Якоб БЁМЕ — Ключ

КЛЮЧ

Якоб БЁМЕ

[download id=»11″ format=»pdf»]

[download id=»17″ format=»pdf»]

ПРЕДИСЛОВИЕ ПЕРЕВОДЧИКА

В начале 90-х годов русскоязычные читатели вновь увидели Аврору, репринт с издания 1914 года. Книга эта была первой, написанной немецким сапожником Бёменом в городе Гёрлице в 1612 году, в возрасте тридцати семи лет. Язык произведения Карл Густав Юнг назвал «поэтическим косноязычием», что в принципе точно, и все же не совсем справедливо, поскольку нельзя критиковать того, кто описывает неописуемое. Для видений, открывшихся духу Якоба, не существовало выразительного языка, и ему пришлось изобретать язык самому. Неоценимую помощь в этом оказал ему некто Бальтазар Вальтер, один из лучших учеников Парацельса, розенкрейцер и практикующий алхимик. Вальтер познакомился с Бёме в трудный для Якоба период. К моменту выхода из печати Авроры, место лютеранского Пастора в Гёрлице уже занял Грегори Рихтер, убежденный ортодокс и охотник за ведьмами. Прочитав произведение Бёме, он объявил последнего еретиком и пообещал предать анафеме, если тот посмеет еще опубликовать нечто подобное. Такая угроза совсем не выглядела шуткой в то время, и Якоб принял решение более не вести никаких записей.
История Якоба Бёме напоминает историю Святого Павла (недаром Бёме часто цитирует его послания). В один прекрасный день к ученику сапожника пришел незнакомец, когда хозяин мастерской отсутствовал. Он купил пару ботинок за несуразную цену, названную Якобом из боязни навлечь гнев хозяина, и вышел из мастерской. Посреди дороги он вдруг обернулся и громко позвал: «Якоб, Якоб, выходи!» Испуганный мальчик выскочил на улицу и подбежал к незнакомцу. Тот сказал ему: «Якоб, ты мал, но станешь велик, и превратишься в другого человека, которому будет дивиться Мир. Будь благочестив, бойся Бога и слушайся Его Слова. Прилежно изучай Святое Писание, в котором найдешь утешение и добрый совет, ибо тебе предстоит перенести нужду, бедность и гонения, но ты устоишь, потому что любит тебя Бог и благоволит к тебе.» После этой встречи у Якоба в течение семи дней были видения, он лицезрел Господа, Ангелов, и Сотворение мира, и жизнь его взаправду изменилась.
Бальтазар Вальтер, обучавшийся в эзотерических школах Сирии, Египта и Греции, дал Бёме основы алхимии и Каббалы, а также помог ему создать собственный выразительный язык, умело используя алхимические термины и символы, и, в итоге, убедил его начать писать снова. Так, в течение короткого времени были созданы рукописи Mysterium Magnum, Значение Всех Вещей, Путь Христа, и некоторые другие, среди которых Ключ в прямом смысле являлся ключевой работой, проясняющей смысл остальных. Тем не менее, к работам этим имели доступ только близкие друзья Якоба, и первая публикация их состоялась лишь после его смерти в 1624 году. Благодаря переводу Джона Спэрроу труды Бёме в 1650 году стали известны в Англии. Эти произведения оказали столь сильное влияние на британских мистиков, что ими было организовано так называемое Филадельфийское Общество последователей Бёме, которое возглавила Джейн Лид (1620-1704), – женщина, часто называемая «Английским Бёме».
Основой для перевода послужило издание Адама МакЛейна из серии Magnum Opus Hermetic Sourceworks. Все библейские цитаты соответствуют каноническому тексту русской Библии; ссылки отсутствуют там, где их нет в оригинале.

