Эммануил СВЕДЕНБОРГ — Земли во Вселенной

Я узнал от ангелов, что первоначально люди во всех мирах разговаривали при помощи языка выражений лица. Главное участие в этом принимали губы и глаза. Такой язык возникает раньше других, потому что лицо для того и создано, чтобы отражать мысли человека и его желания. Поэтому лицо называют зеркалом и отражателем души. Кроме того, в древнейшие времена господствовала искренность. Человек не думал и не хотел думать ничего такого, что он боялся бы выдать выражением лица. Наклонности духа, а отсюда и мысли, могли выражаться на лице живо и полно. Поэтому они появлялись перед глазами во всём многообразии, сразу все вместе. Этот язык господствовал над языком слов в той же степени, в которой зрение господствует над слухом. Одно дело — видеть какую-нибудь местность, а другое — слышать и воспринимать ее словесное описание.
Они прибавили, что такой язык совпадал с речью ангелов, с которыми люди в то время могли общаться. В самом деле, когда лицо говорит, или когда мысль говорит через лицо, все это ничто иное, как ангельская речь у человека в ее природном образе. Но наша словесная речь не является таковой. Всякий может понять, что у древнейших людей язык слов не мог существовать. Ведь слова любого языка не содержатся изначально в предметах, которые они обозначают. Необходимо сначала изобрести их, а затем применить к предметам. Для этого необходимо некоторое время.
Такой язык продолжал существовать некоторое время. С его помощью в человеке поддерживались искренность и прямота. Но в последствие люди приучились мыслить одно, а говорить другое. Это началось с тех пор, когда человек стал любить самого себя, а не ближнего. После этого словесный язык стал преобладать. Лицо либо совсем перестало изображать мысли, либо научилось лгать. С тех пор внутреннее состояние лица изменилось. Оно стало напряженным, грубым и почти лишилось жизни. Только его внешний образ воспламенен огнем любви к себе. Он кажется людям живым. Скрытая под ним безжизненность незаметна людям. Но ангелы видят ее, так как их зрение проникает внутрь.
Вот какими стали лица тех, которые думают одно, а говорят другое. Вот какое впечатление производят притворство, лицемерие, хитрость и обман. Все это в наши дни заменяет благоразумие. В другой жизни иначе. Там не дозволено думать одно, а говорить другое. В каждом слове там легко обнаружить неискренность. В ком она обнаружена, того тотчас изгоняют из общества и наказывают. Затем различными способами его заставляют говорить так, как он думает, а думать так, как он желает. Этим добиваются того, чтобы мысль его была едина и нераздельна. Если он добр, он должен желать добра, а отсюда и мыслить и говорить доброе. Если он зол, он должен желать зла, а отсюда мыслить и говорить злое. Лишь после этого добрый может быть вознесен на небо, а злой ввергнут в преисподнюю. Это потому, что в преисподней есть только зло и происходящая от него ложь, а в раю есть только добро и происходящая от него истина.
55. Кроме того, духи — уроженцы Юпитера сообщили мне кое-что об обитателях этой планеты. Они говорили об их способе передвижения, их жизни, жилищах. Вот что я узнал об их способах передвижения. В отличии от людей нашей земли и многих других планет, они ходят не в вертикальном положении, но и не на четвереньках, как животные. При ходьбе они помогают себе, опираясь на кисти рук, и с каждым шагом наполовину поднимаются на ногах. Во время ходьбы через каждые три шага они поворачивают лицо в стороны и назад. В то же время они несколько наклоняют тело. Это они делают очень быстро, так как считают неприличным, чтобы кто-нибудь другой увидел их иначе, чем лицом к лицу. Во время ходьбы они всегда поднимают лицо, как это делаем и мы. Благодаря этому они получают возможность смотреть не только на землю, но и на небо. Они не ходят, уставившись в землю, так как считают это достойным осуждения. Только самые худшие из них поступают так. И если они не приучаются поднимать лицо, то их изгоняют из общества.
Когда они сидят, то держат верхнюю половину тела прямо, подобно людям нашей земли. Но сидят обычно, скрестив ноги «по-турецки». Не только при ходьбе, но и сидя, они очень заботятся о том, чтобы их видели не сзади, а только лицом к лицу. Они всегда предпочитают видеться лицом к лицу, так как в нем отражаются их мысли. Никогда выражение лица у них не расходится с мыслью, да и не может расходиться. Таким образом, каждый может явно видеть намерения другого по отношению к себе, поскольку никто их не скрывает, особенно видно, искренне ли его внешнее дружелюбие или наигранное. Все это мне продемонстрировали духи этой планеты и подтвердили их ангелы. Поэтому и духи, происходящие из жителей этой планеты выглядят не ходящими вертикально, но напоминают пловцов помогающих своему продвижению кистями рук, и смотрят время от времени во все стороны вокруг себя.
56. Те из них, которые живут в теплых странах, ходят голыми, одевая лишь набедренные повязки. Они не стыдятся своей наготы, потому что их мысли целомудренны. Они любят только своих супругов и избегают прелюбодеяния. Они были очень удивлены тем, что духи нашей земли, услышав о том, что они ходят таким образом и притом голые, смеялись над ними и питали похотливые мысли, а также тем, что их нисколько не интересует жизнь на небесах, а лишь вещи плотского порядка. «Это доказывает», — сказали духи Юпитера, — «Что люди Земли больше заботятся о плотском и земном, чем о небесном, и что их мысли изобилуют непристойностями». Они также сказали, что нагота не смущает и не порочит тех, кто живет в состоянии целомудрия и невинности, но только тех, кто живет в разврате и бесстыдстве.
57. Когда жители этой планеты ложатся в кровать, они поворачиваются лицом к комнате, а не к стене. Это мне рассказывали их духи, говоря, что они верят, что делая так, они обращают лицо к Господу. В противном же случае, отворачиваясь, они отвращались бы от него. Подобные мысли посещали меня раньше, когда я ложился в кровать, но до этого я не знал откуда они возникают.
58. Они любят долгие трапезы. Это происходит не столько от любви к еде, сколько к приятной беседе, которой сопровождается трапеза. Приходя к столу, они садятся не на стулья или скамьи, ни на кровати или земляные насыпи, и не на траву, а на листья одного дерева. Они не хотели было говорить, что это за листья. Тогда я стал перечислять деревья одно за другим. В конце концов они подтвердили, что это листья смоковницы. Кроме того они сказали мне, что готовя пищу не с целью сделать её вкусной, но в первую очередь думают о её полезности, заметя, что полезная пища всегда вкусна для них.
По этому вопросу между ними началось обсуждение. Они сказали, что это полезно для человека, так как происходит от сердечного желания иметь здоровый дух в здоровом теле. Иначе с теми, кто выше всего ставит вкус. От этого тело болеет, или, по крайней мере, испытывает внутреннее недомогание, которое передается также и душе. Состояние души зависит от внутреннего состояния связанных с нею принимающих органов тела. Подобно тому, как зрение и слух зависят от состояния глаз и ушей. Поэтому безрассудно находить все удовольствия жизни в разврате и сладострастии. Все это делает мысль и рассудительность неуклюжими, и придает ловкость только в плотских и светских делах. Такие люди подобны грубым животным, с которыми их сравнивают не без основания.
59. Духи Юпитера показали мне также свои жилища. Они невысокие, сделаны из дерева, а внутри отделаны пробкой или корой светло-голубого цвета. Все стены и потолок вокруг усыпаны звездами, чтобы напоминало небо. Они стремятся создать подобие видимого неба со светилами, которые они считают обитателями ангелов. Есть у них также палатки, закругленные сверху и вытянутые в длину, также усыпанные внутри звездочками на голубом фоне. Днём они прячутся туда, чтобы уберечь свои лица от загара. Эти палатки устраиваются и отделываются очень тщательно. Их также используют для того, чтобы в них принимать пищу.
