Поль СЕДИР — Магические зеркала

Что же касается населяющих эту среду существ1, то эти планы невидимого обитаемы, вообще говоря, элементалами, элементарами и ангелами:
Из этих трех разрядов чаще всего считается возможным входить в сношения с элементарами, то есть душами умерших. Это впрочем относится к очень ограниченному числу спиритических феноменов. Души мертвых иногда привязаны к земле неудовлетворенным желанием. Благочестивые потомки могут сократить их страдания. Предки очень охотно являются в круг семейного очага, если их родственники призывают их с любовью; их часто можно видеть при посредстве магической чаши; но горе тому, кто нарушает их покой из праздного любопытства.
Те из элементаров, которые во время своей земной жизни были черствыми эгоистами, попадают в мрачную область темной стороны луны. Там толпятся вампиры, колдуны и нечестивцы, преданные невыразимым страданиям совершенного разрушения или разложения: здесь в полном смысле осуществляется смерть.2
Отвратим взор ясновидящего от этих ужасных мест и заставим его проникнуть в земное царство жизни к элементалам.
Там находятся духи стихий — «Саганы» Парацельса. Их количество неисчислимо.
Всякое существо, согласно Каббале, каждая травка, каждый камень имеет своего духа. Это — проявления, это — формирующие силы неисчислимой армии природы — Шадаим.
Вот грустные, сероватые, с серо-зеленоватыми глазами наяды, живущие на дне прудов и болот.
На гребнях волн резвятся веселые тритоны и мермеды, капризные русалки (ундины) — иногда подруги человека, но чаще опасные обольстительницы, обладающие чудными, страстными формами, влекущими человека к преступлениям или сумасшествию.
В подземных пещерах слышатся хрустальные молоты гномов и коварных кобольдов.
В глубине невидимых кузниц пигмеи заключают чистые души в блестящие могилы из драгоценных камней, тогда как над ними, наполовину воздушные, наполовину земные — тролли, никсы, бровны — домашние духи-хранители суеверного галла, забавляются у порога хижины.
Ясновидящий любуется, сходящими в луче луны, воздушными формами фей; лишь лучшие произведения искусства могут по красоте сравниться с грациозными сильфидами, соблазняющими человека своими поцелуями.
Средние века, измученные ужасами мрачного христианского фанатизма, искали у них отдохновения и ласки.
Тогда как мечтательные жители Шварцвальда, испуганные их своенравием и женским вероломством, обожают воздушных эльфов, немножко их побаиваясь.
Самые высшие из космических элементалов, огненные подданные короля Иегуила и его семь министров, живут в эфирной сфере огня. Саламандры ужасны и близки к ангелам, жизнь их продолжительна и нравы чисты.
Эти четыре класса существ соответствуют трем царствам видимой природы. Они — невидимые деятели этой природы. Бесконечная иерархия соединяет их друг с другом. Парацельс говорить, что Саганы рождаются, живут, женятся и умирают.3 Но после времени своего земного существования, они не сохраняют об этом никакого воспоминания, вот почему предание считает их смертными.4 Сознание, а вследствие того и бессмертие, возможны только когда оживляющая божественная искра достигла человеческого царства.
В общем, мы невидимы элементалам, как и они невидимы нам. Они отвечают всегда на наш призыв, но телесный глаз наш способен их видеть лишь в том случае, если свойства окружающей среды дают им возможность проявиться. Они делаются тогда для тех, кто их вызывал, либо покровителями, либо являются причиной одержимости.5
При восходящей Луне направим внимание ясновидящего за пределы инфра-человеческой жизни; поместим его для наблюдений в волны надземного эфира, в этот океан сил, дающих жизнь нашей планете.
Его ослепленные взоры будут восхищены славой неизвестных областей. Он увидит, между душами праведников, парящими в гармонических волнах космической симфоний, — Элоимов, или второстепенные солнца. Он узнает в гигантских волнах земной спирали планетных гениев, благословляющих народных гениев за их благотворное влияние; тогда как волны «двойного потока» Гермеса вечно носят бесплотные души по лучезарному океану небесного огня. Но такого чудного зрелища может удостоиться лишь чистый душою человек. Его душа должна быть незапятнана и воля непоколебима. Мы касаемся здесь священных тайн экстаза, поэтому нельзя производить таких наблюдений без предварительной многолетней подготовки.6
Довольно широкое поле для исследования открыто наблюдателю, если он умеет удовлетвориться областью физического ясновидения и изучением самых внешних частей астрального плана. Так западное предание повествует о существах, населяющих астрал.
Мы изложим этот предмет еще и с другой точки зрения, составив для этого краткую компиляцию индусских теорий, заключенных в Ведах и Пуранах.7
По учению Риг-Веды (IX, XVI, 20), все сотворенные вещи разделяются на пять разрядов: боги, люди, гандхарвы, змеи и питры или духи предков.8
Мы имеем в виду заняться главным образом существами третьего и последнего классов.
Мы знаем, что одна из фундаментальных теорий ведантизма учит, что Пракрити (первоначальная материя), разделяясь, принимает три качества — Гуны.9
Первое называется свет — Саттва, отличный от инерции, он озаряет, и этим делает предметы видимыми. Второе называется страсть — Раджо-Гуна, оно производит притяжение и движение. Третье называется мрак — Тамас, инертное, темное и сжимающее.
Все существа обладают этими тремя качествами в различных степенях, и это производить разделение всех невидимых существ на классы.
Ишвара Кришна насчитывает их восемь.10 Санкхья-Карика (LIII и LIV), вместе с Бхагавад-Гитой (IX, 25 и XVII, 4) и Ману (XVII, 44, 47, 49, 50) определяет их нижеследующим образом.
Гуны Саттва Раджас Тамас.
Саттва Брама Дэва Существа праджапати Сома Питры видимые вираджа (духи предков).
Раджас Гандхарвы Существа То же якши видимые.
Тамас Ракшасы То же. То же. Пишачи (привидения).
Вот какие существа окружают нас, как утверждают современные индусские авторитеты.11 А вот и разделение их по системе Ишвара Кришны.