Глеб Бутузов

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА

Написано, что Человек Природы не получает ни каких-либо Даров От Духа, ни Тайны Царствия Божьего, это все Бессмыслица для него, и познать он этого не может: поэтому я предупреждаю Любителя Христианских Мистерий и увещеваю его, если он изучит эти Высшие Писания, прочтет, исследует и поймет их, он не должен относиться к этому, как внешнему, а должен сделать это предметом сосредоточенных Размышлений и Медитации; иначе он останется только на Почве внешнего Воображения, и получит не более чем фальшивую копию этих вещей.
При помощи одного только Человеческого Разума, без участия Божественного Света, не получится дойти до их Сути, это невозможно; каким бы острым и высокоразвитым не был Ум, он воспримет их не яснее, чем отсвет на Стекле.
Ибо Христос говорит, без меня вы ничего не сможете сделать, а он есть Свет Мира, и Жизнь для Человека.
Если некто стремится найти Божественное Основание, или же Откровение Божье, он прежде всего должен решить для себя, с какой Целью он хочет познать подобные Вещи; хочет ли он принести их в дар Славе Божьей и Благополучию Ближнего своего; или же он хочет погибнуть в Земном, следовать только своей собственной Воле, и жить в том, чего он так искал и желал, и стать одним Духом с этим.
Если же у кого нет Цели, ради которой он хочет, чтобы Бог открыл себя и свои Тайны ему, тому следует стать одним духом и одной Волей с ним, и полностью отдаться ему, и тогда Дух Божий сможет сделать то, что приятно ему, и исходит от него, и человек этот сможет стать его Знанием, Волей и Делами, а иначе он не готов к такому Знанию и Пониманию.
Есть многие, ищущие Тайн и скрытого Знания только ради того, чтобы быть уважаемыми и высоко ценимыми в Миру, и иметь свою выгоду и прибыль; но они не доберутся до этой Основы, в которой Дух видит все Вещи, как написано, даже самые глубокие Божественные Вещи.
Это должна быть Воля полного отречения, в которой сам Бог ищет и трудится, и которая постоянно проникает в Бога в Унижении отречения и податливости, не ища ничего, кроме его Вечной Родины, и этим Служа Ближнему, и тогда человек сможет достигнуть; начинать же следует с подлинного Раскаяния и Исправления, с Молитвы, и тогда Понимание сможет открыться изнутри; а внутреннее сможет проявиться снаружи.
Но когда он читает такие Писания и не понимает написанного, он не должен сразу же отбросить их прочь, и решить, что этого понять невозможно; нет, он должен обратить свой Ум к Богу, умоляя его о Милости и Понимании, и читать вновь, и тогда он увидит больше в этих [писаниях], пока Воля Божья сама не приведет его к самым Глубинам, то есть к надприродному и сверхчувственному Основанию, или к Вечному Единству Бога; там человек услышит непроизносимое и подлинное Слово Божье, которое вернет его вновь вовне с помощью Божественной Эманации, к самой неподатливой и зловредной Земной Материи, а затем назад вовнутрь, к Богу; и тогда Дух Божий проверит все Вещи собой и через себя, и тогда человек правильно познает, и ведет его Господь.
Поскольку все Любящие их [эти Вещи] желают получить Clavis, или Ключ к моим Писаниям, я готов с радостью дать им его, для чего я сделал краткое Описание Основания тех необычных Слов, часть из которых взята из Природы и Разума, а часть принадлежит выдающимся Мастерам, и каковые я использовал согласно Разумения, и нашел их хорошими и подходящими.
Разум приходит в смущение, когда имеет дело с Варварскими Выражениями и Словами, используемыми при Объяснении Природных Вещей, предполагая, что мы должны использовать только Слова Писания (или слова, заимствованные из Библии); но поскольку такие слова не всегда распространяются на Объяснение свойств Природы и могут использоваться для этого, и, также, Человек не способен с их помощью выразить Основу: кроме того, Мудрые Варвары и Евреи скрывали глубинную Основу Природы за такими словами, хорошо понимая, что Знание Природы не для каждого, а только для тех, кого Господь сам избрал в Природе для этого.
Но никого это не должно смущать; потому что когда Бог раскрывает свои тайны какому-либо Человеку, он также привносит в его Ум Способность выразить их тем способом, каковой по разумению Божьему является наиболее подходящим и благотворным для каждой Эпохи, чтобы вернуть смешавшиеся Языки и Суждения на Истинную Почву снова: Люди должны знать, что это не приходит Случайно, а достигается человеческим Разумом.
Откровение Божественных Вещей возникает из Внутренней Основы Духовного Мира, приобретает видимые Формы, когда Создателю угодна их манифестация.
Я составил лишь краткое Описание Божественных Манифестаций, настолько полное, насколько я смог уместить в этих рамках; я разъяснил необычные Слова для лучшего Понимания наших Книг, и подвел некий итог этих Писаний, или их Конспективную Модель для Рассмотрения Начинающими и им в Помощь: дальнейшее Разъяснение можно будет найти в других Книгах.