60. Когда духи Юпитера смотрели на лошадей нашей земли, лошади казались мне меньше обыкновенного, хотя были очень крепкими и крупными. Но такое впечатление производили наши лошади на этих духов и оно внушалось мне. Они говорили, что у них тоже есть лошади, но гораздо более крупные. Они дикие и бегают по лесам. Вид их приводит жителей Юпитера в ужас. На самом же деле они не причиняют никакого вреда, но это чувство страха у них врожденное.
Я стал размышлять о причинах такого страха. В самом деле, ведь лошадь, в духовном смысле, означает рассудочные способности, происходящие от фактических знаний. А духи Юпитера опасаются воспитывать эти способности с помощью знаний, полученных от мира. Вот отчего происходит их страх. Из дальнейшего будет видно, что науки, основанные на человеческом разумении, не пользуются их уважением.
61. Духи этой планеты избегают общества духов нашей земли, так как отличаются от них своими нравами и наклонностями. Они считают, что духи нашей земли хитры, ловки и искусны в изобретении зла, но мало знают и думают о добре. Кроме того, духи планеты Юпитер значительно превосходят духов нашей земли своей мудростью. Наших духов они считают многоречивыми и малодумающими, а поэтому не способными иметь хоть какое-нибудь внутреннее восприятие, даже восприятия того, что есть добро. Из этого они заключают, что люди нашего мира очень внешние и поверхностные.
Однажды некоторым злым духам нашей земли было попущено поупражняться в своих злобных выходках с тем, чтобы досаждать духам Юпитера, находившимся в то время рядом со мной. Те долгое время мирились с этим, но, в конечном счёте признались, что больше не могут этого выдерживать. Они не могли поверить, что существуют ещё более злобные духи, чем эти, поскольку они настолько извращали и искажали их воображение и даже мысли были, что они казались себе связанными без единой надежды освободиться, кроме как только с Божьей помощью. Когда я читал из Писания главы о страданиях Спасителя, некоторые духи из Европы, происходившие из Христиан, пришли в страшное негодование, пытаясь убить или каким-либо образом повредить духам Юпитера. Было произведено исследование, с целью узнать, кем они были и чем занимались при жизни в мире. Оказалось, что некоторые из них были проповедниками, а большая часть принадлежала к так называемому Обществу Господню, т.е. к ордену иезуитов. Я рассказал, что при своей земной жизни своими проповедями о страданиях Господних они умели растрогать до слез простых людей. Причина этого заключалась в том, что в мире они говорили одно, а думали другое. Но такие обманчивые речи теперь уже стали невозможны для них, так как все, становясь духами, вынуждены говорить так же, как и мыслить. Духи Юпитера были крайне удивлены тем, что в человеке может существовать такое разногласие между внутренним и внешним бытием. Они не понимали, как это возможно, говорить одно, а думать другое. Сами они на это совершенно неспособны.
Они были крайне поражены, когда услышали, что некоторые обитатели нашей земли совсем непохожи на виденных ими, и что часть из них даже становится ангелами. Они, напротив, думали, что все на нашей земле подобны тем, которых они видели. Но им объяснили, что есть много людей совсем другого рода. Есть и такие, чьи мысли направлены к добру, а не ко злу, в отличии от первых. Те, чьи мысли направлены к добру, после смерти становятся ангелами. Дабы внушить им это, с неба были ниспосланы, один за другим, несколько хоров. Они все состояли из ангелов нашей земли и в полном согласии и гармонии славили Господа. Эти хоры очень понравились духам Юпитера, находившимся вблизи меня. Они сами почувствовали себя как бы вознесенными на небо. Прославление хорами длилось около часа, и мне было дано ощутить тот восторг, который испытывали духи Юпитера. Они обещали рассказать об этом своим друзьям, которых в тот момент не было рядом.
62. По мнению жителей планеты Юпитера, мудрость заключается в добрых и чистых мыслях обо всём, что случается в жизни. Эту мудрость они усваивают с самого детства от своих родителей и передают ее по наследству детям. Они не знают и знать не хотят ни одну из наук, существующих у нас на земле. Все эти науки они называют мраком, сравнивая их с облаками, которые закрывают солнце. Об этих науках они составляли себе представление по некоторым духам нашей земли, которые хвастались перед ними своей мудростью, которую они получили от наук. Это были духи тех, которые видели мудрость в простом загромождении памяти. Они заполняли ее языками, в особенности еврейским, греческим и латинским, а также опытами, описанными в литературе, критикой, экспериментальными данными, техническими терминами, а особенно философскими вопросами и т.п. Они считали эти познания сами по себе мудростью, а не средством к ее достижению. Эти науки не служили для них средством для воспитания в себе разумных способностей, в другой жизни у них практически отсутствует способность к внутреннему восприятия. В самом деле, они видят только технические термины и рассуждают только при помощи них, и для тех, кто больше ничего не видит, такие вещи представляются как пыль или облака, затемняющие зрение разума (см. п. 38 выше). Те же, которые гордятся такого рода ученостью, становятся ещё менее восприимчивыми, в то время как те, которые пользовались науками, как средствами для подрыва и уничтожения верований церкви, совершенно теряют рассудок. Подобно совам, они видят во мраке одну лишь ложь вместо правды и зло вместо добра. После разговора с подобными духами, духи Юпитера пришли к заключению, что науки погружают во тьму и ослепляют. Но им объяснили, что на нашей земле науки служат для того, чтобы открывать зрение разума, которое зависит от небесного света. Но из-за господства предметов, относящихся только к природной жизни, жизни телесных чувств науки служат им средствами к безумию, такому как превознесение природы превыше Бога и мира выше неба. Затем им объяснили, что науки сами по себе суть духовные богатства. Обладающий ими подобен тому, кто обладает мирскими богатствами. Они также могут приносить пользу человеку, владеющему ими, его ближнему и родине, но могут служить тому, кто обратит их во зло. Кроме того, науки подобны одежде. Она также может служить как для пользы и украшения, так и быть предметом гордости того, кто хочет быть уважаем и почитаем в мире. Духи Юпитера отлично поняли все это. Но они удивились тому, что, будучи людьми, эти духи больше всего заботились о средствах, ведущих к мудрости, чем о самой мудрости. Как они могли не замечать того, что погружать мысль в мир науки и не возвышаться над ним — значит погружаться во мрак и ослепление.
63. Некий дух прибыл с нижней земли, и, приближаясь ко мне, сказал, что слышал мою беседу с другими духами, но ничего не понял из того, что было сказано о духовной жизни и духовном свете. Я спросил его, хочет ли он, чтобы его просветили по этой теме, но он ответил, что явился не с этой целью. Из этого я заключил, что он ничего и не мог бы понять, так как был чрезвычайно глуп. Ангелы сказали мне, что когда он жил в мире, то был знаменит своей ученостью. Он был холоден, что сразу чувствовалось издали. Это было признаком чисто природного света при полном отсутствии света духовного, так как он использовал своё знание наук не с тем, чтобы открыть, а с тем, чтобы закрыть себе путь к небесному свету.
64. Духи планеты Юпитер приобретают разум другим способом, чем духи нашей земли. Они отличаются от них и своим образом жизни. Поэтому они не могут долго находиться в общении с этими духами. Они или избегают их, или отсылают их от себя. Существуют так называемые духовные сферы, или ауры, постоянно исходящие от каждого духа и наполняющие все пространство, его окружающее. Они происходят от его наклонностей, мыслей, следовательно, от самой его жизни. Всякие знакомства в другой жизни завязываются с помощью этих сфер. Те, чьи ауры сходны между собою, сближаются благодаря согласию между ними. Те же, чьи ауры различны, отталкиваются из-за их разногласия.
Духи и ангелы, происходящие с планеты Юпитер, в Большом человеке соответствуют способности мышления к воображению, т.е. деятельности внутреннего мышления. Напротив, духи нашей земли имеют отвечают различным функциям внешних частей тела. Когда данные функции господствуют, тогда мысленное воображение не может оказывать своего влияния изнутри. Отсюда происходит нестыковка между аурами духов Юпитера и Земли.
