложи Англии «Британика» с правом ведения работ в Англии и странах Британского Содружества Наций. В 1985 году брат Анри Дюпон – Державный Великий Мастер Мартинистского Лионского Ордена, брат Филипп Анкосс – Державный Великий Мастер Мартинистского Ордена, и брат Робер Амбелен – Державный Великий Мастер Мартинистского Ордена Избранных Коэнов (мартинистской организации несколько иного рода, продолжающей традиции общества Избранных Коэнов, согласно посвящению, полученному от Виллермоза через Орден Рыцарей-Благодетелей Святого Града), составили федерацию, принявшую название Союза Мартинистских Орденов со штаб-квартирой в Париже. Цель этой организации состояла в объединении различных мартинистских организаций, сохранивших неизменными свою Традицию, в единый Орден без четко обозначенной структуры, что позволило бы всем сохранить некую свободу действий, при этом наладив между отдельными организациями прочные связи. После создания этой федерации Лионский Орден изменил название на «Мартинезистский Орден Мартинистов».
В сентябре 1959 года Великая Ложа «Британика» Мартинистского и Синархического Ордена установила братские связи с Союзом Мартинистских Орденов и год спустя официально присоединилась к нему. Сохранив полную свободу действий и принятий решений, эта Великая Ложа, тем не менее, находится в состоянии взаимного признания и братского общения с другими мартинистскими орденами, имеющими представительство на территории Великобритании и стран Содружества наций.
1 октября 1960 года умер Анри Дюпон, ранее сделавший своим преемником на посту Великого Мастера своего Ордена доктора Ф. Анкосса. Таким образом, два ордена оказались под началом одного Великого Мастера, и был сделан еще один шаг на пути воссоединения мартинистских организаций.
6 октября 1960 года Сар Гулион, Великий Мастер Великой Ложи «Британика» был посвящен Роббером Амбеленом в Мартинистском Ордене Избранных Коэнов в степени:

— Великого Мастера Коэна, Ученика Розы-Креста,
— Рыцаря Востока, Подмастерья Розы-Креста,
— Командора Востока, Мастера Розы-Креста.

30 ноября 1960 года Сар Гулион получил звание Генерального Делегата Избранных Коэнов в Великобритании.
В сентябре 1982 года приехавший из Барбадоса кандидат был принят мартинистами Лондона, и 8 сентября он был принят в Мартинистский Орден Саром Гулионом, сразу получив звание Неведомого Философа. Этот брат, Sar Inspirator Lucis, получил патент на право «основывать и управлять на острове Барбадос в Вест-Индии ложи и гептады Мартинистского Ордена, по распоряжению и законному праву Державного Трибунала Великой Ложи «Британика». 12 ноября 1982 года на Барбадосе была учреждена ложа «Императрица», и это стало точкой отсчета в проникновении Истинного Света в Британскую Вест-Индию.
По возвращении в Лондон в сентябре 1985 года, Sar Inspirator Lucis был снова принят Саром Гулионом и посвящен в те высшие степени Избранных Коэнов, в которые был посвящен сам посвятитель. В ознаменование этого события Sar Inspirator Lucis 25 сентября 1985 года сменил свой Nomen Mysticum на Sar Savitar. В то же время начались приготовления к преобразованию Провинциальной Ложи Барбадоса в независимую Державную Великую Ложу. Это событие было намечено на Пасху 1986 года.

Ландмарки мартинизма
(из сборника трудов «Quatuor Coronati»)