Якоб Бёмен

CLAVIS

Или Объяснение некоторых принципиальных Моментов и Высказываний
Как следует рассматривать Бога вне Природы и Творения

МОИСЕЙ сказал, Господь Бог наш есть единый Бог. В другом месте он сказал, что из него, через него и в нем все вещи; другими словами, не есть ли я – он, наполняющий все вещи? Через его Слово создано всё, что создано; это позволяет нам сказать, что он является Источником всех вещей; Он есть Вечное неизмеримое единство.
Например, когда я размышлял над тем, что было бы на месте этого мира, если бы четыре Стихии и звездная Твердь, и также сама Природа, погибли и перестали существовать, так что ничего Природного и ни одного Создания нельзя было бы найти вокруг, я обнаружил, что осталось бы это Вечное Единство, которое служит Источником Природы и Творения.
Подобным же образом, когда я думаю о том, что простирается на многие тысячи миль ввысь над звездной Твердью, или что находится в месте, где нет Тварей, я нахожу там неизменное Вечное единство, которое само по себе лишь добро, которое ничего не имело до себя, и не может иметь после, и ничто не может добавить или отнять у него какую-либо вещь, и не может являться Источником этого единства: не существует ни тверди, ни времени, ни места, есть только Вечный Бог, или то единое Добро, которое человек не может выразить.

Дальнейшее Рассмотрение того, Как этот единый Бог является Триединым

Священное Писание демонстрирует нам, что этот единый Бог Триедин, а именно является единой трехликой Сущностью, имеющую три способа действия, и тем не менее это лишь одна Сущность, как можно судить по источаемой ей Силе и Добродетели во всех вещах, стоит только присмотреться к ним: но особенно хорошо ее представляет Огонь, Свет и Воздух, которые являются разными типами деятельности, и все же на одной основе и в одной субстанции.
Как мы можем видеть, Огонь, Свет и Воздух производит Свеча (хотя свеча не является ни одним из перечисленного, но их общей причиной), так же и Вечное единство является причиной и основанием Вечной Троицы, манифестирующей себя из единства, и проявляющей себя Во-первых, в Желании или Воле; Во-вторых, в Удовольствии или Наслаждении; В-третьих, в Поступках и Последствиях.
Желание, или Воля, есть Отец; это проявление или манифестация единства, когда оно желает или волит себя.
Удовольствие, или Наслаждение, есть Сын; это то, чего Воля желает, а именно Любовь и Удовольствие, в чем можно убедиться на примере Крещения Господа нашего Иисуса Христа, когда Отец засвидетельствовал: «Это сын мой Возлюбленный, в котором радость моя; его слушайте».
Наслаждение является движущей силой воли, из-за него воля в единстве приводит себя туда, где ей следует потрудиться, из-за него воля волит и действует, и с его помощью трудится; оно является чувством и добродетелью воли.
Воля есть Отец, то есть пробуждающееся желание; и наслаждение есть Сын, то есть добродетель и работоспособность воли, с помощью которой воля трудится; а Святой Дух есть воля, совершающая поступки через Наслаждение добродетелью, и он является Жизнью воли, добродетели и наслаждения.
Итак, существует три вида деятельности в Вечном Единстве, то есть Единство представляет собой волю и желание самого себя; Наслаждение является рабочей субстанцией воли, и Вечной радостью восприятия для нее; а Святой Дух есть совершение Могуществом Поступков; сходство каковых можно увидеть на примере Растения.
Магнит, то есть Сущностное Желание Природы, который также является волей Желания Природы, сжимается до состояния Ens, или субстанции, чтобы стать Растением; и в состоянии этого сжатия Желание становится чувством, а значит, действует; в этом действии возникают Могущество и добродетель, и тогда Магнетическое Желание Природы, а именно источаемая Богом воля, действует естественным образом.
В этом работающем восприятии, Магнетическая желающая воля возрастает и становится радостной, и источается действующим Могуществом и Добродетелью; отсюда проистекают рост и аромат Растения: и подобным же образом мы наблюдаем представление Божьей Троицы во всех растущих и живущих созданиях.
Если бы подобное желающее восприятие отсутствовало, и также не было бы имеющих Последствия действий Троицы в вечном единстве, единство было бы ничем иным, как Вечным покоем, Ничто; и не было бы ни Природы, ни Цвета, ни Формы, ни Образа; ничего не было бы в этом мире; без этой тройственной деятельности не было бы самого мира.