65. Теперь о том, что касается их богослужения. Их главный догмат – это признание Господа нашего Всевышним Правителем неба и земли. Они называют Его Единым Господом. Так как в плотской жизни они признают и почитают Его, то в другой жизни ищут его и находят. Он есть никто иной, как наш Господь. Я спросил их, знают ли они о том, что их Единый Господь был человеком. На что они ответили, что всем известно, что Он есть Человек, так как многие жители их планеты не раз видели его, как человека. Они знают, что Он учит истинам, хранит их и дает жизнь вечную тем, кто, будучи внутренне добр, почитает Его. Они также сказали, что Бог открыл им, как следует жить и во что верить. Это откровение переходит из поколения в поколение. Таким способом учение распространяется по всем семьям и таким образом по всему роду, происходящему от одного общего прародителя. Им кажется, будто это учение запечатлено у них в сознании. Они приходят к такому заключению потому, что они мгновенно чувствуют и узнают правильно ли кто-нибудь говорит в их присутствии о жизни на небесах.
Они не знают того, что их Единый Господь вочеловечился на нашей земле. По их словам, этому они не придавали значения. Им довольно было знать, что Он есть Человек и что Он правит Вселенной. Я сказал им, что на нашей земле Его называют Иисус Христос. Христос означает Помазанник или Царь, а Иисус означает Спаситель. Но они ответили, что почитают Его не как Царя, так как царство есть нечто мирское, но почитают Его как Спасителя.
Некоторые духи нашей земли выразили сомнение в тождестве их Единого Господа с нашим Господом. Но они рассеяли это сомнение воспоминанием о том, что они видели Его на солнце, и признали, что это именно Он был на нашей земле (см. п. 40 выше). Другой раз некоторые духи Юпитера, находившиеся вблизи меня, были охвачены сомнением в тождестве их Единого Господа с нашим Господом. Но это сомнение возникло в них только на миг и рассеялось оно также мгновенно. Это сомнение было внушено им некоторыми духами нашей земли. Я был растроган тем, до какой степени они устыдились своего сомнения, хотя оно длилось всего лишь мгновение. Они просили меня никому об этом не рассказывать, боясь, что их обвинят в неверии, хотя на самом деле они пребывают в вере гораздо более, чем другие.
Эти духи были очень тронуты и довольны, когда им было сказано, что только Единый Господь есть человек, и что только от Него все мы получаем свою человечность, а также, что все мы являемся людьми лишь в той степени, в какой соответствуем Его образу, и настолько, насколько мы любим Его и любим ближнего, то есть насколько пребываем в добре. Ибо образ и подобие Господа есть ни что иное, как благо любви и веры.
66. Когда я читал главу 17 Евангелия от Иоанна о любви Господа и его прославлении, некоторые духи Юпитера находились в это время недалеко от меня. Услышав содержание этой главы, они были растроганы его святостью и признали, его Божественность. Там же присутствовали некоторые духи нашей земли, которые были неверующими. Они возмущались, говоря, что Он был рожден как ребёнок, жил как человек, выглядел как любой другой человек, был распят на кресте и т.п. Однако духи планеты Юпитер не обращали никакого внимания на все эти поклёпы. Они сказали, что эти духи напоминают им их дьяволов, к которым они питают отвращение, добавив при этом, что их души лишены чего бы то ни было небесного, но в них одно только земное, что они назвали шлаком. В этом они еще больше, по-видимому, убедились, услышав о том, что когда духи Земли узнали об их обыкновении ходить по своей планете голышом, их мысли наполнились непристойными образами. А также когда увидели, что они нисколько не думают о небесной жизни, о которой им было также сказано впоследствии.
67. Совершенное восприятие в духовных вопросах, присущее духам Юпитера, проявилось в их представлениях о том, как Господь превращает дурные наклонности в хорошие. Они изображали разумную душу в прекрасном образе и снабжали её деятельностью, соответствующей природе её любви. Делали они это настолько искусно, что невозможно описать словами, настолько, что получили похвалу от ангелов. При этом присутствовали некоторые ученые с нашей земли, которые при жизни в мире погружали свой разум в научную терминологию, писали и думали много о форме, субстанции, материальном и нематериальном, и о прочем, тому подобном без какого-либо приложения всего этого к жизни. Они были неспособны понять даже представление идеи в виде картины или наглядного образа.
68. В этом мире (имеется ввиду Юпитер) огромное внимание уделяется тому, чтобы не допустить того, чтобы кто-нибудь утвердился в ложных представлениях о Едином Господе. Если кто-нибудь начинает думать о Нем ложно, того сначала убеждают, затем угрожают, а если не поможет, то наказывают, чтобы остановить его. Духи сказали, что от семей, в которых утверждаются ложные представления о Едином Господе, избавляются. Это происходит не потому, что соотечественники выносят приговор и казнят её членов. Духи, заглушая дыхание человека, прекращают его жизнь. На этой планете духи часто беседуют с жителями. Они наказывают тех, которые соделали зло, или хотя бы намеревались сделать его. Я вернусь к рассмотрению этого вопроса позднее. Те, которые худо мыслят о Господе и не раскаиваются в этом, приговариваются к смерти. Таким образом поддерживается почтение к Единому Господу, которого они считают Верховным Божеством.
69. Мне сказали, что праздников у них нет. Но каждое утро при восходе солнца и каждый вечер при его закате в своих палатках они проводят богослужение и поклоняются Единому Господу. При этом они также поют Ему различные своего рода гимны.
70. Затем я узнал, что на этой планете есть особого рода люди. Они сами себя называют святыми. Они стараются набрать как можно больше слуг, и под страхом наказания заставляют их называть себя богами. Запрещают им почитать Бога Вселенной. Себя они называют Богами-Посредниками, которые способны передать их мольбы Богу Вселенной. Бога Вселенной, т.е. нашего Господа, они называют не Единым Богом, а Всевышним Богом. Это именно потому, что себя они также считают богами. Солнце их мира они называют Ликом Всевышнего Бога. Они уверяют, что там находится Его обитель. Поэтому они также поклоняются солнцу. Все другие жители не любят их и не хотят с ними разговаривать. Это потому, что они солнцепоклонники, а также потому, что заставляют своих слуг поклоняться им как богам-посредникам. Духи показали мне головной убор, который носили эти люди, это был цилиндр тёмного цвета.
В другой жизни они обычно бывают видны слева, на некоторой высоте. Там они восседают как истуканы. Сначала слуги, которые жили у них, по-прежнему обожают их, но затем смеются над ними. Меня удивил огненный блеск их лица. Он происходит оттого, что они мнят себя святыми. Но хотя их лицо кажется огненным, в действительности они ощущают холод и очень хотят согреться. Следовательно, тот огонь, которым горит их лицо, есть огонь любви к себе. В желании согреться им кажется, они пилят брёвна. В это время они видят под брёвнами что-то, похожее на человека, которого они стремятся в это же время ударить. Это явление объясняется тем, что они сами себе приписывают достоинство и святость. Все те, кто делает это, в другой жизни кажутся пилящими брёвна. То же самое бывает с некоторыми духами на нашей земле, которых я описал в другом месте. Для объяснения можно привести здесь то, что я написал по этому поводу на основании собственного опыта в «Тайнах неба», в пункте 4943:
На низшей земле под ногами, находятся также те, которые присваивали себе заслугу в добрых делах и поступках. Многие из них кажутся сами себе пилящими брёвна. Они находятся в холодном месте и надеются таким образом раздобыть тепло. Я беседовал с ними, и мне дозволено было спросить их, хотят ли они покинуть это место. Они ответили мне, что еще не заслужили этого своим трудом, но когда закончат этот этап, то будут свободны. Они – совершенно природные люди, так как желание заслужить спасение исходит от особи человека, а не от Господа. Тем не менее, многие из них считают себя лучше других, а некоторые действительно презирают других. Если в следующей жизни они не получают удовольствий больше, чем другие, то очень сердятся на Господа. В результате, когда они пилят брёвна, то им кажется, будто что-то от Господа виднеется под брёвнами. Таков результат их негодования.