1. Вера в Бога, призываемого под именем Иешуа. Мартинизм является, по сути, христианским орденом, и Имя Иешуа призывается в каждой мартинистской ложе и указывается на каждом орденском документе. Вера в Бога является обязательным условием членства практически во всех посвятительных сообществах. Без нее мы лишаемся смысла жизни, и все клятвы наши также становятся бессмысленными. Мы – христиане не в смысле следования какому-либо узкому и догматизированному пути, но лишь в почтении в таинству воплощения Логоса в физическом мире. В этом смысле события христианского вероучения продолжают происходить, и именно такое участие Божественного в бытии нашего материального мира вызывает к жизни все чудеса, происходящие в ответ на наши молитвы и теургические акты. Все мартинисты хранят, или должны хранить, верность этой ландмарке.
2. Посвящение, передающееся от Луи-Клода де Сен-Мартена. Он именуется Неведомым Высшим (S::: I:::). Также можно считать, что посвящение изначально исходит как от Мартинеса де Паскуалли, так и от Л.-К. де Сен-Мартена. Именно эта преемственность делает нас мартинистами. Мы считаем акт посвящения наделяющим нас духовной сущностью, объединяющей нас в общую посвятительную семью. В мартинизме существуют различные ветви, по которым посвящение проходило вплоть до наших дней, например, русская ветвь (филиация), филиация Папюса, филиация Шабосо, но так или иначе все они восходят к Сен-Мартену. Согласно теории нашего уважаемого брата Роберта Амаду, суть посвящения состоит в отношениях духовного добровольного усыновления (филиации), методы которого были впоследствии претворены в различные ритуалы под влиянием разных личностей.
3. Организация Папюса. Структура Ордена представляет собой два предварительных и один полноценный градус, степень Неведомых Высших (S::: I:::). Все мартинистские ордена обладают единой структурой, хотя названия степеней могут различаться. Чаще всего первый градус называется степенью Ассоциата (Associate), второй – степенью Посвященного (Initiate), третий – степенью Неведомого Высшего (Superior Inconnu), иногда – Неведомого Служителя (Serviteur Inconnu).
4. Передача посвящения от человека к человеку лично. Посвящение осуществляется только лично должным образом уполномоченным Посвятителем, который может носить различные титулы. Посвящение есть дар Посвятителя посвящаемому, знак глубочайшего доверия между двоими людьми. Посвящение не может осуществляться по почте, по телефону или каким-либо иным способом, кроме как лично и перед основополагающими мартинистскими символами. Лицо, передающее посвящение, может именоваться Посвятителем, Вольным Инициатором (Initiateur Libre), Неведомым Философом. Во всех случаях это означает одно и то же, а именно, что данному лицу другим лицом дарована власть проводить посвящение. В определенной степени каждый Посвятитель независим и самостоятелен. Проводить посвящение или нет, оставляется на его собственное усмотрение, и его обязанность и добрая воля оказать интеллектуальную и духовную милость алчущему должны уравновешиваться осознанием им своей суровой ответственности за это деяние. Посвятитель не имеет права даровать посвящение никому, влекомому исключительно любопытством, или стремлением потакать своему внешнему «я», или меркантильными устремлениями. Если таковы требования к посвящаемым, то что же и говорить о качествах, считающихся обязательными для Посвятителей? Ведь именно в их руках пребывает наша традиция. Каждый Посвятитель обязан, по мере сил своих, хранить наследие предшественников и в неизменной форме передавать его последователям. Также он обязан следить и надзирать за тем, чтобы эта традиция никогда не порочилась и не обесценивалась, чтобы ее дар наследовали только те, кто должны образом приготовлен к этому, образован, кто точно сохранит ее в неизменности и в тайне, не опорочит и не обесценит.
5. Мастера прошлого. К их числу относят тех, кто создал, оформил и сохранил наши традиции, кто передал нам это учение через преемственность усыновления. Некоторых мы все знаем: это Папюс, Седир, Фанег, мэтр Филипп. Другие известны только представителям той или иной ветви Ордена. Третьи же трудились под настолько плотным покровом своих маски и плаща, что имена их ведомы только другим великим и святым душам, но не тем даже, кто окружал их при земной жизни. На каждом собрании мы призываем их имена и ищем их защиты и наставления.
6. Изначальная свобода посвященного следовать собственному пути воссоединения. Мартинистский орден с самого времени своего основания обладает определенным кодексом наставлений и некоторыми основополагающими символами. Помимо них, каждый Посвятитель и Председатель группы имеет свободу учить в соответствии с собственным пониманием учения Ордена и согласно интересам группы. Таким образом, мартинизм – это скорее путь, чем готовое и формализованное учение, и это правильно, поскольку воссоединение осуществляется только лично. Кто-то трудится в одном ордене, кто-то в другом, кое-кто вообще трудится в одиночку в качестве вольного мартиниста. Так было всегда.
7. Вера в процесс воссоединения как необходимое условие выхода из Леса Заблуждений. Орден мартинистов, начиная со своих предшественников эпохи расцвета учения де Паскуалли, полагал, что человек – существо падшее, погрязшее в лишениях и не подозревающее о благе и возвышенности изначального своего предназначения. Свою миссию школы Дона Мартинеса и Луи-Клода де Сен-Мартена всегда видели в напоминании человеку о славе и высшем его происхождении, указывая путь возвращения к истоку. Кто-то предпочитает следовать оперативным, деятельным путем, кто-то – путем сердца, но какой бы путь ни избирали люди, это странствие возможно начать и завершить.
8. Символическое облачение: плащ, маска и пояс-кордельер. Все равно, белого, черного или красного цвета плащ, бывает по-разному, точно так же, как пояс может быть белым (у S::: I:::), красным или золотым, с тремя или пятью узлами, или вообще без узлов. Все мартинисты пользуются этими многозначными символами, и их значение во всех случаях остается одним и тем же.
9. Использование трех основных цветов: черного, красного и белого. Они используются при изготовлении плащей, масок и поясов. Символизм их обычно трактуется одинаково во всех случаях.
10. Использование светочей, расставленных в форме треугольника. На мартинистском алтаре расположены три свечи в форме треугольника. В некоторых ложах они используются только в двух градусах, в других ложах – во всех трех, но одна свеча в одном градусе не зажигается. В символическом толковании этих светочей все мартинисты согласны между собой.
11. Использование пентакля. В одних орденах он располагается на полу на Востоке Храма, в других – на местом Посвятителя, или и там, и там. Во всех мартинистских документах он используется как всеобщий символ мартинизма.
12. Место Мастеров прошлого. В каждом мартинистском Храме, вне зависимости от его расположения и названия, отводится место, стол, стул или алтарь, увенчанное свечой, для воплощения Мастеров прошлого, которые раньше были в нашем Ордене, в цепи нашей Традиции, в нашей семье посвященных. Свеча должна зажигаться во время любых церемоний в знак призвания Мастеров прошлого и их присутствия на всех наших собраниях, а также нашего упования на присоединение к ним впоследствии.