О Вечном Слове Божьем

Святое Писание гласит, Бог создал все вещи своим Вечным словом; также оно гласит, что Это слово есть Бог – Иоан.,1; нам следует понимать это так:
Мир есть ничто иное, как воля, выдыхаемая Могуществом и Добродетелью; разделение Могущества делает из него множество Могуществ [Сил]; из такого распространения и излучения единства возникает знание.
В единой Субстанции, в которой нет разделения или отклонения, но есть только единое, не может быть знания; и если бы в ней было знание, оно знало бы только одну вещь, а именно себя самое: но если она [субстанция] разделится, разделение приведет к множественности и разнообразию; и каждое разделение действует само в себе.
Но поскольку Единство не может быть разделено, и части его отделены друг от друга, разделение заключается и остается внутри выдыхающей воли в единстве; и отделение дыхания приводит к другому разнообразию, в котором Вечная воля, вместе с Наслаждением и Поступками, достигает знания, или понимания бесчисленных Форм, точнее Вечного, основанного на чувственном восприятии, действующего знания Могуществ; когда в случае разделения воли, взятый в отдельности смысл или форма воли видит, чувствует, слышит, ощущает вкус и запах другого; и все же это одна чувственная деятельность, а именно великие и радостные узы Любви, и единое наипрекраснейшее Вечное Бытие.

О Святом Имени ИЕГОВА

Раввины Древности из Иудеев частично понимали его; они говорили, что это Имя является Высочайшим, и наиболее Священным Именем Бога; под каковым они имели в виду Осознанно трудящееся Божество: это вполне истинно, поскольку в такой сознательной деятельности заключена жизнь всех вещей во Времени и Вечности, на Земле и в Бездне; это и есть Бог, а именно действующее Божественное Восприятие, Ощущение, Фантазия, Наука и Любовь; каковые являются действующим единством, и в нем берут начало пять чувств истинной Жизни.
Каждая Буква этого Имени говорит нам об определенной добродетели и определенном действии, которое есть Форма творящего Могущества.

И

И представляет собой Эманацию Вечного неделимого Единства, или сладостную милость и полноту основы Божественного Могущества в момент становления чем-то.

Е

Е представляет собой тройственное И, когда Троица замыкает себя в Единстве; так И переходит в Е, и становится ИЕ, то есть выдохом самого Единства.

Г*

* Следует произносить как немецкое h в начале слова – прим.перев.
Г есть Слово, или дыхание Божественной Троицы.

О

О есть Окружность [Периметр], или Сын Божий, через которого ИЕ и Г, или дыхание, говорит из сократившегося Наслаждения о Могуществе и Добродетели.

В

В — это несущая радость Эманация дыхания, или истекающий Дух Божий.

А

А есть то, что является следствием могущества и добродетели, а именно мудрость; Субъект Троицы; то, в чем действует Троица, и чем она манифестирована.
Это имя является ничем иным, как выражением Тройственной деятельности Святой Троицы в единстве Бога. Об этом читайте далее в Разъяснении Таблицы трех Принципов Божественной Манифестации.