71. Для духов этого мира обычным делом является разговаривать с его жителями, учить их, наказывать, если они творят зло. Многое об этом мне рассказывали ангелы этого мира, и я хотел бы изложить здесь всё это по порядку. В этом мире духи могут разговаривать с людьми по той причине, что последние проводят много времени, размышляя о небесах, о жизни после смерти, и относительно мало заботятся о жизни в мире. Они знают, что будут жить после смерти, и что их состояние тогда будет зависеть от состояния их внутреннего человека, который был сформирован при жизни в мире. Разговаривать с духами и ангелами было также обычным делом и в нашем мире в древние времена по той же самой причине: древние люди много думали о небесах и мало о мире. Но с течением времени эта прямая связь с небом была нарушена, поскольку человек из внутреннего превратился во внешнего, так как стал много заботиться о мирском и мало о небесном. Он даже перестал верить в существование небес и ада, и в то, что у человека есть внутренний дух, который живёт после смерти. Он также стал отождествлять себя со своим телом и верить, что оно имеет жизнь в самом себе, а не животворится духом. Поэтому, если бы люди не верили в воскресение тела, то они не имели бы никакой веры в воскресение вообще.
72. Коснёмся общения духов Юпитера с его жителями более подробно. Есть там такие духи, которые наказывают людей, другие, которые наставляют их, третьи, которые контролируют их жизнь. Наказывающие духи располагаются слева от человека, ближе к спине. Находясь там, они извлекают из памяти человека все, что он делал и о чём думал. Это для них не составляет труда, поскольку, когда они приближаются к человеку, то могут пользоваться всей его памятью1. Если они находят, что он делал или помышлял зло, то порицают его и наказывают болью в суставах, ногах или руках, или болью в надбрюшной области. Эти духи проделывают всё это очень умело, когда получают на это разрешение. Когда такие духи приближаются к человеку, они вселяют в него страх и ужас, который оповещает его об их приближении. Злые духи способны вселять страх в человека при своём приближении, особенно те, которые при жизни в мире были злодеями или грабителями.
Чтобы я мог познать, как действуют эти духи, приближаясь к человеку их мира, одному из них было разрешено приблизиться ко мне. Когда он приближался, я явно ощутил страх и ужас, но это было скорее внешнее чувство, чем внутреннее, так как я знал, что оно исходит от духа такого рода. Я действительно мог видеть его, он выглядел как темное облако с блуждающими звездами внутри. Блуждающие звезды означают ложность, неподвижные – истины2. Он расположился слева от меня, ближе к спине, и начал порицать меня за всё, что я делал и думал, извлекая это из моей памяти, порой дурно истолковывая всё. Но ангелы остановили его. Когда он обнаружил, что вошел в человека, не принадлежащего его миру, он заговорил со мной, сказав, что, соединяясь с человеком, он знал все детали его поступков и мыслей, и тогда строго порицал его и наказывал различными болями.
В другом случае подобный наказывающий дух посетил меня. Он расположился слева от меня, ниже талии, как и предыдущий. Он очень хотел наказать меня, но также был удержан ангелами. Он демонстрировал мне виды наказаний, которые им позволяют применять к людям в их мире, если те делают или намереваются творить зло. Кроме боли в суставах ощущалось болезненное сокращение вокруг середины живота, которое было похоже на ощущение от туго затянутого пояса. Вот перечень других наказаний, которые они могли использовать: временное удушение до тех пор, пока человек не начнёт сильно страдать, полное запрещение есть что-либо (можно только изредка есть хлеб), наконец, смертный приговор, если человек продолжает творить беззаконие, лишение радости общения с супругом, детьми, друзьями и ближними. Всё это также сопровождается болевыми ощущениями.
73. Духи-наставники также располагаются слева от человека, но более спереди. Они также порицают людей, но мягко, а затем учат их, как должно жить. Они тоже кажутся темными, но не подобными облакам, как вышеупомянутые, а как будто одетыми в широкие свободные платья. Они называются наставниками, а ранее описанные — карателями. Там, где присутствуют эти духи, также присутствуют и ангельские духи. Они сидят в изголовье в привычной для них манере. Их присутствие ощущается как лёгкое дуновение, поскольку они боятся причинить кому бы то ни было малейшую боль или беспокойство своим приближением или воздействием. Они контролируют духов-наставников и духов-карателей, следя за тем, чтобы одни не наказывали сильнее, чем позволяет Господь, а другие говорили только истину.
Когда дух-каратель был рядом со мной, ангельские духи, также присутствовавшие рядом, сохраняли на моём лице улыбку и выражение весёлости: мои губы были едва выдвинуты вперед, а рот слегка приоткрыт. Ангелы легко способны делать это при помощи наития, с позволения Господа. Они сказали, что их присутствие заставляет жителей их мира принимать такое же выражение лица.
74. Если, будучи наказан и наставлен, человек снова мыслит и творит зло и не ограничивает себя в соответствии с заповедями истины, то он наказывается более строго, когда дух-каратель возвращается. Но ангельские духи смягчают его наказание согласно намерению в его делах, и согласно воле в его мыслях. Из этого может быть видно, что их ангелы, сидящие в изголовье, осуществляют своего рода суд над человеком, поскольку дают разрешение, и оказывают сдерживающее и ограничивающее воздействие. Но мне было сказано, что судят не они, но Господь – единственный судья; все указания, все указания, даваемые духами-карателями и духами-наставниками вдохновлены им наитием от Него таким образом, что кажется, будто это исходит от них самих.
75. В этом мире духи разговаривают с людьми, но те, в свою очередь, не разговаривают с духами. Единственное, что им позволено говорить, это то, что они принимают наставление, раскаиваются и не будут больше поступать плохо. При этом им не разрешается говорить кому бы то ни было о том, что дух говорил с ними, и если они сделают это, то будут впоследствии наказаны. Когда духи Юпитера были со мной, они сначала думали, что имеют дело с человеком из их мира. Но когда я, в свою очередь, разговаривал с ними, а также когда они увидели, что я думал о том, чтобы опубликовать всё, что со мной происходило, и рассказать об этом другим людям, и в то же время им не позволялось наказывать или наставлять меня, они поняли, что имеют дело с кем-то другим.
76. Есть два знамения, которые видят эти духи, когда общаются с каким-либо человеком. Они видят старика с бледным лицом. Это – знак того, что они не должны говорить ничего, кроме истины, и поступать только справедливо. Они также видят лицо в окне, которое является знаком того, что они должны уйти оттуда, где находятся. Я тоже видел этого старика и лицо в окне. Увидев его, эти духи немедленно покинули меня.
77. Кроме только что упомянутых духов, есть также такие, которые подстрекают делать противоположное. Это те, которые при жизни в мире были высланы из общества людей за то, что были злы. Когда они приближаются, то возникает как бы летящее пламя, пролетающее прямо перед лицом. Они располагаются внизу позади человека, и говорят оттуда снизу вверх. Они говорят противоположное тому, что говорят духи-наставники от ангелов, а именно, что не нужно жить согласно наставлениям, но можно потакать и угождать своим похотям, позволять себе любые вольности, и тому подобное. Они обычно прибывают после того, как предыдущие духи уже удалились. Но люди Юпитера знают, что это за духи и кем они являются, и поэтому не обращают на них внимания. Но таким образом они познают, каково зло, и каково добро. Посредством зла они познают что такое добро, так как качество добра познаётся в сравнении с его противоположностью.
78. Духи-каратели и духи-наставники не приходят к тем, которые сами называют себя святыми и к тем, которые называют себя богами-посредниками (см. п. 70 выше), как они приходят к другим в этом мире, потому что те не желают никаких наставлений и не могут быть исправлены с помощью наказания. Они неисправимы, потому что поступают из любви к себе. Духи сказали, что они узнают их по холодности и, чувствуя холод, оставляют их.