I. Арупа-Дэва — наивысшие планетные духи, управляющие арупа-локой. Они не имеют определенного внешнего вида и совершенно субъективны.

II. Рупа-Дэва — планетные духи, находящиеся в соотношении с рупа-локой. Они имеют определенный внешний вид.

III. Пишачи — оболочки (скорлупы), остающиеся в кама-локе после перехода «я» в дэвачан.12

IV. Мара-Рупы — оболочки анормальных материальных влечений, психическая и духовная жизнь которых равна нолю, и потому не может привести их к дэвачану.

V. Асуры — элементалы человеческой формы.

VII. Животные — элементалы последнего разряда, принадлежащие разным классам животных или сил природы. Эти существа, равно как и предыдущие, разовьются впоследствии, вместе с предшествовавшими, до уровня человека.

VII. Ракшасы (демоны) — души или астральные формы колдунов, люди, дерзнувшие проникнуть в запрещенные области знания. Мертвые или живые они извращали, насиловали природу.

Эти различные наименования просто указывают состояние существования (коммент. к Карике XLVIII) божественной искры, эволюционирующей через четыре астральные плана в три физические царства, чтобы завоевать в состоянии человека страшный и драгоценный дар свободной воли.
Над ними высятся лучезарные царства дэв (боги, духи). Ниже их находится царство Детей Шивы.13
Эти астральные существа имеют тела, но не подлежащие карме, — более или менее светлые и более или менее красивые, или уродливые, смотря по их душевным качествам. Во всяком случае, они могут совершенствоваться, созерцая Брахман (Чандогья Упанишад VIII, гл. 7, 3).
Таблица эта заимствована из превосходного сочинения Чаттерджи — «Сокровенная философия Индии». (Русский перевод Е. Ф. П), и представляет собою семеричный состав макрокосма и микрокосма.
Все эти невидимые могут вселяться в людей; и если вселяющийся дух достаточно чист, то это приносить пользу; в противном же случай это производит одержимость.
Можно избавиться от их влияния или расположить их к себе, оказывая им почести и служа им. Служение первому классу духов заключается в созерцании Атмы. Второму — в подавлений желаний. Третьему — в добрых делах.
Гандхарвы любят музыку, благоухания и цветы.
Якши покровительствуют тленным сокровищам.
Ракшасы питаются испарениями крови, пролитой во время войн, их удаляют мантрами.
Наконец, от элементаров избавляются, предлагая им рисовые шарики, исполняя их желания, или при помощи обрядов черной магии (Shad Karma Dipika).