ПРОТОКОЛ СОЮЗА ОРДЕНОВ МАРТИНИСТОВ

МАЙК РЕСТИВО, Сар Игнатий, I :: L ::

Далее следует крайне важный документ — свидетельство истории современного мартинизма. Несмотря на то, что ему более тридцати лет, а потому он не может служить свидетельством современного положения вещей в данной области, он, тем не менее, отражает все основные взгляды Ордена, которые, несомненно, представляют интерес для исследователей западной посвятительной традиции. Свои примечания я заключил в скобки. Поправки, связанные с развитием Ордена во времени, внесены в соответствии с данными авторитетных источников.

Орден Мартинистов был основан доктором Жераром Анкоссом (Папюсом) в 1891 г. и возрожден 13 августа 1960 г. в результате слияния «папюсовского» Ордена Мартинистов, расцветшего и обретшего могущество к 1952 г. (его восстановил в 1951 г. сын Папюса, Филипп Анкосс), и Лионского Ордена Мартинистов (в период правления Великого Мастера Анри Дюпона), первым Великим Мастером которого был в 1916 г. (т.е. в год смерти Папюса) ныне, увы, покойный Весьма Достославный брат Шарль Д’Этр (Тедер). Этот Орден, во главе которого стоял его Державный Великий Мастер Весьма Достославный Брат Филипп Анкосс, сын Папюса, в протоколе будет обозначаться аббревиатурой «ОМ».
Также существует Мартинистский Орден Избранных Коэнов, образовавшийся в результате слияния Традиционалистского Мартинистского Ордена (т.е. Избранных Коэнов (Elus-Cohen) Мартинеса де Паскуалли) и Ордена Розы и Креста Востока, тайно возрожденного в 1942 г. во время немецкой оккупации, во главе которого стоял его Державный Великий Мастер Весьма Достославный Брат Робер Амбелен. В протоколе он будет обозначаться аббревиатурой «МОИК».

1. В силу того, что, по мнению учредителей, В. Д. Б. (т.е. Весьма Достославных Братьев) Робера Амбелена, Анри Дюпона и Филиппа Анкосса, конституция Союза Мартинистских Орденов, принятая в Париже 26 октября 1958 г., была только предварительным шагом к окончательному объединению, которого в сердцах своих желают все участвующие стороны, несмотря на невозможность реализации такового в настоящий момент;

2. В силу того, что, по мнению учредителей, дальнейшее объединение ОО. ММ. (т.е. Орденов Мартинистов) является необходимым возвратом к мартинистской традиции XVIII века, как это было четко определено в основополагающих документах первых основателей Ордена, как в рукописном, так и в печатном виде;

3. В силу того, что кажется очевидным, исходя из написанного в книге Папюса, опубликованной в 1895 г. и озаглавленной «Мартинес де Паскуалли», что кроме явного восхищения, демонстрируемого Папюсом к тому, кого он на протяжении всей книги именует «Мастером», его утверждение, содержащееся на странице 212 указанного сочинения (т.е. «Невидимые Властители сделали свой выбор, сохранив свои архивы именно здесь, и для нас большая честь придать этим идеям еще большее значение путем их дальнейшей разработки».), привело их к заключению, что он также собирался поддерживать и продолжать работу того, кого Папюс часто именует «le Maitre» — «Мастер»;