79. Среди духов Юпитера есть некоторые, которых они называют трубочистами, потому что они выглядят одетыми подобно трубочистам и имеют закопченное лицо. Мне было позволено описать, кто они, и что из себя представляют. Дух этого рода посетил меня и настойчиво просил меня ходатайствовать, чтобы он был допущен на небо. Он сказал, что не знал о том, что делал зло; он только упрекал жителей этого мира, добавив, что после этого он наставлял их. Он расположился слева от меня, ниже локтя, и говорил резким, надтреснутым голосом. Он мог внушать жалость, но я отвечал ему, что не могу ничем ему помочь, так как то, чего он просит, может позволить только лишь Господь. При этом я не могу ходатайствовать, не зная, будет ли это полезным или нет. Но если он достоин, то может надеяться. Тогда он был отослан назад среди честных духов его земли. Но те сказали, что он не может находиться в их обществе, так как он не такой, как они. Однако, так как он сильно желал и продолжал просить быть допущенным в небо, его послали в общество честных духов нашего мира. Но они тоже сказали, что он не может оставаться с ними. Он казался черным в небесном свете, хотя и заявлял, что он не черный, а коричневый.
Мне было сказано, что духи — подобные этому, впоследствии находят своё место среди тех, кто составляет область семенных желез в Большом Человеке или в небе. Семя собирается в этих железах и покрывается веществом, способным сохранять его плодородные свойства от рассеивания. Оно может быть излито в шейку матки, чтобы оплодотворить находящееся в ней яйцо, то есть послужить причиной зачатия. В результате это семенное вещество стремится, как будто пылает жаждой чтобы его излили, позволив семени совершить своё предназначение. Нечто подобное наблюдалось и в случае с этим духом. Он пришел ко мне в отвратительном одеянии и повторил, что горит желанием попасть в небо, и что он теперь начал осознавать, что он был духом такого рода, что мог бы попасть туда. Мне позволили сообщить ему, что, возможно, это был признак того, что он будет скоро допущен. Затем ангелы сказали ему, чтобы он снял свою одежду; он был настолько жаждущим, что сбросил её мгновенно. Таким образом, была показана жажда тех, кто относится к области семенных желез.
Мне также было сказано, что такие духи, будучи подготовлены к небу, снимают свои одежды и одеваются в новые, сияющие, и становятся ангелами. Они подобны личинкам, которые, проходя эту невзрачную стадию, превращаются в куколок, а затем в бабочек. Тогда они получают различные одеяния с крыльями синего, желтого, серебристого или золотого цвета. Они вольны летать по воздуху, как по своему небу, праздновать супружества и откладывать яйца, таким образом, гарантируя продолжение их рода. В то же время в пищу им даны приятный сладкий нектар и аромат различных цветов.
80. Я до сих пор не сказал о том, каковы ангелы этого мира. Те, кто посещают людей в их мире и сидят у них в изголовье (см. п. 73 выше) это не ангелы их внутренних небес, но ангельские духи или ангелы их внешних небес. Так как природа этих ангелов была раскрыта мне, я хотел бы сообщать, что мне позволили узнать о них.
Один из духов Юпитера, из тех, кто внушает страх, расположился слева от меня, ниже локтя, и говорил со мной оттуда. Его речь была резкой и скрипучей, слова не отделялись одно от другого, поэтому потребовалось много времени, прежде чем я уяснил, о чём он говорит. В течение своего разговора он, время от времени, пугал меня, предостерегая, что я должен хорошо встретить ангелов, когда они прибыли. Но мне было позволено ответить, что это не зависит. Вскоре появились ангелы этого мира, и по тому, как они говорили со мной, я понял, что они совершенно отличаются от ангелов нашего мира. Их речь состояла не из слов, а из мыслей, которые, проникая внутрь, пронизывали всё моё существо. Они также воздействовали на мое лицо, меняя выражение всех его частей, начиная с губ. Мысли, которые были у них вместо слов, тоже были раздельными, но только слегка. Впоследствии они разговаривали со мной посредством мыслей, еще менее раздельных, так что казалось, будто они льются непрерывным потоком, практически без интервалов между ними. Для моего восприятия это было похоже на смысл слов, который постигают, игнорируя слова. Их речь была более понятной для меня, а также более наполненной содержанием. Подобно предыдущему виду речи этот тоже воздействовал на моё лицо, но наитие, в соответствии с качеством речи, было более непрерывным. И в отличие от предыдущего вида их речь исходила не от губ, но от глаз.
Позже они говорили даже более непрерывно и наполнено, и мое лицо не успевало менять выражения в таком темпе, но я чувствовал воздействие на мой мозг, который тогда вел себя подобным образом. Под конец они говорили так, что их речь попадала только в моё внутреннее понимание. Это было как флюиды, как разреженная атмосфера. Я мог чувствовать наитие в общем, но детально не различал его.
Эти виды речи были скорее похожи на жидкости; первый подобен текущей воде, второй подобен более разреженной жидкости, третий был подобен воздуху, и четвертый — разреженной атмосфере. Дух, находящийся слева от меня, которого я упоминал прежде, вставлял время от времени замечания, особенно предупреждая меня вести себя скромно, имея дело с их ангелами. Он сказал, что сначала не понял того, что говорили ангелы, но позднее, когда он приблизился к моему левому уху, стал понимать. Тогда также его речь уже не была столь скрипучей, но стало такой же, как речь других духов.
81. Позже я разговаривал с ангелами о событиях в нашем мире, особенно о нашей печати, о Слове и различных церковных учениях из Слова. Я сказал им, что Слово, а также религиозные учения в нашем мире опубликованы и довольно распространены. Они были очень удивлены, что такие вещи могли быть опубликованы в книгах и в печати.
82. Мне было показано, что происходит, когда духи этого мира, будучи подготовлены, вступали в небо и становились ангелами. В этот момент появляются огненные колесницы, запряженные огненными конями, подобные той, на которой был вознесён Илия. Появление колесниц и коней, как будто горящих огнём, иллюстрирует то, что они были наставлены и приготовлены к вступлению в небо. Колесницы означают учение церкви, и огненные кони — просвещенное понимание3.
83. Та область небес, в которую они входят, видна справа от их мира, и отделена от той их области небес, в которой пребывают ангелы нашего мира. Ангелы там выглядят одетыми в яркие синие одежды, усыпанные маленькими золотыми звёздочками, потому что они любили этот цвет, когда жили в мире. Они также полагали, что это самый небесный цвет, главным образом потому, что они находятся в добре любви, которому соответствует этот цвет4.
84. Я увидел лысую голову, только её верхнюю костистую часть, и мне было сказано что люди, которые должны умереть в течение года видят такое видение, и тогда они готовят себя к этому. Люди там не боятся смерти, кроме неизбежности расставания с женой, детьми или родителями, потому что они знают, что будут жить после смерти. Они знают, что они не оставляют жизнь, потому что направляются на небеса. Поэтому они называют это не смертью, а переходом на небеса. Если в мире они жили в состоянии истинно супружеской любви и заботились о своих детях, то они умирают не от болезни, а спокойно, как будто в сне, и так переходят из мира на небеса.
Средняя продолжительность жизни людей в этом мире – тридцать лет, в пересчете на наши земные года. Они живут так мало потому что Божественное Провидение следит за тем, чтобы количество населения не превышало предельного значения, которому этот мир может обеспечить средства к существованию. Также потому, что достигшие этого возраста сопротивляются руководству духов и ангелов в отличии от тех, которые этого возраста еще не достигли. Поэтому духи и ангелы редко приближаются к тем, кто старше этого возраста. Люди этого мира достигают зрелости гораздо быстрей, чем люди в нашем мире, и вступают в супружества в ранней юности. Их наслаждения тогда состоят в том, чтобы любить жену или мужа, заботиться о детях. Другие наслаждения они тоже называют наслаждениями, но соответственно, более внешними.