V. Ясновидящие

Когда предполагают устроить опыты этого рода, недостаточно знать общую теорию, но надо быть знакомым и с её применением к каждому отдельному случаю.
Вот почему, разъяснив механизм ясновидения, мы определим в нескольких словах изменения, которые надо внести в предложенные нами методы упражнения, чтобы согласовать их с личными особенностями экспериментатора.
Не все одинаково способны к ясновидению. Большее или меньшее развитие этой способности зависит прежде всего от образа жизни данного лица.
Начертание астрологического гороскопа дает возможность довольно верно определить темперамент субъекта, указывая, в какой степени его психические чувства способны к развитию.
Мы постараемся указать признаки этих способностей в знаках высших планет Урана и Нептуна, каковые знаки впрочем встречаются лишь у исключительных субъектов, сильно опередивших современную расу.
Когда Нептун бывает в силе, его аспекты с Солнцем и Луной влияют на развитие ясновидения. (Нептун считается влияющим на интеллектуальный прогресс человечества лишь тогда, когда находится в начале I, X, VII и IV домов, где его влияние наиболее сильно).14
Рафаэль говорит, что экспериментальные данные показывают, что квадратура15 и оппозиция16) Урана с Сатурном склонны производить ясновидение.17
Кроме этих, есть и еще много других положений планет, способствующих развитию этого дарования.
Не всегда бывает удобно прибегать к способу начертания гороскопа, требующему большой аккуратности, знаний и труда, — особенно если необходима быстрота. В этом случае удобнее применять теорию четырех темпераментов,18 представляющую не сухое исследование, а живое и плодотворное применение «Великого Аркана слова» к человеческим способностям. Этот метод дает замечательные результаты в руках людей, склонных к интуиции; недавно восстановленный, он хорошо был известен в древности.
Элифас Леви классифицировал в одном из своих сочинений магические свойства этих четырех темпераментов. Нервный или холерический — предрасположен к яснослышанию и геомантии; меланхолически — может легче вызывать формы и способствовать их материализации; сангвинический — успешнее развивается в отношении психометрии, а флегматический — в ясновидении.19
Во время наших опытов мы могли заметить, что лица, способные к производству магических операций, имели различного цвета глаза и волосы. Наконец последний и важный совет, — помнить, что наша деятельность производит, в невидимом, формы «по образу и подобию нашему»: прекрасные — если они благородны, и отвратительные — если эгоистичны.
Уродливые формы, которые обыкновенно видят начинающие, суть только символическое изображение порочности души, от чего следует стремиться с самого начала избавиться.

