Эммануил СВЕДЕНБОРГ — Земли во Вселенной

98. В своём богослужении они очень скромны, поскольку считают себя никудышными в этом отношении. Они поклоняются нашему Господу, и признают Его как Единственного Бога. Господь действительно является им время от времени в форме ангела, то есть как человек, и тогда Его Божественность сияет из Его лица и воздействует на их души. Жители этой земли также разговаривают с духами, когда становятся достаточно взрослыми. Духи наставляют их относительно Господа, как Ему нужно поклоняться, и как должно жить.
Всякий раз, когда кто-нибудь хочет ввести в заблуждение духов Сатурна, совращая их от веры в Господа, или от самоуничижения перед Ним и от непорочной жизни, они говорят, что хотят умереть. Создаётся видимость, что тогда в их руках появляются маленькие ножи, которые они хотят вонзить себе в грудь. На вопрос, почему они это делают, они отвечают, что предпочли бы умереть, чем быть удалёнными от Господа. Духи нашего мира иногда высмеивают их на этот счет, и осыпают их оскорблениями за подобное поведение. Но тогда те отвечают, что они прекрасно осознают, что не убивают себя, но что это — просто видимость, казательность, являющаяся результатом их намерения скорее умереть, чем быть удаленными от поклонения Господу.
99. Они сказали, что духи нашего мира иногда посещают их и спрашивают, какому Богу они поклоняются. На это они отвечают, что задающие подобные вопросы должно быть безумны, так как не может быть большего безумия, чем спрашивать, какому Богу поклоняются, когда есть Один Единственный Бог для всех во вселенной. И что ещё большее безумие — не признавать, что Господь есть этот единственный Бог, который управляет всеми небесами и, таким образом, всем миром, ибо управляющий небесами также управляет миром, так как мир управляется посредством небес.
100. Они сказали, что в их мире также есть некоторые, называющие их ночное светило, которое огромно, Господом. Но они держатся отдельно от остальных и не принимаются ими. Их ночное освещение происходит от большого кольца, которое окружает их планету, и от лун, которые известны как спутники Сатурна.
101. Они сообщили также о духах другого рода, которые путешествуют большими группами и часто посещают их, желая знать, что у них происходит. Они различными путями выясняют у жителей Сатурна, что те знают. Они сказали об этих духах, что они, в общем, не безумны, а только в том, что настолько сильно жаждут познаний без всякой цели, а лишь ради их приобретения. Позже им было объяснено, что это духи планеты Меркурий, которые получают удовольствие только от того, что они знают, а не от того, как их знание может быть использовано.
102. Жители и духи планеты, Сатурн соответствуют в Большом Человеке сознанию, находящемуся посредине между духовным и природным человеком, но которое удаляется от природного и склоняется к духовному. Вот почему эти духи выглядят спешащими на небеса, и вскоре возвращающимися назад. Потому что всё, делается с духовным сознанием, принадлежит небесам, а всё, что делается с природным сознанием – ниже небес.
Так как духи нашего мира в Большом Человеке соответствуют природному и телесному восприятию, мне было позволено узнать на простом опыте, как происходит борьба между духовным и природным человеком, если природный человек не в состоянии веры и милосердия.
В поле зрения появились духи Сатурна, прибывшие издалека, затем была установлена прямая связь между ними и духами нашего мира. Чувствуя их, наши духи стали почти безумными и начали нападать на них, высказывая унизительные замечания о вере, а также о Господе. Изрыгая грубости и оскорбления, они не заметили, как погрязли в них, и от безумия, которым страдали, пытались причинить вред духам Сатурна. Но те нисколько не испугались, были благоразумны и сохраняли спокойствие. Однако, духи нашего мира, обнаружив себя среди них, начали страдать, испытывая затруднения дыхания, а затем бросились прочь, одни в одном направлении, другие в другом, и исчезли.
Это показало свидетелям, знающим, чем является природный человек, если он отделен от духовного человека. Когда он входит в духовные сферы, то сходит с ума. Потому что природный человек, отделённый от духовного может черпать только мудрость мира, и ничего не получает с небес. Любой, кто полагается только на мудрость мира, не верит ни во что, кроме того, что может познать при помощи собственных телесных чувств, и доверяет тому, во что обманчивые впечатления чувств заставят его верить. Если они не удаляются при помощи наития из духовного мира, то ведут к ложной вере. Именно поэтому духовные вопросы бессмысленны для него до такой степени, что он едва может свидетельствовать, что он слышал, как что-то духовное упоминалось. В результате такие люди сходят с ума, если попадают в духовные сферы. Но этого не происходит в то время, когда они живут в мире. Тогда они или думают относительно духовных вопросов природным образом, или закрывают от них уши, то есть, они слушают, но не слышат.
Тот опыт также доказал, что природный человек не может подняться до высоты духовного человека. Но когда человек находится в состоянии веры и поэтому наслаждается духовной жизнью, духовный человек оказывает влияние на природного человека, мыслит и действует в нем. Духовное наитие, то есть влияние духовного мира, может иметь место в природном мире, но не наоборот1.
103. Далее духи Сатурна информировали меня о его жителях, объясняя, среди прочего устройство их общества. Они рассказали, что живут семействами, каждое из которых живёт отдельно от других. Семейства состоят из мужчины, его жены и детей. Когда дети вырастают и достигают совершеннолетия, они покидают родительский дом и больше не интересуются им. В результате духи этого мира ходят парами. Они особо не заботятся о пище и одежде. Они живут, питаясь плодами и овощами, которые производит их мир. Они носят лёгкую одежду, так как защищены толстой кожей, не пропускающей холод. Кроме того, они сказали мне, что все люди в их мире знают, что они будут жить после смерти, поэтому не уделяют особого внимания своим телам, лишь настолько, насколько это необходимо, чтобы поддерживать их жизнедеятельность. Жизнь, говорят они, будет продолжаться, и служат Господу. По той же самой причине они не хоронят трупы умерших, но выбрасывают их, заваливая ветками лесных деревьев.
104. Когда я спросил их о большом кольце, окружающем их планету и изменяющем своё положение, которое мы видим с нашей планеты, они сказали, что не видят это как кольцо, но как слабый белоснежный свет, идущий с неба в различных направлениях.