4. Марс. Его духи и жители

85. Духи Марса — одни из лучших среди всех духов всех миров нашей солнечной системы. Потому что в большинстве своём они подобны небесным людям, и мало чем отличаются от людей Древнейшей Церкви, которая была в давние времена в нашем мире5. Внутреннюю сущность жителей этой планеты можно изобразить следующим образом: их лица находятся в небесах, а тела в мире духов, а у их ангелов — лица, обращенные к Господу, а тела пребываю на небесах.
86. Планета Марс представляется духам и ангелам занимающей фиксированное положение, как и другие планеты. Она располагается впереди слева, в некотором отдалении в районе груди, то есть за пределами сферы пребывания духов нашего мира. Духи одного мира отделены от духов другого, потому что духи каждого мира соответствуют какой-то части Большого Человека6. В результате того, что их состояния различны, они кажутся отделёнными друг от друга или направо или налево, на большее или меньшее расстояние7.
87. Некоторые духи Марса приблизились ко мне и расположились возле моего левого виска. Они что-то шептали мне, но я ничего не понимал. Их речь текла настолько мягко и ласково, что я никогда не чувствовал ничего столь нежного. Она была подобна легкому дуновению ветра. Сначала я чувствовал его возле левого виска и левого уха сверху; затем оно переместилось к моему левому глазу, перемещаясь постепенно направо и затем вниз, особенно от левого глаза, к губам. При достижении губ, оно вошло в уста, и продолжало двигаться дальше, в мозг. Когда это дуновение достигло мозга, я стал понимать их речь и стал способен общаться с ними. Я заметил, что когда они разговаривали со мной, мои губы и мой язык слегка шевелились. Это происходило из-за соответствия между внутренней и внешней речью. Внешняя речь состоит из членораздельных звуков, попадающих во внешнюю мембрану уха, которые затем, посредством маленьких органов, мембран и волокон внутри уха, попадают в мозг.
Отсюда может быть известно, что речь жителей Марса отличается от речи жителей нашего мира. Она не настолько громкая. Очень тихая, почти беззвучная, она проникает во внутренний слух и зрение гораздо быстрее. Будучи такой по природе, она гораздо более совершенна, более наполнена смыслом, и поэтому ближе к речи духов и ангелов. Подлинные чувства в речи отображаются в их лицах, и мысли в их глазах, поскольку у них мысль и речь, также как чувство и выражение лица, действуют как одно. Они считают преступлением думать одно, а говорить другое, или желать чего-то одного, а выражать лицом совсем другое. Они не знают, что такое лицемерие, лживое притворство или коварство.
Мне также было дано знать, что таковой была речь людей Древнейшей Церкви на нашей земле. Мне было позволено беседовать с некоторыми из них в духовном мире. Далее, я изложу то, что видел и слышал.
Наитием, которого я не могу описать, мне было показано, какова была речь людей Древнейшей Церкви. Она не была членораздельной, как звучная речь нашего времени, но безмолвной. Происходила она не от внешнего дыхания, а от внутреннего, её можно назвать речью мысли. Я также мог постигнуть, каково было это внутреннее дыхание. Оно проистекало от пупа к сердцу, и далее через губы, но, не производя не единого звука во время разговора. Речь их входила внутрь не внешним путём, через ухо, вызывая колебания барабанной перепонки, но неким внутренним путём, фактически через то, что в настоящее время названо «евстахиевой трубой». Мне было показано, что, говоря подобным образом, они могли выражать свои чувства и мысли гораздо полнее, чем это возможно выразить словами членораздельной звуковой речи. Такая речь тоже производится дыханием, но внешним. Нет ни единого слова, или даже части слова, которое не производилось бы посредством дыхания. Но в случае древних людей это происходило намного совершеннее, потому что производилось внутренним дыханием, которое более совершенно и лучше адаптировано к понятиям мысли. Кроме того, этому помогали небольшие движения губ и соответствующие изменения выражений лица. И так как они были небесными людьми, то что бы они ни думали, сияние исходило от их лиц и глаз, которые соответственно изменялись. Выражение лица — отражая любовь их жизни, а глаза — свет. Они не могли выражать лицом что-либо другое, отличное от того, что думали. Так как они говорили посредством внутреннего дыхания, дыхания духовного, то могли общаться и разговаривать с ангелами.
Мне также было показано дыхание жителей Марса, и я увидел, что оно проистекало из области грудной клетки к пупу, а оттуда, через грудь и уста незаметно проистекало. Это, вместе с другими доказательствами, которые были мне представлены, показало, что они тоже были небесными людьми, мало отличающимися от тех, которые принадлежали Древнейшей Церкви на нашей земле.
88. Мне было сказано, что духи Марса в Большом Человеке соответствуют тому что является посредником между разумом и волей, то есть мышлению, основанному на чувстве, а лучшие из них – чувству мысли. Именно поэтому их лица действуют в единстве с их мыслью, и они совершенно не способны притворяться. Так как они соответствуют этому в Большом Человеке, то им соответствует средняя область между мозгом и мозжечком. Лица тех, у кого мозг и мозжечок, связаны относительно духовных функций, действуют в унисон с их мышлением, так что их подлинные чувства и мысли сияют на их лицах, и общая тенденция их мышления, происходящего из их любви, сияет из их глаз. По этой причине, в то время как они были со мной, я определенно чувствовал, что передняя часть моей головы, тянется к затылку, то есть полушария мозга тянутся к мозжечку8.
89. Однажды, когда духи Марса, бывшие рядом со мной, находились в поле деятельности моего разума, появились некоторые духи из нашего мира и захотели попасть туда же, где были духи Марса, но тут же становились из-за этого безумны, потому что были совершенно не способны на это. Духи нашего мира отвечают в Большом Человеке за внешние чувства, таким образом, их мысли направлены к себе и к миру, а у жителей Марса они направлены к небу и к ближнему. Это и было причиной невозможности их совместного пребывания. Но затем прибыли ангельские духи Марса, и своим прибытием разорвали связь с духами нашей земли, после чего те удалились.
90. Ангельские духи Марса рассказывали мне о том, как живут обитатели их мира. На их планете нет царств, и все жители разделены на общества, большие и меньшие, в каждом из которых объединены представители какого-то одного качества. Они узнают друг друга по лицам и речи, и редко ошибаются на этот счёт. Поэтому они сразу становятся друзьями. Также они сказали, что получают огромное удовольствие от встреч, на которых они обсуждают всё, что происходит в их обществе, и особенно то, что происходит на небе, ибо многие из их наслаждаются открытым общением с небесными ангелами.
Любой, кто в их обществе начинает думать извращенно, становясь от этого злым, высылается из него вон. Таких они оставляют наедине самих с собой, влачить жалкое существование вне общества среди скал или ещё где-нибудь. Общество более не заботится о таком человеке. Некоторые общества пробуют различные методы, чтобы призвать таковых к покаянию, но когда эти попытки оказываются тщетными, они прерывают всякое общение с ними. Таким образом, они следят за тем, чтобы внутрь общества не прокрались вожделения господства и богатства, то есть, чтобы никто из желания господствовать не подчинил себе целое общество, а затем и несколько обществ, а также, чтобы никто из жажды богатства не захватывал имущество других. Каждый живет там, удовлетворённый тем, что имеет, своим добрым именем, безупречной репутацией, любя своих ближних. Это состояние мира и удовлетворённости было бы разрушено, если бы те, кто мыслит и хочет творить зло, не были бы изгнаны, и если предусмотрительно и сурово не противостоять самолюбию и любви к миру на самых ранних стадиях. Ведь это они являются мотивами создания империй и царств, в которых очень мало людей, не желающих господства и владения чужим имуществом, мало ведущих себя честно и справедливо из любви к правосудию и справедливости, а ещё меньше тех, кто делает добро из милосердия, а не из-за страха перед законом, страха потерять жизнь, богатство, репутацию и доброе имя.