О Божественной Мудрости

Святое писание гласит, что мудрость является дыханием Божественного Могущества, лучом и вздохом Всемогущего; также сказано, что Бог сделал все вещи посредством своей мудрости, и это мы понимаем следующим образом.
Мудрость есть слово, источаемое из Божественного Могущества, Добродетели, Знания, и Святости; она – Субъект и Подобие бесконечного и непознаваемого Единства; Субстанция, в которой Святой Дух трудится, формируется, и моделируется; я имею в виду, что он образует и моделирует Божественное понимание в Мудрости; потому что Мудрость Пассивна, а Дух Божий Активен, он является Жизнью для нее, как Душа для Тела.
Мудрость есть Величайшая Тайна Божественной Природы; в ней манифестируются Могущества, Цвета и Добродетели; в ней заключено разнообразие могущества и добродетели, а именно понимание: она сама есть Божественное понимание, или Божественное видение, в котором манифестировано Единство.
Она является истинным Божественным Хаосом, в котором заключены все вещи, это Божественное Воображение, с помощью которого Идеи Ангелов и Душ были восприняты Вечностью, по Образу и Подобию Божьему; но не как Создания, а как подобия, подобно тому, как человек видит отражения своего лица в Зеркале: таким образом, Ангельская и человеческая Идея проистекает из мудрости, и формируется в виде Образа; Моисей говорил, что Бог создал Человека по своему Образу, то есть он создал тело, и вдохнул него дыхание Божественной Эманации, Божественного Знания, от всех Трех Принципов Божественной Манифестации.

О Mysterium Magnum

Mysterium Magnum является субъектом мудрости, когда дышащее слово, или действующее волящее Могущество Божественного понимания, пронизывает мудрость, и также единство Бога истекает вовне, к своей манифестации.
В Mysterium Magnum проявляется Вечная Природа; и две субстанции и воли всегда следует понимать как существующие в Mysterium Magnum; первой субстанцией является единство Бога, а значит, Божественное Могущество и Добродетель, и изливающаяся Мудрость.
Вторая субстанция является делимой волей, возникающей из выдыхаемого и произносимого слова; она имеет своей основой не единство, а Подвижность Эманации и выдох, приводимые к одной воле и к Желанию Природы, а именно к таким проявлениям, как Огонь и Свет: в Огне осознается Естественная Жизнь; в Свете же заключена Священная Жизнь или манифестация единства, где единство становится Огнем Любви, или Светом.
В этом месте или этом действии, Бог называет себя любящим, милосердным Богом, в соответствии с жарко пылающей Любовью единства; и называет себя Гневным и Ревностным Богом, в соответствии с огненной Основой, с Вечной Природой.
Mysterium Magnum заключается в том, что Хаос, в котором берут начало Свет и Тьма, то есть основания Неба и Преисподней, проистекает из Вечности, и манифестируется; образование, которые мы обычно называем Адом, и являющееся самостоятельным Принципом, является основой и причиной Огня в Вечной Природе; этот же огонь в Боге есть только пламенеющая Любовь; и там, где Бог не манифестирован в вещах, в соответствии с единством, присутствует болезнетворное, причиняющее страдание, испепеляющее пламя.
Этот неугасимый Огонь является ничем иным, как манифестацией Жизни и Божественной Любви, при помощи него Божественная Любовь, а именно единство, возгорается и оттачивается для огненной работы Божественного Могущества.
Эта основа называется Mysterium Magnum , или Хаосом, потому что из нее возникают добро и зло, то есть Свет и Тьма, Жизнь и Смерть, Радость и Горе, Спасение и Проклятие.
Это основа Душ и Ангелов, и всех Вечных Созданий, как плохих, так и хороших; это основа Царствия Небесного и Ада, а также видимого мира, и всего, что в нем есть: другими словами, все вещи имеют одну основу, точно так же, как Образ сокрыт в куске дерева до того, как Мастер вырежет и отточит его.
И все же мы не можем сказать, что духовный мир когда-либо имел начало, он просто был в какой-то момент манифестирован из Вечности и Хаоса, так как Свет изливался из Вечности во Тьму, но Тьма не осознавала его; так же, как День и Ночь находятся друг в друге, и являются двумя, хотя и в одном.
Я вынужден писать так, как если бы такое начало существовало, для лучшего понимания и удобства объяснения Божественной основы Божественной Манифестации; также лучше сразу различать Природу и Божество, поскольку это поможет лучше понять происхождение добра и зла, и чем является Существо Существ.

