ТЕУРГИЯ И МАРТИНИСТСКАЯ ТРАДИЦИЯ
RECTIFICUS, S::: I::: I:::, XI/V, Старец круга № 8
[download id=»1″ format=»pdf»]
К сожалению, многие неверно понимают термин «теургия», часто путая ее с магией. Такое непонимание можно встретить зачастую даже среди тех, кто именует себя эзотериками и мистиками.
Важно понимать, что магию теоретически можно спутать с теургией, поскольку между ними имеются определенные сходства. И та, и другая в той или иной степени подразумевают ритуальную практику. И та, и другая пользуются определенными словами или мысленными образами для достижения намеченной цели. Однако все равно магия и теургия не суть одно и то же. Главное различие между ними состоит в месте, отведенном в действии Воле.
В магии ритуалы, мысленные образы и слова используются для обогащения и усиления личного Эго и его Воли. В теургии же ритуалы, мысленные образы и слова используются для осуществления слияния личного Эго с Волей Бога. Это слияние в изначальной мартинистской традиции носит название «Сердечного пути». Отсюда можно сделать вывод, что основное отличие теургии от магии состоит в месте Воле в процессе достижения намеченной цели. Это различие основано на положении Человека как творца в созданном Богом мире.
Человек как творец
Важно понимать, что человек есть существо Божественное, сотворенное по Образу и Подобию Божию. Следовательно, помимо прочего, человек также является творцом. Здесь важно не сделать ошибки: творцом он, конечно, является лишь на минимальном уровне и на самом низком из планов мироздания, по сравнению с Богом, но это не меняет его сути. Человек способен творить мысленно, а также словом. Сидя неподвижно и занимаясь тем, что во многих эзотерических школах называется «визуализацией», мы мысленно творим все то, что визуализируем. Ясно, что все сотворенное нами таким образом создается на ментальном, или астральном, плане, однако мы способны явить нами сотворенное посредством акта Воли. Другими словами, мы можем изъявить Волю, чтобы проявилось или случилось нечто ранее нами вымышленное. Так мы упражняемся в своей внутренней врожденной Божественности, той самой силе, которая не была отнята у Человека после грехопадения. Также Человек способен использовать для достижения своих целей словом.
Человек как маг
Простым словоизъявлением, утверждением «Да станет так!» так и становится. Посредством присовокупления формул «Да будет так!» или «Да станет так!» к своей Воле человек запускает действие цепочки вибраций в направлении исполнения, или проявления результатов, своих желаний. Конечно, это проявление может быть отстрочено по времени, изменено или ограничено в силу влияния кармических сил. Упражняя свою Волю, мы утверждаем: «Да будет воля моя!». Это простейший пример магического действия. Обычно магия воспринимается нами на самых романтических примерах, вроде церемоний, эвокаций (призывов к силам), зримых явлений, заклинаний, магических чар и пр.
Человек как теург
Но давайте теперь рассмотрим другую операцию. Предположим, мы визуализировали то, что желали бы видеть явленным. Затем, вместо пожелания, чтобы это случилось или явилось, вместо формулы «Да сбудется воля моя!» мы произносим «Святый Отче, да будет Воля Твоя!». В этом случае мы осуществляем слияние нашего собственного Эго с Божественной Любовью, и приводим свою волю в соответствие с Божественной Волей. Мы выразили свое желание, но оставили его проявление на Его Волю, а не на свою волю. Вот простой пример настоящей теургии. В теургии, если мы полагаем Божью Волю превыше нашей воли и приводим свою волю в равновесие с Божьей, нам нет необходимости всякий раз при изъявлении желания мысленно творить. Если такова Его Воля, это так или иначе будет явлено. «Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?» (Матфей, 7:9)
Уравновешивая свою волю с Божьей в ходе нашей работы, мы открываем свое сознание потоку Божественного Сознания. Часто случается, что мы приступаем к своим работам, имея в уме заранее разработанный для них определенный план, а затем, уже в ходе работы, понимаем, что и не думали об этом, переступая порог святилища. В теургии мы признаем свою роль посредников исполнения Божьей Воли. Отличным примером теургии является таинство Евхаристии в ходе обедни.
Инициационная работа
Для занятий чистой и истинной теургией необходимо обладать знанием, силой и властью использовать эту силу. По праву рождения, все люди обладают Божественной силой: «В Нем была жизнь, и жизнь была Свет человеков» (Иоанн, 1:4). Правильно пользоваться этим Божественным правом означает, что человек должен уравновесить свое сознание в Божественном потоке, дабы пробудить спящего гиганта – свою внутреннюю Божественность («Христа в тебе, упование Славы»). Правильное равновесие в Божественном потоке достигается в ходе настоящей, истинной и правильно проведенной инициации, и такая инициация может быть получена только лично и только от того, кто является звеном единой и неразрывной посвятительной цепи. Первым звеном такой посвятительной цепи обычно является некто установивший на внутреннем уровне личный контакт для обретения инициатической силы. Принимая посвящение в теургическом ордене, например, в Мартинистском Ордене Розы+Креста, вы просыпаетесь – и в вас начинает действовать ранее дремавшая Божественная сила, а вы сами становитесь истинным чадом Господним.