91. О богослужении, установленном на их земле, они сказали, что признают и поклоняются нашему Господу, говоря, что Он — Единственный Бог, и что Он управляет и небом и вселенной, и что все добро — от Него, и что Он ведет их. Также, что Он часто является им на их земле. Я тогда смог сказать им, что Христиане в нашем мире также знают что Господь — правитель неба и земли из слов, сказанных Господом у Матфея:

Дана мне всякая власть на небе и на земле (Мф. 28:18).
Но, в отличие от жителей Марса, Христиане не верят в это.

Они также сказали, что верят в то, что в них самих нет ничего, кроме адского и нечистого, и что все добро – только от Господа. Действительно, они даже дошли до того, что сказали что они — дьяволы, и Господь спасает их от ада, непрерывно сдерживая их.
Однажды, при упоминании Господа, я увидел, в этих духах настолько искреннее и глубокое смирение, что не могу даже описать его. В самоуничижении они думали, что находятся в аду и совершенно не достойны взирать на Господа, который есть Сама Святость. Эта мысль настолько глубоко укоренилась в их вере, что они были почти вне себя и оставались на коленях, пока Господь не вознёс их, и затем на самом деле спас их от ада. Оправившись, и выйдя из состояния самоуничижения, они наполнились добром и любовью, которая наполняет сердце радостью. Когда они смиряются подобным образом, они не смотрят на Господа, так как не смеют этого делать, а отворачивают лицо. Духи, бывшие рядом со мной, сказали, что никогда не видели такого самоуничижения.
92. Некоторые из духов этого мира (Марса) были удивлены, что я был окружен многими адскими духами, и что они тоже говорили со мной. Но мне было дано им ответить, что этим духам это разрешалось, чтобы дать мне возможность познать их качество, понять, что они оказались в аду в результате жизни, которую вели. Также, что среди них были многие, кого я знал во время их жизни в мире, некоторые из них занимали тогда высокое положение, но в сердце ничего не имели, кроме любви к миру. Я уверил их, что никакой злой дух, даже самый адский, не мог причинить мне никакого вреда, потому что я постоянно был защищён Господом.
93. Мне был показан один из жителей этого мира, вернее, не реальный житель, а дух, который был похож на него. Его лицо было подобно лицу жителей нашего мира, но нижняя часть его лица была черная, но не от бороды, поскольку у него её не было, а из-за черной области, находящейся на её месте. Эта чернота доходила до его ушей с обеих сторон. Верхняя часть его лица была желтоватой, как у не совсем белых людей в нашем мире.
Духи Марса далее сказали, что в своём мире они питаются плодами деревьев, особенно некоторыми круглыми плодами, которые выращивает на их земле, а также овощами. Свою одежду они делают из волокон коры некоторых деревьев. Они имеют такую прочность, что из них можно ткать, а также склеивать своего рода резиной, которая есть у них. Кроме того, они сообщили, что знают, как делать жидкие огни, обеспечивающие их светом вечером и ночью.
94. Я увидел красивейший пылающий объект, сначала багряный, а затем меняющий цвета, от белого до красного. Пламя придавало цветам красивый красноватый оттенок. Я также увидел руку, к которой как бы прилип этот пылающий объект, сначала к тыльной стороне руки, затем к ладони, откуда пламя облизывало всё вокруг. Это продолжалось в течение некоторого времени, затем рука вместе с пылающим объектом отъехала на некоторое расстояние, и заполнила место, где она остановилась, светом. Рука удалилась в эту яркую область, а затем пылающий объект превратился в птицу, которая сначала была того же цвета, как пламя, и её цвета сверкали таким же образом, но затем подверглись ряду изменений, как и жизненная энергия птицы. Птица сначала летала вокруг моей головы, затем влетела в узкую комнату передо мной, которая походила на гробницу. Чем дальше она в неё залетала, тем менее живой она становилась, пока, наконец, не превратилась в камень, сначала цвета жемчуга, а затем тёмный. И, несмотря на то, что стала безжизненной, продолжала лететь.
В то время когда птица летала вокруг моей головы и была все еще живая, появился дух, восходящий через область поясницы к области груди. Он хотел забрать птицу, так как она была очень красива, но духи, находящиеся вокруг меня, помешали ему, та как сосредоточили на ней всё своё внимание. Но появившийся дух настойчиво убеждал их, что действовал от Господа и по Его наставлению. И хотя большинство их не поверило этому, они всё же прекратили препятствовать ему забирать птицу. Но в этот момент воздействие с небес вынудило его отпустить её, он быстро выпустил птицу из своих рук, и она свободно полетела.
После этого случая, окружавшие меня духи, которые пристально наблюдали за птицей и ее последовательными изменениями, обсуждали это между собой в течение достаточно долгого времени. Они поняли, что такое видение определённо должно иметь некоторое небесное значение. Они знали, что пламя означает небесную любовь и ее чувства; рука, которой пламя удерживалось, жизнь и жизненную силу; изменения цвета — многообразие в жизни в отношении мудрости и разума. Птица имеет подобное значение, с тем лишь отличием, что пламя означает небесную любовь и её чувства, птица – духовную любовь и её чувства (небесная любовь — любовь к Господу, духовная любовь — милосердие и любовь к ближнему), изменения цветов и жизненности птицы, пока она не стала камнем — последовательные изменения в духовной жизни в отношении разумения.
Они также знали, что духи, приходящие через область поясницы к области груди, упрямо придерживаются ложной веры в то, что они пребывают в Господе, и, следовательно, верят, что все, что они делают, каким бы злом это ни было, сделано с согласия Господа. Однако, этого было не достаточно, чтобы они познали, кто был представлен этим видением. В конце концов, им было сказано с небес, что это были представлены жители Марса. Их небесная любовь, которую многие из них все еще сохраняют, была представлена пылающим объектом, держащимся на руке. Птица, в начале, когда она была полна жизненных сил, и ее цвет был самым прекрасным, означала их духовную любовь. Однако то, что птица превратилась в камень и стала безжизненной, в конечном счете приобретя тёмный цвет, означало жителей этого мира, отошедших от добра любви и преданных злу, но верящих, что они всё ещё пребывают в Господе. Восставший дух, хотевший забрать птицу, означал то же.
95. Каменная птица также представляла жителей этого мира, которые странным образом превращают жизнь их мыслей и чувств почти в никакую жизнь. Об этом я слышал следующее.
Некий дух над моей головой разговаривал со мной. По его голосу можно было сказать, что он был в сонном состоянии. В этом состоянии он много говорил, и так благоразумно, что вряд ли мог бы говорить благоразумнее, даже если бы бодрствовал. Я понял, что он использовался как тот, через кого говорили ангелы. В этом состоянии он мог уяснять то, что они говорят и воспроизводить это. Поскольку он говорил только истину, то если чувствовал любое влияние из другого источника, он не противился ему, но не воспроизводил. Я спросил его о его состоянии, и он сказал, что оно было состоянием мира, и что он нисколько не беспокоился о будущем. В то же самое время он исполнял службы, которые были даны ему, чтобы быть в соединении с небом. Мне было сказано, что в Большом Человеке такие духи соответствуют продольной пазухе, которая находится между двумя полушариями мозга, и остаются там в спокойном состоянии, однако мозг с обеих сторон находится в суматохе.
В то время, когда я говорил с этим духом, другие духи приблизились к передней части головы, где тот находился, и теснили его. Он отошел в другую сторону, чтобы дать им место. Эти вновь прибывшие духи разговаривали между собой, но ни я, ни духи, окружавшие меня, не могли понять о чём. Ангелами мне было сказано, что это были духи Марса, которые умеют разговаривать между собой так, что никто другой ничего понять не может. Я был удивлен, что такая речь была возможна, так как все духи говорят на одном языке, который течет из их мысли, и состоит из идей, которые слышатся как слова в духовном мире. Мне сказали, что эти духи имеют специальный способ формирования понятий, которые они выражают посредством губ и лица, так, чтобы другие не могли понимать их. И в тот же самый момент они преднамеренно удаляют свои мысли, особенно заботясь о том, чтобы не показать даже намека на их чувства, потому что если хотя бы намек на чувства будет показан, то мысль станет очевидной, так как мысль вытекает из чувства и содержится в ней.