6. Духи и жители Венеры

105. Планета Венера, в представлении духов и ангелов видна слева, немного позади, на некотором расстоянии от нашего мира. Мы говорим, что духи это так себе представляют, потому что солнце солнечной системы не видимо ни одному духу, также как и любая планета. Духи просто имеют определённое понятие об их существовании. Благодаря этому понятию они думают о солнце солнечной системы как о чём-то очень тёмном позади них, и о планетах, не как о блуждающих в солнечной системе, но как о занимающих фиксированное положение (смотри п. 42 выше).
106. На планете Венера есть два вида людей, имеющие противоположную природу. Одни из них кротки и гуманны, другие жестоки и подобны диким животным. Кротких и гуманных, можно увидеть на обратной стороне планеты, а жестоких и диких, как животные, на той стороне, которую мы видим с Земли. Должно быть известно, что видимости обусловлены состояниями жизни, поскольку в духовном мире именно это определяет все видимые пространства и расстояния.
107. Некоторые из кротких и гуманных духов посетили меня, прибыв с другой стороны планеты. Они приблизились ко мне, расположились у меня над головой, и я беседовал с ними на различные темы. Среди прочего они поведали о том, что когда они жили в мире, то признавали, а сейчас ещё больше, чем когда-либо признают нашего Господа, как Единственного Бога. Они заявили, что видели Его в своём мире, и продемонстрировали мне, как Он являлся им. Эти духи соответствуют в Большом Человеке памяти о материальных предметах, которая находится в согласии с памятью о предметах нематериальных, которой соответствуют духи Меркурия. В результате чего духи Меркурия находятся в полной гармонии с этими духами Венеры. Так, когда они собрались вместе, их влияние побудило известное изменение и сильное воздействие на мой мозг (смотри п. 43 выше).
108. Хотя я не общался с духами видимой нам стороны, дикими и жестокими, но ангелы рассказали мне об их сущности и источнике их дикости. Они сказали, что эти дикари получают огромное удовольствие от воровства, а особенно от поедания того, что они украли. Удовольствие, испытываемое ими при одной мысли о поедании краденного было передано мне, и я смог ощутить, каким всепоглощающим оно было. Когда-то на нашей земле тоже были такие люди, имевшие подобную дикую природу, это ясно видно из историй различных народов, в том числе жителей земли Ханаанской (1 Цар. 30:16). Это также видно на примере Иудейского и Израильского народов во дни Давида, когда они совершали ежегодные набеги на другие народы и радостно пировали над захваченной добычей. Мне также сказали, что эти жители Венеры — главным образом гиганты, и люди нашего мира достают только до их пупа. Кроме того они глупы и их не интересует то, что существуют небеса или вечная жизнь, они озабочены только тем, что касается их земель и их стай.
109. Когда они входят в следующую жизнь, будучи такими по природе, они чрезвычайно наваждаются злом и ложью. Их ады находятся около их мира, и не имеют никакого контакта с адами нечестивцев из нашего мира. Это потому, что они совершенно различны по природе и характеру, так что их зло и ложь совершенно различны между собой.
110. Однако, те из них, кто могут быть спасены, находятся в местах опустошения, где они покорены и доведены до крайнего отчаяния. Нет никакого другого способа, чтобы зло и ложь такого рода могли быть подавлены и удалены. Когда они находятся в состоянии отчаяния, они горько рыдают, говорят, что они — звери, мерзости ненавистные, и поэтому прокляты. В таком состоянии некоторые из них даже выкрикивают хулу на небеса, но им это прощается, потому что так и должно быть во время отчаяния. Господь ограничивает их, чтобы они не рассыпали проклятий свыше установленных пределов. После того, как страдания достигают крайности, потому что телесное в них фактически мертво, они, в конце концов, бывают спасены. Мне также рассказывали, что во время жизни в мире эти люди верили в некоего всевышнего Творца без какого-либо посредника, но будучи спасены, они познают, что Господь — единственный Бог, Спаситель и Посредник. Я увидел некоторых из них, вознесённых после предельных страданий в небеса. И когда их приняли там, я почувствовал такую нежность и счастье, что слёзы покатились из моих глаз.

