А.Н. — Проявление мартинистских символов в учениях каббалы и тантры и о возвращении в землю обетованную

ПРОЯВЛЕНИЕ МАРТИНИСТСКИХ СИМВОЛОВ В УЧЕНИЯХ КАББАЛЫ И ТАНТРЫ И О ВОЗВРАЩЕНИИ В ЗЕМЛЮ ОБЕТОВАННУЮ

А.Н.

[download id=»30″ format=»pdf»]

В диаметре Алеф имел два-три сантиметра, но было в нем все пространство вселенной в натуральную величину. И каждый предмет (к примеру, зеркало) содержал бесконечное множество предметов, которые я ясно видел со всех точек мира.
Хорхе Луи Борхес. Алеф

Чтобы попытаться наиболее полно раскрыть те символы, которыми пользуется каждый мартинист на своем пути к реинтеграции – Маска, Плащ и пояс-кордельер на мой взгляд стоит задуматься над символизмом Тройного Света, горящего в центре этой комнаты, который суть Единый Свет и попытаться ответить на вопросы – каков долг человека перед самим собой, Вселенной и Творцом.
Бог или Воплощенный Логос (Иешуа) (Шин) состоит из тройного Йуда (Семени или сознания всех проявленных форм). Эта буква показывает тройственную природу Божества, проявляющегося посредством трех качеств сверхсознания или Алеф Мем и Шин в совокупном, реинтегрированном состоянии. В каббале Шин можно соотнести с правым столпом строгости Гвура или иными словами воплощения Логоса в мир материй.
Вселенная или Природа (Мем) мыслится бинарными категориями «да» или «нет», Свет и Тьма, а также тяготеет к коагуляции сознания человека в свое лоно, в каббале будучи представлена правым столпом милосердия Хесед.
Человек (или Алеф) состоит из двойного Йуда и разделена преградой, которая на самом деле есть Зеркало Натуры, отражение двойственности сотворенной Вселенной и может быть соотнесена с центральным столпом каббалы – т.е. с гармонией и баллансом бинеров, соединение которых и является целью каждого мартиниста. Алеф содержит в себе двойственную природу Человека. Его способность к Творению и Растворению. Тут можно заметить, что, к примеру, священная книга иудаизма – Тора начинается с буквы Бет, второй буквы еврейского алфавита, но не первой. Почему так? На мой взгляд потому, что Тора сама в своем названии содержит глагол «Творение», т.е. по сути описывает исход народа Израиля из земли прежней в земли новые. Здесь также интересно будет рассмотреть аллегории таких слов как «еврей» и «Израиль». Слово «еврей» происходит от глагола «эбер», что буквально означает «переходить через». Таким образом, это слово не является обозначением конкретной нации, также как идея «избранного народа» не принадлежит конкретной нации. Это собирательный образ тех праведников, которые способны пересечь духовное «Море» наших заблуждений и обрести семя реинтегрированного и единого сознания – Йуд. На востоке это Море называется Махамайей, т.е. буквально – вуалью или плащом неведения или Майи, которым как бы прикрыта истинная суть вещей, воплощенных в материальной форме. Таким образом, Небесный Град Иерусалим, или Израиль – это и есть то реинтегрированное состояние, к которому пытается подвести нас учение мартинизма. Это тот Небесный Град, который каждый посвященный символически строит внутри самого себя. Махамайя (великое заблуждение) также является и Махавидьей (всепросвящающим знанием) аллегорически представляющим собой оборотную сторону Зеркала Натуры или иными словами Власть Духа над Материей или эго. Адам Кадмон, реинтегрированный Человек представляет собой Йуд, точку в центре треугольника, в то время как три грани самого треугольника являются разверткой этого сознания на всю Вселенную посредством трех его качеств символически выраженных в сочетании Ха-Ва-Хе (Хава или Ева), либо Алеф-Мем и Шин, которые также именуются материнскими буквами или Матерями, говоря проще – тремя состояниями Вселенной. Создание, Поддержание