Далее мне объяснили, что жители Марса, однако не все, но те, которые полагают небесную жизнь только в познании, а не в жизни в любви, изобрели этот способ разговора, и, становясь духами, они сохраняют его. Именно они были обозначены каменной птицей. Ибо, при разговоре посредством выражений лица и движений губ, при удалении мыслей и сокрытии чувств от других, их речь теряет жизнь и становится подобна статуе, и постепенно они сами становятся такими же.
Но хотя они представляют себе, что их беседы между собой не понятны другим, все же ангельские духи понимают всё, о чём они говорят, потому что ни одна мысль не может быть сокрыта от них. Это было доказано живым опытом. Я обдумывал тот факт, что злые духи нашего мира не стыдятся нападать на других. Эта мысль дошла до меня от ангельских духов, которые понимали их речь. Тогда те марсианские духи признали, к их собственному удивлению, что это было предметом их беседы. Кроме того, ангельский дух был способен раскрыть множество их бесед и мыслей, как бы они ни старались скрыть свои чувства и мысли от него.
Позже эти духи произвели воздействие сверху на моё лицо. Это напоминало мелкий полосатый дождь. Это означало, что они не имели никакого чувства истины и добра, поскольку это было изображено полосами. Затем они говорили со мной открыто, и сказали, что жители их мира разговаривают друг с другом подобным образом. Им было сказано, что это плохо, так как это блокирует внутреннее так, чтобы они оставили его ради внешнего, которое они также лишают жизни. И особенно потому, что разговаривать таким образом не честно. Честные люди не имеют никакого желания говорить или даже думать что-нибудь, чего другие не могут знать, даже если другие включают каждого, даже все небеса. Но те, которые не хотят, чтобы другие знали то, о чём они говорят, судят других, плохо думая о них и хорошо о себе. А потом, по привычке, они плохо думают о церкви, небесах и даже о Самом Господе.
Мне было сказано, что любящие познания без жизни, которую диктуют эти познания, в Большом Человеке соответствуют внутренней мембране черепа. А те, кто приучились говорить, скрывая чувства и держа при себе свои мысли, не разделяя их с другими, соответствуют этой мембране, когда она закостеневает, потому что от какой-то духовной жизни они приходят тогда к совершенному её отсутствию.
96. Так как каменная птица также означала тех, кто заинтересован только в познаниях, и не живёт жизнью любви, и, следовательно, духовной жизнью, я хотел бы добавить здесь, как примечание, доказательство того, что только те, кто живут небесной любовью, и у кого она является источником познаний, имеют духовную жизнь. Я также покажу, что любовь сама по себе содержит все познания, необходимые этой любви.
Возьмите, например, земных животных, и созданий неба, птиц. Они знают все необходимое их любви. Их любовь состоит в том, чтобы прокормить себя, найти безопасное место для жизни, размножаться, выращивать потомство, в некоторых случаях собирать запасы на зиму. Поэтому они имеют все познания, в которых они нуждаются, так как те содержатся в их любви. Они наделены ими, как будто органами чувств, предназначенными для определённой цели. В случае некоторых животных эти познания вызывают у нас глубокое удивление. Познания эти врожденные и названы инстинктами, но принадлежат они природной любви их.
Если бы человек был движим истинной любовью, любовью к Богу, и к ближнему (это — истинная любовь человека, небесная любовь, отличающая его от зверей), то человек имел бы не только все познания, которые ему необходимы, но также и весь разум и мудрость. Так как они втекают в эту любовь с небес, то есть от Бога посредством небес. Но так как человек не приобретает эти виды любви от рождения, но их противоположности — самолюбие и любовь к миру, по этой причине он рождается в полном невежестве и отсутствии познаний. Не смотря на это, он приводится Господом к некоторой степени разума и мудрости, хотя он действительно не приобретает ничего, кроме самолюбия и любви к миру, которые, будучи удалены, освобождают место для любви к Богу и к ближнему.
Любовь к Богу и любовь к ближнему содержат в себе весь разум и мудрость, как может быть доказано теми, кто жил этими видами любви в мире. После смерти они вступают в небеса и имеют там такие познания и мудрость, о которых ранее и не подозревали. Фактически, они думают и говорят там подобно всем ангелам, высказывая невыразимые вещи, неизвестные ранее их разуму, такие, которых их уши никогда не слышали. Причина этого в том, что их любовь обладает способностью вмещать подобные вещи.

5. Духи и жители Сатурна

97. Духи Сатурна предстают зрению прямо перед глазами, на значительном расстоянии, ниже уровня коленей, там же, где находится и сама эта земля. Если направить взгляд в этом направлении, то можно увидеть огромное количество духов этого мира. Их видно с ближней стороны этого мира и справа от него. Мне также было позволено общаться с ними и узнать, что они из себя представляют по сравнению с другими. Они честные и скромные, и так как они небольшого мнения о себе, они кажутся маленькими в следующей жизни.

  1. Духи имеют доступ ко всей памяти человека, но ничего не переходит из их памяти в память человека («Тайны неба» 2488, 5863, 6192-3, 6198-9, 6214). Ангелы имеют доступ к чувствам, целям и намерениям человека, которые побуждают и направляют мысли и действия человека («Тайны неба» 1317, 1645, 5854). []
  2. Звезды в Слове означают познания добра и истины («Тайны неба» 2495, 2849, 4697). В следующей жизни истины представлены неподвижными звездами, а ложь — блуждающими звездами («Тайны неба» 1128). []
  3. Колесницы означают учение церкви («Тайны неба» 2761, 5321, 8215). Кони означают понимание («Тайны неба» 2760-2, 3217, 5321, 6125, 6400, 6534, 7024, 8146, 8148, 8381). Белый конь в Книге Откровения означает понимание Слова («Тайны неба» 2760). Илия в праобразовательном смысле означает Слово («Тайны неба» 2762, 5247). Так как Слово — источник учения всей церкви и его понимания, Илия был назван «колесницей Израиля и конницей его» («Тайны неба» 2762). Поэтому он был вознесен на небо огненной колесницей, запряженной огненными конями («Тайны неба» 2762, 8029). []
  4. Синий с оттенком красного, или горящий изнутри, соответствует добру небесной любви; синий с оттенком белого, или светящийся изнутри, соответствует добру духовной любви («Тайны неба» 9868). []
  5. Первая, то есть Древнейшая церковь в нашем мире была церковь небесная, одна для всех («Тайны неба» 607, 895, 920, 1121-4, 2896, 4493, 8891, 9942, 10545). Церковь называется небесной, когда в её основании лежит любовь к Господу, а духовной, когда в её основании лежит милосердие, любовь к ближнему и вера («Тайны неба» 3691, 6435, 9468, 9680, 9683, 9780). []
  6. Небеса соответствует Господу, и человек каждой частью соответствует небесам, так что в глазах Господа небеса есть человек в общем виде, и может быть названо Большим Человеком («Тайны неба» 2996, 2998, 3624-49, 4625). Весь предмет соответствия человека и всех его частей Большому Человеку, который есть небо, был описан из опыта («Тайны неба» 3021, 3624-49, 3741-50, 3883-96, 4039-55, 4218-28) и во многих других местах. []
  7. Расстояния в следующей жизни кажутся реальными, и их протяженность зависит от внутреннего состояния ангелов и духов («Тайны неба» 5605, 9104, 9440, 10146). []
  8. Лица древних народов нашей земли, находились под влиянием мозжечка; на лицах того времени отражались внутренние чувства человека. Но позже они перешли под влияние полушарий мозга, тогда люди начали лгать и показывать на лицах притворные чувства, которых не испытывали. Об изменениях, которые претерпели их лица впоследствии, с течением времени, смотри «Тайны неба» 4325-8. []