VI. Классификация зеркал

Просматривая древнейшие источники, мы находим указания на магические зеркала в описании Урима и Туммима, данном Моисеем. Это утверждение может показаться слишком смелым, если вспомнить о несогласии комментаторов Пятикнижия по этому предмету.
Филон Иудеянин (философ из Александрии, 20 г. до н. э. — 54 г. н. э.) в них видел символическое изображение четырех животных.20
Другие их отождествляют с двенадцатью камнями Эфода или, как Э. Леви, с двумя ониксами, помещенными в виде аграфов на плечах первосвященника.21
Думали найти в них страшное имя, которое нельзя ни произнести, ни сообщить кому либо; или имена двенадцати колен израилевых, — однако рассмотрение библейского текста доказывает, что ни одно из этих объяснений не удовлетворительно.
Наоборот, указание, имеющееся в сочинений «Магическое искусство», утверждает, что планетный гений, появившийся в кристалле, сказал:
«Лучший и древнейший способ гадания — это гадание в кристалле или гадание — Урим и Туммим. Происхождение его — чисто небесное. Вдохновение, видение и откровение, получаемые при посредстве кристалла человеком святым и чистым, свободным от земных помыслов, — истинны.
Употребление кристалла в новейшие времена почти так же распространено, как Урим и Туммим у евреев, и в руках ясновидящего эти откровения несомненны. Духи в действительности не появляются в кристалле, но ясновидящий получает, благодаря магическим свойствам этого орудия, возможность, смотря в полупрозрачный кристалл, глубоко проникать своим мысленным взором в невидимый мир, и этим путем приходить в тесное соприкосновение с теми духами, которые рады побеседовать со смертным человеком».
Иероглифический анализ еврейских слов подтверждает эту точку зрения.
Корень слова Туммим — ТМ — «знак знаков, символ всех совершенств, совершенный образ Мировой Души». С другой стороны, множественное окончание ИМ означает проявление мировой пассивности. Следовательно, общая идея есть отражение полученного и верно переданного изображения; идея «отражения в воде» — магический кристалл.
Урим есть общее проявление света, материальное значение которого приближается к понятию отражающего зеркала.22
Челы — ученики, посвящаемые в Индии — до настоящего времени применяют золотые зеркала в пещерах храмов.
В древности было известно много металлических зеркал, употреблявшихся для белой и черной магии.
Сагасы Фессалии чертили некогда на зеркалах свои магические формулы кровью; тотчас же Луна — другое зеркало — отражала эти кровавые знаки, после чего появлялся на прибывающей Луне ответ. Таким образом получалось предсказание.23
В Японии употребляются зеркала очень больших размеров, изготовляемые из нефрита или других полированных камней. Можно видеть очень красивые экземпляры в музее Гиме.
Папюс описал в докладе «Группы независимых эзотерических наук» магическое зеркало, привезенное из Индии художником Джеймсом Тисо. Оно состоит из блестящего хрустального шара, в который субъект устремляет свой взор.
Маги средних веков употребляли главным образом зеркала металлические: оловянные или медные, а также кристалл Св. Елены.
Знаменитый Нострадамус не был астрологом, он был ясновидящим. Все его пророчества были получены через посредство магических зеркал.
Один из самых выдающихся оккультистов времен возрождения — д-р Джон-Ди, получил от духов магический камень большой ценности.24
Манускрипты, сохраняемые в библиотеке Котоньена, говорят об одном кристалле, который некоторые писатели изображают в виде прекрасно отполированного круглого куска угля с ручкой; он находился в 1842 г. у Горация Вальналя в Стефбери Хилле, и был продан за 336 франков неизвестному лицу.25
Из числа черных зеркал упомянем о следующих:
Мандеб арабов, о котором речь будет впереди.
Зеркало Дю-Поте — состоящее из вычерненного углем на полу круга.26)