О Центре Вечной Природы

Под словом Центр, мы подразумеваем самый исток Природы, то есть наиболее Глубинную основу, где самостановящаяся воля, в согласии с собой, приводит себя к чему-то, а именно, к Природной деятельности; Природа является ничем иным, как Инструментом Бога, при помощи которого трудятся Божье Могущество и Добродетель, и тем не менее, она обладает собственным Движением, по источаемой Богом воле: итак, Центр есть Основа или Точка самоприятия для чего-либо; из нее нечто начинает быть, и семь Свойств также берут в ней начало.

О Вечной Природе и ее Семи Свойствах

Природа есть ничто иное, как Способность и Сила к восприятию собственного возникшего Желания; это Желание возникает в разнообразии Дышащего Слова, то есть дышащего Могущества и Добродетели, в которых Свойства превращают себя в субстанцию; эта субстанция называется Природной субстанцией, и не является собственно Богом.
Хотя Бог обитает во всей Природе, Природа осознает его настолько, насколько единство Бога внедрено, насколько оно сообщается с Природной Субстанцией, и делает себя субстанциальным, имея в виду субстанцию Света, который самостоятельно трудится в Природе, проникает и пропитывает ее; другими словами, единство Бога непостигаемо для Природы, как для желающей Приятия.
Природа развивается из истекающего слова Божественного восприятия и знания; и это есть постоянное формирование и развитие Наук и Восприятия: то, что Слово вырабатывает при помощи Мудрости, природа обрамляет и оформляет в виде Свойств: Природа подобна Плотнику, который строит Дом, ранее придуманный и рассчитанный разумом; это следует понимать именно так.
То, что Вечный разум рассчитывает в Вечной мудрости Божьей в Божественном Могуществе, и выдает в виде Идеи, Природа формирует в виде Свойства.
Природа, в своей изначальной основе, состоит из семи Свойств; эти семь затем делятся до бесконечности.

Первое Свойство

Первое Свойство есть Желание, которое является причиной грубого, острого, твердого, холодного и субстанциального.

Второе Свойство

Вторым Свойством является возбуждение, или Привлечение Желания; оно вызывает повреждение, нарушение и разделение твердого; оно разрезает на части привлеченное желание, и приводит его к множественности и разнообразию; это основа горестной боли, а также истинный Корень Жизни; это Вулкан, рождающий огонь.

Третье Свойство

Третьим Свойством являются восприятие и чувства, приводящие к разрушению грубой твердости; это основа Страданий и воли Природы, в которой Вечная воля желает манифестироваться; таким образом, это Огонь или Свет, а точнее, вспышка или сияние, в котором могущества, цвета и добродетели мудрости могут проявиться: в этих трех первых Свойствах заключено Основание Гнева, Ада, и всего агрессивного.

Четвертое Свойство

Четвертое свойство – Огонь, в котором проявляется Единство, и оно видимо как Свет, то есть пылающая Любовь; гнев же является сутью огня.

Пятое Свойство

Пятое Свойство есть Свет, обладающий Добродетелью Любви, посредством которого Единство действует в Природной субстанции.

Шестое Свойство

Шестым Свойством является звук, голос, или Природное понимание, посредством которых пять чувств трудятся духовно, то есть над пониманием Жизни Природы.

Седьмое Свойство

Седьмое Свойство – Субъект, или Содержание остальных Шести Свойств, в котором они действуют, подобно тому, как Жизнь действует в Теле; и это Седьмое Свойство совершенно справедливо и истинно названо Основой или Обителью Природы, в котором Свойства имею свое единое Основание.

Первая СУБСТАНЦИЯ Семи Свойств

Мы всегда должны осознавать наличие двух Субстанций Семи Свойств: мы называем первую, соответствующую изначальному хаосу, Божественным Существом; это есть Божественная воля и проистекающее Единство Бога, которые совместно пронизывают Природу, и оттачивают Приятие, так, чтобы Вечная Любовь могла действовать и стать ощутимой, и при этом иметь нечто пассивное, в котором она могла бы манифестироваться, стать познаваемой, и которое бы могло бы возжелать и возлюбить ее еще, а именно Жаждущую пассивную Природу, каковая в Любви превращается в Вечную Радостность: и когда Любовь в Огне манифестирует себя как Свет, она воспламеняет Природу, как Солнце воздействует на Растение, или Огонь на Железо.