7. О духах и жителях Луны

111. Наверху над моей головой появились какие-то духи, и я услышал громовые голоса, доносящиеся оттуда. Они были подобны громам, доносящимся с облаков после вспышек молний. Я предположил, что там было огромное количество духов, которые знали такой трюк, который позволял им производить такой звук. Более простые духи, присутствовавшие рядом со мной, смеялись над этим, чем очень удивили меня. Причина их смеха была скоро открыта и заключалась в том, что духов этих было совсем немного, и к тому же все они были всего лишь мальчиками. Другая причина была в том, что, произведя поначалу на нас ужас своими громовыми голосами, они были неспособны причинить нам хоть какой-либо вред.
Чтобы показать мне каковы они, некоторые из них спустились с высоты, откуда они гремели. Я был удивлен, увидев одного из них, несущего другого на спине, так что они приближались ко мне парой. Их лица не были некрасивыми на вид, но всё же более длинными, чем у других духов. Ростом они были, как семилетние мальчики, но плотнее телом. Это были карлики. Ангелы сказали мне, что эти духи были жителями Луны.
Тот, которого несли на спине, приблизился ко мне и расположился слева от меня, на уровне ниже локтя. Оттуда он сказал мне, что всякий раз, когда они подают голос, они гремят как громы. Так они пугают духов, которые хотят причинить им вред, обращая некоторых из них даже в бегство, чтобы затем гулять в безопасности, где захотят. Чтобы доказать мне, что они могли производить такой шум, он отошел от меня, присоеди­нившись к нескольким другим, и, не покидая поля зрения прогремел точно так же. Кроме того, они продемонстрировали, что их голос выходил из живота подобно отрыжке, производя таким образом гром.
Я заключил, что это происходит потому, что жители Луны не говорят столько при помощи легких сколько жители других миров, но говорят при помощи живота, используя некоторый воздух, который собирается там, так как на Луне нет такой атмосферы, как на других планетах. Я также узнал, что духи Луны в Большом Человеке соответствуют мечевидному хрящу (так раньше называли грудную кость – пер.), к которому спереди прикрепляются ребра, и который является точкой опоры для брюшных мускулов.
112. Духи и ангелы знают, что на Луне также есть жители, как и на лунах или спутниках Юпитера и Сатурна. И тот, кто не видел духов оттуда и не разговаривал с ними, все же не сомневается в том, что на этих лунах есть люди, потому что это такие же миры, а где есть мир, там должен быть и человек. Человек – это та цель, для которой существует мир, и Всевышний Творец ничего не сотворил без цели. Любой человек просвещенного ума может убедиться, что конечной целью всего творения является род человеческий, который является источником пополнения небес.