и Разрушение. На востоке эти три качества представлены тремя гунами – Саттва, Раджас и Тамас в ведическом учении представленными тремя качествами единого сознания Шивы – Брахма, Вишну и Рудра. Брахма сотворяет мир, Вишну – поддерживает, Рудра разрушает. И только Шива является по легенде божественным супругом Богини Парвати, являющейся воплощением Ади Шакти – изначальной Силы Творения, она же – мать Кали, представляющая само время, стоящее выше любого творения. Таким образом, сознание или Бог познается посредством его силы или Богини, чье Вселенское тело упорядочено Тремя Светочами или Инструментами.
Маска представляет собой символ перехода. Это Алеф, символ Человека, который смотрит в зеркало своего подсознания – Мем (Воды). В трактате 17 века «Эдип Египетский» Афанасия Кирхера мы находим изображение буквы Алеф в виде человеческого силуэта, находящегося в центре круга из известных сфирот или проявлений различных качеств сознания во Вселенной. Таким образом, становится совершенно очевидно, что маска представляет собой Человека, двойственную природу его Бытия, а также является ключом к таинствам Натуры или Природы.
Плащ представляет собой покров таинства или Воды изначального Хаоса – Мем, в котором сознание предстает в смешанном варианте. Он же может отождествляться с человеческим эго, или рациональным умом, на востоке, ассоциируемом с непоседливой обезьяной, которая никак не может усидеть на месте. Также Плащ – это, по сути, зеркало мистерий, представляющее собой Богиню, через которое Человек может узреть свет Бога (Сознания). Например, в учении индуистской тантры именно Богиня держит в руках Меч Закона (Шин), представляющий собой ни что иное, как проявленное божественное сознание или высшую Речь, Паравак. Все усилия тантриков нацелены на обретение сверхсознания Шивы (Бога) посредством практики речевых упражнений (рецитации мантр) пока сознание не сможет выделить из какой-либо мантры ее духовную суть – биджа слог или семя. Так собирая семена сознания, или Голос разбросанные в Разговоре, т.е. обыкновенных звуках, издаваемых живым существом тантрик собирает части своего собственного Я в единый конгломерат, по сути, занимаясь той же реинтеграцией, что проповедует учение мартинизма. Также стоит заметить что понятия «Голос», относящееся к Творению и «Разговор» – к Сотворяемому широко используются в каббале, в частности в известной книге Зохар. В системе, описанной в Зохар, Вселенная представлена несколько иначе, чем в более поздней концепции Древа Жизни, выделенной испанским каббалистом Моше Кордоверо на основе этой книги. Она представляет собой замкнутую сферу, состоящую из 10 сфирот или сосудов сознания и 248 Органов или ступеней, по которым может быть осуществлено сочетание Света Хасидим (Или Голоса символически названного Сердце) и Шхины (т.е. сознания Бога или Разговора, символически представленного Устами или Ртом). Эти Органы распределены по 6 ступеням Вселенского Горла, как оно названо в Зохаре, или 6 ликам Садашивы (если рассматривать учение индуистской тантры). Цифра 6 также имеет непосредственное отношение к учению мартинизма. Также каждый Орган соответствует буквам в иудейской молитве «Шма Исраэль» – слушай Израиль из буквального названия которой следует, что она создана для того, чтобы вновь раскрыть перед Человеком его внутреннее Море, затянутое Плащом или покровом тайны и вернуть его (т.е. народ Израиля) в его изначальную Землю откуда он некогда вышел. 248 букв этой молитвы распределены по 5 слоям осознания или Горла. В шестом слое происходит соединение Бога и его Шхины или Шивы с Парвати в восточном учении. При этом весь 22 буквенный еврейский алфавит в Зохаре также разбит по этим пяти слоям:

1. Алеф-Хет-Хей-Айн соответствуют Горлу.
2. Гимел-Йуд-Каф-Куф – Нёбу.
3. Далет-Тет-Ламед-Нун-Тав – Языку.
4. Зайн-Самех-Шин-Рейш-Цаде – Зубам.
5. Бет-Вав-Мем-Пей – Губам.

Таким образом, учение Каббалы показывает нам, что Слово, являющееся истинным именем Бога, может быть познано посредством выделения семян Голоса из нашей Речи или Разговора, являющейся проекцией изначального Звука во Вселенной. О том же самом нам говорит и учение Тантры, представленное идеологом Кашмирского Шиваизма Абхинавагуптой в трактате «Паратришика виварана», где он соотносит священный язык санскрита с определенным местом произношения в ротовой полости человека как физически, так и метафизически. При этом 50 букв санскрита также называемые в тантре Матриками или Богинями-Матерями распределяются по шести чакрам или слоям сознания, подобным же образом, описанным в каббалистической книге Зохар.
Говоря о числе 50 интересные параллели можно найти и с иудейским учением, а точнее в истории о пророке Илии описанном в 4-й Книге Царств:

8 Они сказали ему: человек тот весь в волосах и кожаным поясом подпоясан по чреслам своим. И сказал он: это Илия Фесвитянин.
9 И послал к нему пятидесятника с его пятидесятком. И он взошел к нему, когда Илия сидел на верху горы, и сказал ему: человек Божий! царь говорит: сойди.
10 И отвечал Илия, и сказал пятидесятнику: если я человек Божий, то пусть сойдет огонь с неба и попалит тебя и твой пятидесяток. И сошел огонь с неба и попалил его и пятидесяток его.
11 И послал к нему царь другого пятидесятника с его пятидесятком. И он стал говорить ему: человек Божий! так сказал царь: сойди скорее.
12 И отвечал Илия и сказал ему: если я человек Божий, то пусть сойдет огонь с неба и попалит тебя и твой пятидесяток. И сошел огонь Божий с неба, и попалил его и пятидесяток его.
13 И еще послал в третий раз пятидесятника с его пятидесятком. И поднялся, и пришел пятидесятник третий, и пал на колена свои пред Илиею, и умолял его, и говорил ему: человек Божий! да не будет презрена душа моя и душа рабов твоих
— сих пятидесяти — пред очами твоими;
14 Вот, сошел огонь с неба, и попалил двух пятидесятников прежних с их пятидесятками; но теперь да не будет презрена душа моя пред очами твоими!
15 И сказал Ангел Господень Илии: пойди с ним, не бойся его. И он встал, и пошел с ним к царю.

В данном отрывке примечательна аллегория Илии, сидящего на Горе, а также Царя (Малха ивр.) посылающего к нему солдат для его снисхождения вниз числом 50 ровно 3 раза. 3 раза по 50 равно 150, т.е. именно столько, сколько псалмов насчитывается в книге Царя Давида – псалтыри.
Здесь интереснейшим образом отыгрывается тройственное представление числа 50. Практически неизвестно каббалистическое учение о 50 Вратах Бины, т.е. неких ступеней сознания, ведущих постепенно к пониманию структуры всего мироздания. Примечательно также, что в восточном учении 50 букв санскрита равномерно распределены по 6 основным слоям сознания – чакрам и являются репрезентацией отдельных качеств этих слоев, т.е. лепестками символических лотосов. Кроме того, в восточном учении тантры, вся Речь из 50 биджа-слогов-букв санскрита также соответствует 50 основным местам силы Индии, по легенде представляющим ничто иное как расколотое тело Богини Сати, символически представленное утраченной Мудростью (Софией), которую снова должен обрести новый Человек. Это тесно связано с геомантией как внешней по отношению к земле Бхараты (Индии), так и внутренней – собственному телу, которое согласно русской поговорке является Храмом для Духа и также должно быть выстроено по определенным правилам, чтобы Дух мог проявить себя в высшей своей Славе, буквально совершив паломничество в виде пилигрима по святым местам для восхождения на гору Кайлас, в западном учении Рыцарей Храма понимаемой как Небесный Град Иерусалим, в который осуществляется крестовый поход для обретения Святыни или внутреннего Грааля.
Также касательно основных мартинистских символов можно провести и более древнюю аллегорию с Книгой Тота-Гермеса, которая по преданию состояла из трех частей. Кроме того, описан облик Илии. Помимо накидки (плаща) он также подпоясан кожаным поясом.
Следующий отрывок дает еще более интересные намеки:

4 И сказал ему Илия: Елисей, останься здесь, ибо Господь посылает меня в Иерихон (Небесный Иерусалим). И сказал он: жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя. И пришли в Иерихон.
5 И подошли сыны пророков, которые в Иерихоне, к Елисею и сказали ему: знаешь ли, что сегодня Господь берет господина твоего и вознесет над главою твоею? Он сказал: я также знаю, молчите.
6 И сказал ему Илия: останься здесь, ибо Господь посылает меня к Иордану. И сказал он: жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя. И пошли оба.
7 Пятьдесят человек из сынов пророческих пошли и стали вдали напротив их, а они оба стояли у Иордана.
8 И взял Илия милоть(плащ) свою, и свернул, и ударил ею по воде, и расступилась она туда и сюда, и перешли оба посуху.
9 Когда они перешли, Илия сказал Елисею: проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя. И сказал Елисей: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне.
10 И сказал он: трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь, не будет.
11 Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо.
13 И поднял Елисей милоть(плащ) Илии, упавшую с него, и пошел назад, и стал на берегу Иордана;
14 И взял милоть Илии, упавшую с него, и ударил ею по воде, и сказал: где Господь, Бог Илии, — Он Самый? И ударил по воде, и она расступилась туда и сюда, и перешел Елисей.
15 И увидели его сыны пророков, которые в Иерихоне, издали, и сказали: опочил дух Илии на Елисее. И пошли навстречу ему, и поклонились ему до земли,
16 И сказали ему: вот, есть у нас, рабов твоих, человек пятьдесят, люди сильные; пусть бы они пошли и поискали господина твоего; может быть, унес его Дух Господень и поверг его на одной из гор, или на одной из долин.
Он же сказал: не посылайте.
17 Но они приступали к нему долго, так что наскучили ему, и он сказал: пошлите. И послали пятьдесят человек, и искали три дня, и не нашли его,
18 И возвратились к нему, между тем как он оставался в Иерихоне, и сказал им: не говорил ли я вам: не ходите?