Недостатки магии
Основной недостаток магии – в том, что личное Эго в ней преобладает надо всем, и главной задачей становится реализация личной воли: «Да будет воля моя!». Таким образом, магия раздувает Эго во имя получения источника энергии, а затем преобразует силу и энергию гипертрофированного Эго в волю, направляющую эти силу и энергию вовне. Ничего удивительного нет в том, что Сен-Мартен отвергал такую практику. Он знал, что, в силу того, что магия использует личные преимущества человека как Божьего творения, человек также должен принимать на свои плечи всю ответственность за результаты своих магических действий. Другими словами, в магии мы вызываем и принимаем действие кармических результатов, будь они хороши или плохи (обычно плохи). А поскольку «темна вода во облацех», занятия магией всегда очень рискованны, поскольку магу трудно, практически невозможно, предсказать конечный результат.
Преимущества теургии
Занимаясь теургией, с другой стороны, посвященный теург, которому известна эта тайна, использует метод совершенного слияния своей личной воли с Божьей Волей, дабы это волевое единство гарантированно привело к обретению нужного результата, ибо Божья Воля сбудется как бы то ни было. Согласно законам древней и истинной теургии, как она преподаетеся в Мартинистском Ордене Розы+Креста, Совершенное Господне Видение неизмеримо превосходит несовершенное видение человеческое, ибо «пути Господа – прямые». Соотносится ли это утверждение с понятием кармы? Конечно! И это хорошая карма, ведь ничего, кроме блага, не может быть результатом реализации Божьей Воли. Таков истинный смысл заповеди нашего Мастера: «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Матфей, 5:48).
Бог и «космическое»
Означает ли это в таком случае, что, если мы завершаем визуализацию формулой «Если это понравится Космическим силам, да будет так», то мы занимаемся теургией? Нет! Термин, «космические силы», в первую очередь, не включает в себя Бога. Для иллюстрации данного отличия, рассмотрите такую аналогию: подумайте о себе как о «космическом феномене», а обо всей Вселенной – как о Боге. Вы видите, что в рамках данной аналогии Бог включает в Себя вас, но вы не включаете в себя Бога.
Но между этими терминами существует и иное, значительно более важное различие. Термин «космические силы» предполагает некую холодную, бездушную, неизмеримо отдаленную от нас Безличность, совокупность организованных сил без личности, нечто наподобие электрогенератора – источник энергии, могущий быть использован во благо или во зло в зависимости от воли того, кто управляет им. В то же время понятие Бога предполагает личность, разум (а ведь именно таково изначальное значение греческого слова «Ноус») и чувство. Для занятий магией необходимо всего лишь воззвать к бездушному и бесчувственному Космосу. Для занятий теургией необходимо осознать существование неизмеримо большей Воли, более могучего Разума и великой Души, в которые вы стремитесь проникнуть. Истинные мартинисты работают с помощью Бога, а не просто Космоса.
Сен-Мартен и теургия
Рассмотрим же взгляды на теургию самого Сен-Мартена. Во-первых, Сен-Мартен отвергал ритуальные действа Избранных Коэнов Паскуалли как излишние для поисков Бога. Ритуальные действа Избранных Коэнов к настоящему времени практически стерлись из памяти людей, поскольку о них напоминают лишь несколько дошедших до нас рукописей, не самого лучшего качества и не самых полных. Из них можно понять, что Паскуалли пользовался церемониальной магией, очень похожей на описанную в средневековых гримуарах. Несмотря на то, что сам Паскуалли называл эти процедуры теургией, в действительности они теургией не являлись. Магия Избранных Коэнов была простой средневековой магией, пусть даже Паскуалли, при всем уважении к его гению, человек недостаточно образованный, и называл е теургией. Отсюда ясно, что на протяжении всей жизни Сен-Мартен путал два этих термина и неверно именовал магию теургией, поскольку именно так обучили его в первой его посвятительной школе, в Ордене Избранных Коэнов.