8. Причины, по которым Господь выбрал для своего воплощения именно наш мир, а не какой-нибудь другой

113. Есть много причин, по которым, как мне было сказано с небес, Господь соблаговолил родиться и облечься в человеческую природу именно в нашем мире, а не в каком-нибудь другом. Главная причина состоит в том, что Он сделал это ради Слова, которое таким образом могло бы быть написано в нашем мире, и оно было написано, могло бы быть распространено по всему миру, и Оно однажды было распространено, могло бы быть сохранено для последующих поколений, таким образом делая очевидным для всех то, что Бог стал человеком.
114. Итак, главная причина в том, что это было сделано ради Слова. Потому, что Слово — есть сама Божественная Истина, которая учит нас тому, что есть Бог, небеса и ад, жизнь после смерти. Оно также учит нас, как жить и во что верить, чтобы войти в небеса и быть вечно счастливым. Всё это было бы полностью неизвестно без откровения, то есть в нашем мире без Слова. Все же человек был создан таким образом, чтобы он не мог умереть в том, что касается его внутреннего2.
115. Слово могло быть написано в нашем мире, потому что искусство письма существовало здесь с наиболее древних времен, сначала на скрижалях, затем на пергаменте, позже на бумаге, и, наконец, оно могло быть распространено в печати. Божественное провидение порождало всё это ради Слова.
116. Слово могло бы тогда быть распространено повсюду в этом мире, потому что все народы здесь контактируют друг с другом, не только путешествуя за границу, но также совершая дальние поездки по всему земному шару как по суше, так и по морю. Так Слово, однажды написанное, могло распространяться от одних людей к другим и быть преподано повсюду.
117. Слово, однажды написанное, может сохраняться для всех последующих поколений, то есть тысячи и тысячи лет. Как известно, так это и было сделано.
118. Это позволило стать очевидным тому, что Бог стал человеком. Это первая и важнейшая цель существования Слова. Поскольку никто не может верить в Бога и любить Его, если его представления о Нём не будут облечены в какую-нибудь форму. Следовательно те, которые признают невидимое и поэтому непостижимое божество, погрязают в представлениях о природе как о боге, и приходят в конце концов вере в то, что ни какого бога вообще не существует. Поэтому Господь соблаговолил быть рожденным здесь, и сделать это известным посредством Слова, так, чтобы это стало известно не только на этом земном шаре, но также было явлено духам и ангелам из других миров также, как и язычникам в нашем мире3.
119. Должно быть известно, что в нашем мире Слово, которое было дано нам Господом посредством небес, является связующим звеном, которое соединяет небеса и мир. С этой целью всё в буквальном смысле Слова соответствует Божественным предметам на небесах, и Слово в его самом высоком и самом внутреннем смысле относится к Господу, Его царству на небесах и на земле, к любви и вере, исходящих от Него и направленных к Нему, и, таким образом, к жизни, в Нём пребывающей и от Него исходящей. Это то, что представляется ангелам на небесах, когда Слово нашего мира читается и проповедуется4.
120. Во всех других мирах Божественная истина возвещается устно духами и ангелами, как я говорил ранее, когда рассказывал о жителях разных миров нашей солнечной системы. Но это происходит в пределах семейств и родов, поскольку в большинстве миров люди живут обособленно, разделенные на семейства. Божественная истина, открытая духами и ангелами, поэтому не распространяется далеко за пределы родов и семейств, и если не обновляется последующими откровениями, то извращается или теряется. В нашем мире это иначе, здесь Божественная истина, которая есть Слово, остается неизменной всегда.
121. Должно быть известно, что Господь признает и принимает всех и из любых миров, признающих и поклоняющихся Богу в человеческом образе, так как Господь – есть Бог в человеческом образе. Так как Господь является жителям этих миров в образе ангела, который есть и человеческий образ, то когда духи и ангелы нашего мира говорят им, что Бог — истинно Человек, они принимают это высказывание, признают, и радуются тому, что это так.
122. В дополнение к причинам, уже отмеченным, жители и духи нашего мира соответствуют в Большом Человеке к природному и внешнему восприятию, внешним началам. Эти начала являются конечным пунктом, в котором внутренние начала жизни полностью воплощаются и на котором они покоятся, как на своей основе. Божественная истина, записанная и сохранённая, которую мы называем Словом, подобна этому. Это и было той причиной, по которой оно было дано в этом мире, а не в другом5. И поскольку Господь — есть Слово, Первый и Последний, то было так, чтобы все произошло в надлежащем порядке. Он выбрал быть рожденным именно в этом мире, и стать Словом. Это согласуется со словами Иоанна:
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил. (Ин. 1:1-4, 14, 18).
Слово – есть Господь относительно Божественной истины, и поэтому Божественная истина исходит от Господа6. Но это — тайна, которую немногие могут понимать.