Также идет упоминание о неких Трех Днях, пятидесяти Праведниках Иерихона, а самое главное – о Плаще Илии, который унаследовал Елисей. В данном отрывке конкретно описан функционал плаща – он необходим для того, чтобы Море могло расступиться и соединить обе стороны – Иерихон (он же – Иерусалим, он же – Земля Обетованная, он же Кетер) с другой стороной. По сути, Плащ и является самим Морем или мирозданием, так как в другом отрывке из Торы мы находим следующее сообщение о миссии Машиаха (или спасителя), призванного вернуть человека в обетованную землю.
После смерти Моше (Моисея) в пустыне Иисусу Навину (ивр. Иешуа Бин-Нун) явился Бог и велел ему возглавить народ и вместе с ним перейти Иордан — в Обетованную землю: «Всякое место [в Обетованной земле], на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам, как сказал Я Моисею […], и как был Я с Моисеем, так буду с тобою и не отступлю от тебя […], ибо народу сему ты передашь во владение землю, которую Я клялся отцами их дать им.»
В течение Семи дней армия окружает городские стены. На седьмой день войско обошло город семь раз, в сопровождении священнослужителей, дующих в трубы (Нав. 6:14-16).
Символизм числа семь в каббале, а также в учении индуистской тантры вполне ясен.
В связи с вышеописанной символикой мартинистского Плаща хочется упомянуть о еще одном любопытном моменте в книге Исход. Глава 14. Где речь также идет о том, что по мановению руки Моисея расступились Воды:

19 И двинулся Ангел Божий, шедший пред станом Израилевых, и пошел позади их; двинулся и столп облачный от лица их и стал позади их;
20 И вошел в средину между станом Египетским и между станом Израилевых, и был облаком и мраком для одних и освещал ночь для других, и не сблизились одни с другими во всю ночь.
21 И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды.

Данные стихи 19, 20 и 21 весьма известны в каббале и их также можно соотнести с тремя материнскими буквами иврита – Алеф, Мем и Шин. Кроме того, записанные на иврите способом названным по-гречески Бустрофедон эти три стиха представляют собой 72 имени Бога или Ангелов Шемхамефораш. Бустрофедон – это способ, при котором стих записывается через строчку, причем разделителем строк выступает промежуточная строка, записанная зеркально, иными словами играющая роль зеркала, т.е. все тот же символ Маски-Алеф. Таким образом, две враждующие армии – Египта и Израиля представляют собой символические отношения Духа и Материи.
72 имени распределены по каждому из 36 полудеканов зодиакального круга и, как считается, управляют ходом всего мироздания. Кроме того все в той же книге Афанасия Кирхера «Эдип Египетский» они соотнесены с 72 народами, населяющими весь земной шар, а также с 72 сакральными языками каждого из народов, подробно описанных в книге 17 века Джеймса Бонавентура-Хепберна – «Virga aurea» или небесный золотой жезл, также переводимый как «Златая Дева». При этом, 36 Ангелов относятся к Богу, Йуд или Логосу, а 36 – к Богине (Ха-Ва-Хе), что в сумме дает нам Тетраграмматон. Слитые вместе в 36 деканах они соответствуют 36 таттвам или состояниям сознания Кашмирского Шиваизма – учения индуистской тантры.
Практическая работа с этими сущностями, а по сути с тройственной сутью трех инструментов – Маски, Плаща и Кордельера широко представлена в работах Робера Амбелена по практической Каббале, взявшей за основу теургические методы Избранных Коэнов Мартинеса Паскуалиса, одного из основателей мартинистского учения.
Таким образом, совершенно очевидно, что Кордельер представляет собой связь души с породившим ее светом чистого Сознания. Илия при вознесении на небо завещает свой плащ Елисею, чтобы тот смог самостоятельно раздвинуть море с помощью него, но его кожаный пояс остается при нем. Это и есть та аллегорическая нить посвящения, что связует Братьев и Сестер на Пути в единую цепь. Это Шин, тройственный логос воплощенного Бога Иешуа, через которого обретается целостное Бытие. Пламенеющий фламберг – суть гирлянда букв, или Речь, созидающая Вселенную и содержащая в своем потоке то самое утерянное Слово, что есть непостижимая Красота, обретаемая в центре круга.