Но учил ли Сен-Мартен настоящей, истинной теургии? Да! Он просто пользовался для ее описания другим термином – «Божья магия (магизм)». Вот что говорится в одном из его писем барону Киршбергеру:
«В нашей первой школе было кое-что ценное. Я даже склонен думать, что Паскуаллис… владел действенным ключом ко всему тому, что наш дорогой Бёме открывает своими теориями… Из всего этого следует, что можно создать совершенное сочетание, поженив нашу первую школу с нашим другом Беме. Именно над этим я работаю, я откровенно признаюсь Вам, я нахожу новобрачных так отлично подходящими друг другу, что ничего более совершенного и представить себе не могу…»
(Письмо XCII, июль 1896 г., Теософская корреспонденция)
Что Сен-Мартен имеет в виду, говоря о «женитьбе их первой школы с их другом Беме»? Это просто: действенный ритуал должен соединиться с Божественной философией, а ведь именно этим занимается настоящая теургия. Давайте рассмотрим также и следующие утверждения из книги Сен-Мартена «Человек: его истинная природа и служение»:
«Все эти понятия указывают на один и тот же термин: Божественный Магизм, охватывающий все вещи, наполняющий все сущее, проникающий во все сущее. Если люди направляют свои упования в любом направлении, где вероятно действие этого магизма, они непременно вскоре окажутся у одного из его источников, которые все основаны на этом магизме, и тут же погрузятся в эти радости, поступающие через разнообразные каналы, но все коренящиеся в природе Бога…
Тот же самый закон положен тебе, Человек-Дух, для управления твоим достоянием как провозвестника Истины. Ты и есть Господня Земля, ты исполнитель Божественной Воли во Вселенной… Он посылает тебе это веление, желая при этом, чтобы ты растрачивал себя впустую во имя его исполнения, но предостерегая, что строго взыщет по результатам исполнения Своей Воли, коия состоит только и исключительно в восстановлении порядка, мира и жизни в той части Его Царства, коию Он доверил твоим заботам. Эта работа и есть Божий магизм и свершение молитв. Когда Он таким образом ниспосылает тебе желание или жажду какого-либо рода, Он не только принимает тебя в Свои советники, но и привносит в тебя самого Свой совет, и пробуждает внутри тебя высочайшие и славнейшие цели Мудрости Своей; Он зачинает в тебе те самые отношения, в каких Он Сам состоит со всем ущербным и несовершенным, а также снабжает всем необходимым для его исправления и восстановления, то есть Он снабжает тебя из глубин Славы Своей средствами исполнения Его Воли… эта работа и есть свершение и принятие молитвы, поскольку именно так действует Божественный порядок, переходящий и к тебе…»
Ясно, что Сен-Мартен верил в сочетание практического применения человеческих сил (как у Избранных Коэнов) и его возвышения до поднебесного уровня видений Бёме. А именно этим и занимается теургия.
Теургия и мартинизм
Нет никакого сомнения в том, что Сен-Мартен пользовался теургией и учил ей, и эта тайная традиция перешла к членам Мартинистского Ордена Розы+Креста и всем истинным мартинистам. «Мартинистский» Орден, не обладающий преемственностью традиции истинной теургии не передающий ее своим посвященным, не способен обеспечить исполнение ими работ, предписанных самим Сен-Мартеном, «управления твоим достоянием как провозвестника Истины».
Если мартинист не владеет традицией теургии, как он или она могут следовать закону Бога, как его описал Сен-Мартен, а именно «восстановлению порядка, мира и жизни в той части Его Царства, коию Он доверил твоим заботам». Могут ли порядок, мир и жизнь восстановиться от простых разговорах о них? Могут ли порядок, мир и жизнь восстановиться от того лишь, что некто был посвящен (если хотя бы на это хватило сил), а потом просто время от времени приглашался на любительские лекции? Нет! Как человек действия Сен-Мартен понимал, что «Он посылает тебе это веление, желая при этом, чтобы ты растрачивал себя впустую во имя его исполнения, но предостерегая, что строго взыщет по результатам исполнения Своей Воли». Настоящий мартинист понимает, что одними лекциями сыт не будешь. Истинный мартинист понимает, что работа по Воссоединению не свершается одними разговорами, но также и чистой и истинной теургией.
Настоящий мартинизм и теургия
Истинный Мартинистский Орден воспитывает мартинистов-теургов, следующий в своей теургии завету Сен-Мартена восстанавливать порядок, мир и жизнь в мире. Мартинистский Орден, отрицающий теургию, или факт, что Сен-Мартен практиковал теургию и наставлял в ней своих учеников, не просто не следует истинной мартинистской традиции согласно писаниям Сен-Мартена, но и не способен передать ее своим посвященным. Такой «неполный» мартинистский орден должен помнить слова Сен-Мартена о том, что Бог «строго взыщет по результатам исполнения Своей Воли», а Воля эта состоит в неизменном труде во имя Воссоединения. Мартинистский Орден Розы+Креста никогда не отказывает своим посвященным в ознакомлении с полной и совершенной мартинистской традицией, а традиция эта включает в себя в качестве неотъемлемой части также и учение Сен-Мартена о теургии.