Из зеркал, изобретенных его учениками, одним из лучших является овальный кусок картона, приблизительно в 10 см длины, его покрывают с одной стороны оловянным листком, а с другой — куском сукна. При изготовлении его продолжительно и сильно магнетизируют: для произведения же опыта берут в правую руку так, чтобы концы пальцев охватывали его края, образуя таким образом магнетические центры истечения флюида, и держат на расстоянии одного фута от корня носа. Десяти минут сосредоточенного внимания обыкновенно бывает достаточно для того, чтобы увидеть что-нибудь, если опыт должен удаться.27
Зеркало Сведенборга описано Каанье (Cahagnet) в его «Тайнах будущей жизни» («Arcanes de la vie future») и «Магнетической Магий» («La Magie magnetique»). Устройство этого зеркала было разъяснено одной из сомнамбул Каанье духом выдававшим себя за Сведенборга.
Вот как его устраивают: тонко измельченный графит разводят в оливковом масле до густоты теста и ставят на легкий огонь. Затем берут зеркальное стекло и осторожно его нагревши, чтобы не лопнуло, кладут на две деревянные подкладки горизонтально, и выливают на него приготовленное тесто, так чтобы покрыть ровным слоем всю его поверхность. Если тесто не будет растекаться достаточно равномерно, то стекло наклоняют то в одну, то в другую сторону. Во всяком случай, при разравнивании не следует пользоваться кистью, потому что при этом неизбежно получаются полосы. Если слой окажется чересчур прозрачным, то его посыпают тем же графитным порошком. Приготовленное таким способом зеркало оставляют лежать несколько дней горизонтально.
Такие зеркала предпочтительные посеребренных в виду того, что они менее утомляют зрение, не давая ясных отражений.
Его устанавливают так, чтобы фигура смотрящего не была видна.
Если опыт производит магнетизер, то он должен стать за спиной смотрящего в зеркало, устремив взор на его мозжечок (повыше шейной ямки), заставить усилием воли флюид следовать взгляду и озарять смотрящего. Он должен мысленно просить ангела хранителя перцепиента облегчить ему видение, если он находит это полезным.
Каанье достигал при помощи этого зеркала таких же результатов, как и с зеркалами других систем.28
В «Магическом календаре» (Almanach du Magiste) за 1894 г. можно найти опыты, произведенные с зеркалом из обугленного дерева. Вот как описывает наблюдатель свои впечатления: «Через нисколько минут после сосредоточения взгляда поверхность зеркала затуманилась и покрылась легкой беловатой дымкой. Мало-помалу эта дымка усилилась и превратилась в голубоватый фосфорический свет, который распространялся даже на окружающие предметы и сообщал им особый блеск. Наконец, она заклубилась большими облаками, быстро проносившимися перед зеркалом. Тогда только обозначились в зеркале определенные формы, и я иногда отчетливо видел желаемое».
Между светлыми зеркалами надо отметить зеркала Калиостро, Св. Елены, Магнетическое и Наркотическое — вода которого получается через дистиллирование магических растений.29
«В графине с чистой водой или в магнетизированном хрустальном шаре, — как в среде сильно преломляющей астральный свет, — Калиостро заставлял устремлять взоры своих «голубей» — как он называл невинных мальчиков и девочек, выполнявших обязанности пассивных ясновидящих, в то время как оказывал на них магнетическое влияние. Эти дети видели последовательно различные явления в ряде картин, очевидно пророческих, которые можно рассматривать как конкретные предсказания, ожидавшие только перевода на общеизвестный язык. Голуби обыкновенно ограничивались отрывочными восклицаниями, а Калиостро внезапным порывом вдохновения импровизировал толкование».30
Граф Габалис31 описывает устройство магических зеркал четырех различных родов, предлагаемых им для привлечения стихийных духов:
Для привлечения Саламандр — надо взять стеклянный шар, наполненный «мировым огнем», концентрированным в продолжении сорока дней.
Чтобы привлечь Сильф — берется шар, наполненный «воздушною» жидкостью алхимиков.
Для привлечения Ундин — шар наполняют водою.
Для привлечения Гномов — шар наполняют землею (terre solarisee).
Мы предоставляем прозорливости читателей найти действительное значение терминов этого рецепта.
Из сказанного видно, что зеркала могут быть классифицированы следующим образом:

а) Диски и орудия черного цвета — зеркало Сатурна.
б) Сосуды и шары, наполненные водой — зеркала Луны.
в) Сферические сегменты, сделанные из металлов — зеркала Солнца.32

Первые более подходят для молодых мальчиков, вторые — женщинам, последние — более синтетические — предлагаются ясновидящим, лишенным руководителя.
Каждый из этих классов может быть разделен на четыре отдела, подходящие под четыре темперамента. Материал зеркала и его отделку можно изменять, приспособляя их к темпераментам, соответствующим четырем зодиакальным тригонам или семи планетам.
Детали этого приспособления легко сообразит всякий, имеющий какое-либо понятие о науке соответствий.
Таковы главнейшие виды магических зеркал.
Экспериментальным путем можно найти еще много других видов магических зеркал, и мы предлагаем желающим заняться этими изысканиями.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ПРИМЕНЕНИЕ. VII. ПРАКТИКА

Основное правило каждого оккультного опыта, а в частности и тех, о которых здесь идет речь, — не употреблять ни одного предмета, не освятивши его предварительно, и не начинать ни одного дела без воззвания к Невидимому.
Следовательно всякой попытке ясновидения должно предшествовать освящение орудия и молитва.
Мы перечислим здесь некоторые обряды, начиная с самого простого.

Ясновидение в сосуде с водой

Папюс предлагает следующий способ, применимый одинаково и в светском салоне, и в тишине оратории (часть магической лаборатории).
«Самое простое магическое зеркало состоит из хрустальной чаши (стеклянная не годится), наполненной до краев водой и поставленной на стол, накрытый белой скатертью; позади чаши ставятся две свечи, чем и оканчивается приготовление.
Это гадание производится двумя лицами: экспериментатором и перцепиентом. В качестве перцепиента с успехом может служить девочка от 7 до 12 лет, а за неимением её годится и молодая женщина довольно нервная.
Перцепиента сажают перед чашей, так чтобы он хорошо видел поверхность воды. Экспериментатор становится за его спиной, кладет правую руку ему на голову и несколько раз трижды призывает Анаеля — ангела-покровителя подобных опытов.
Через минуту (если опыт удается) перцепиент видит, что вода кипит, потом в ней являются радужные цвета, за которыми следуют видения, дающие ответы на мысленно предложенные вопросы».

  1. Более глубокий анализ показывает, что сама среда, в свою очередь, состоит из неимоверного числа существ, аналогичных материальным атомам. Учение о подобном строении среды хорошо согласуется с учением факультетской науки о строении материи, почему мы сочли нужным упомянуть о нем. Эта тройная классификация была известна и развивалась индусами с незапамятных времен. Семь лока (мест) этой среды описаны арийскими адептами. Но имея в виду дать лишь общее понятие, я ограничиваюсь теориями западного предания. (Примечание автора). []
  2. Это также называют «восьмой сферой» — прим. ред. []
  3. См. «Comte de Gabalis». []
  4. Они стремятся поэтому, в особенности низшие из них, сблизиться с человеком. (Там же). Их называют также сильфами — прим. ред. []
  5. В Индии колдуны низшего разряда именуют их матерями, сестрами и женами (см. заметки X.С. Олькотта к его переводу «Posthumous Humanity par d’Assier»; у краснокожих можно найти подтверждение этому во многих примерах. Прибавлю несколько слов к этой пневматологии. Внимательный читатель может извлечь большую пользу из иероглифического анализа имен, которые мы приводим. Каббала называет Рухим — элементалов мужского пола и Лилим — женского. Духи огня управляемы Иегуилом и его семью министрами; духи воды — Михелем с семью министрами; духи земли и воды — Асмодеем. Рухиель и его три министра управляют духами ветров. Габриель — грома, Париель — града. Гномы скал подчинены Мактюниелю. Плодовых деревьев — Альпиелю, а прочих дерев — Сароелю. Мезаннахель — король духов червей. Хариель и его три министра управляют духами скота. Существа земные и водяные зависят от Сомниеля, а птицы — под властью Анпиеля. []
  6. Для их осуществления необходимы специальные орудия и обряды, о которых мы неимеем права здесь говорить. []
  7. Мы сделали большие заимствования из ученой брошюры Р. Ананта-Кришны Шасти, под заглавием «Bhutas, Pretas & Pisachas», изданной в Мадрасе в 1895 г. []
  8. По комментариям Саяны, Вишна-Пурана (кн. 1, гл. 5) дает их описание. []
  9. Devi Bharata, III, VIII, 4. Для определения смотри Бхагавад-гиту, XIV, 6, 7, 8 и Ишвару Кришну. []
  10. Они перечислены его комментатором Годанадой. Амара Синха развивает эту классификацию в «Намалинга-нусасане» (I, IX). []
  11. Man — «Fragments of forgotten hist», с. 131 и след. []
  12. Слово «пишачи» происходить от пишата — тело и ас — это есть вредные существа. Преты (бесплотные души) и бхуты — аналогичны первым, но от них легко избавиться, в случае одержания ими, удовлетворив их желание, чего нельзя сказать о пишачах. []
  13. Шива — создатель духов тьмы (Калки-Пурана XXXI, 88); эти духи, в большинстве женского рода, образуют 26 циклов, подразделяющихся на три главные отдела. а) Балаграхи — виновники детских болезней, их глава Субраманья — младший сын Шивы. б) Праматади-Ганы — противящиеся добрым намерениям и предприятиям; глава их старший сын Шивы — Винаяка. в) Матрики и Багхини — духи женского пола, самые отвратительные из всех. Ими управляет жена Шивы — Парвати. Некоторые, из числа этих духов, властвуют над трупами (Калика Пурана, гл. 49), управляют убийствами и другими насилиями. (Бхагавата X, гл. 63, V и XI). (Примеч. автора). []
  14. Selva, «Traite d’Astrologie geliethaque». А также сочинение Абеля Хаатана (Abel Haatan, «Astrologie jubiciaire»), Астрология в наши дни. []
  15. Угол в 90°. []
  16. Угол в 180° (расположение планет на одной прямой по обе стороны земли). (Прим. перев. []
  17. Guide to Astrology []
  18. Polti et Gary, «Theorie des quatre temperaments» (Прим. автора). []
  19. Отметим здесь, что номенклатура Эл. Леви не соответствует таковой Польти и Гари, но небольшой навык поможет этому горю. (Примеч. автора). «Полное здоровье есть необходимое условие получения видений. Самая легкая головная боль делает опыт неудачным. С другой стороны, ни разу не было замечено вредное влияние самих опытов на экспериментатора. Род видений бывает различен: иногда они настолько живы, что имеют характер чувственных реальных восприятий; иногда же видения бывают неопределенного цвета вроде фотографий. Интересно, что эти фигуры могут быть увеличены при помощи лупы». (Леман — «История колдовства и суеверий», Москва, 1903 г.). Для более подробного определения темпераментов см. таблицы в «Практической Магии» д-ра Папюса (Прим. перев.). []
  20. См. Гаффарель (Gaffarel, «Curiosites inonyes»). Филон, говоря о тайной истории, заключающей скрытый смысл, упоминает, что Никлас сделал из чистого золота и серебра по три изображения мальчиков и телят, и по одному льва, орла, дракона и голубя. «Кто хочет знать что-либо сокрытое относительно своей жены — должен вопрошать голубя, о детях — мальчика, о богатстве — орла, о силе и могуществе — льва, о плодородии — лошадь или тельца, о продолжительности жизни — дракона». []
  21. Eliphas Levi, «Rituel», с. 336. []
  22. Ур или Аур (огонь) каббалистов, Азот и Меркурий мудрых и алхимиков, Нахаш (змий) Моисея и индусов, Астральный свет мартинистов и Элифаса Леви, магнетизм Месмера, движение Луи Люкаса; это мировой двигатель, дающий жизнь каждому существу. Его кругообращение следует трем фазам: в первой пассивное начало (]) берет верх над активным (¬) и в результате получается материализация (]¬ — об) — это инволюция; во второй — силы уравновешены и является иерархия в серии: низшие тяготеют к высшим — это равновесие (-¬¬х — аор) свет и в третьей — активное преобладает, является переход множества к единству; это прогрессивная спиритуализация или эволюция (-¬¬ — од). Еврейское название уравновешенного астрального света — Аур, два полюса которого носят названия: од — полюс положительный, и об — отрицательный; или теплота — положительное начало, электричество — отрицательное, и свет — равновесие их. (Papus, «Leas rayons invisibles»). Этимологию слова Аур, см. в «Словаре Дивинации и терминов оккультизма». []
  23. Stanislas de Guaita, «Temple de Satan», с. 367. []
  24. См. жизнеописание Джона-Ди в журнале «Initiation», с XII’93 по IV’94, — Al Poisson. []
  25. См. Art Magie. []
  26. Эдмон Бурден (Ed. Bourdain) сообщает («Pais universelle» от 15 января 1895 г. и «Progres spirite» за 1 февраля) о спиритических опытах произведенных при помощи зеркал Дю-Поте. Ответы духов на заданные вопросы появлялись в черном круге. Смотри также рассказы о вызовах мертвых, сделанных в Индии при посредстве пузырьков с чернилами («Theosophist», август 1882 г., март 1883 г. и декабрь 1884 г. []
  27. Cahanet, «Magie magnetique», Paris, 1854, с. 82. []
  28. Cahanet, «Magie magnetique», с. 83. Каанье восстановил металлические зеркала древности, состоящие из меди и цинка, тщательно отшлифованных, под названием «гальванического» зеркала. Эти аппараты очень сильны, их магнетизм положительный, электрический. []
  29. У Рагона (Ragon) в его «Maсonnerie occulte» (Тайное Масонство) имеются подробности устройства магнетических дисков, с которыми опытный последователь может свободно получать блестящие результаты ясновидения. []
  30. Stanislas de Guaita, «Temple de Satan», с. 342. []
  31. См. сочинение Villarse «Comte de Gabalis», Paris, 1900, с. 17. []
  32. Мы с намерением не коснулись всей теорий зеркал, их размеров, кривизны и способов обращения с ними, выжидая для этого более полных опытов. []