9. Миры в звёздном небе

123. Живущие на небесах способны разговаривать и общаться с ангелами и духами приходящими не только из миров нашей солнечной системы, но также и из других миров в пространстве вне солнечной системы. Это действительно не только для их духов и ангелов, но также для их реальных жителей, но только для тех, чьи внутренние начала открыты настолько, чтобы они могли слышать духов и ангелов, говорящих с небес. Человек может делать то же самое при жизни в мире, если Господь разрешит ему общаться с духами и ангелами. Так как человек, по своим внутренним началам, есть дух. Тело, которое он несет с собой только при жизни в мире, всего лишь позволяет ему функционировать в этой конечной, природной или земной сфере.
Но никому не позволено говорить с духами и ангелами, как если бы он сам был духом, если он, в отношении веры и любви, не способен к общению с ангелами. При этом общение это невозможно, если его вера и любовь не направлены к Господу. Поскольку посредством веры и любви к Нему, то есть посредством истин учения и жизни добрых дел исходящих от Него, человек соединяется с Ним. Когда он так соединён, он защищён от нападений злых духов из ада. Другие не могут открыть свои внутреннее до такой степени, так как они не в Господе. Вот почему немногим сегодня позволено говорить и общаться с ангелами. Очевидным доказательством этого является тот факт, что сегодня едва ли имеется какая-нибудь вера в существование духов и ангелов, уже не говоря о их присутствии с каждым человеком, и что они соединяют человека с небом, и через небо с Господом. Еще меньше люди верят что когда тело человека умирает, его дух продолжает жить в человеческой форме, как и перед смертью.
124. Хотя многие в церкви сегодня не имеют никакой веры в жизнь после смерти, в небеса и в Господа, как Бог неба и земли, внутренние начала моего духа были открыты Господом так, чтобы я, оставаясь в теле, мог быть вместе с ангелами на небесах, не только говорить с ними, но и наблюдать удивительные достопримечательности неба и описывать их. Это может быть ответом на их вопрос, кто придёт к нам с неба и расскажет о его существования и о том, что оно содержит? Но я знаю что те, кто ранее отвергали в своих сердцах существование неба и ада, и жизни после смерти, станут ещё более утверждёнными в своём неверии и будут далее отрицать их существование. Легче сделать белой ворону, чем заставить поверить тех, кто однажды отверг веру в сердце. Такие люди всегда имеют отрицательный, и никогда положительный, взгляд на такие вопросы. Поэтому все, что я говорил ранее и буду говорить дальше, о духах и ангелах, адресовано к тем немногим, кто в это верит. Однако, чтобы привести остальных к некоторому признанию, мне позволили сообщить о фактах, могущих привлечь и вдохновить внимание любопытных, поэтому я также расскажу теперь о различных мирах в звездном небе.
125. Любой человек, неосведомленный о тайнах неба, считает невозможным то, что кто-то может видеть миры, столь отдаленные, рассказывать что-нибудь о них, к тому же, основываясь на собственном чувственном опыте. Но он должен знать что пространства и расстояния, а следовательно и все передвижения, даже в природном мире зависят от изменения внутреннего состояния. Именно этим определяются видимости пространства и расстояний для ангелов и духов. Переход из одного состояния в другое позволяет им переноситься с одного места на другое, от одного мира к другому, и даже достигать миров, находящихся на краю вселенной. То же самое может происходить с духом человека, в то время как его тело может находиться там же, где и находилось. Именно так и происходило со мной с тех пор, как по Божественному милосердию Господа мне было позволено общаться с духами как духу, и в то же время общаться с людьми, как человеку. Тот, кто полагается только на телесные чувства, не может понять, как человек может путешествовать в духе, так как он ограничен временем и пространством и измеряет свои движения только этими мерками.
126. Любой человек может убедиться в существовании множества миров, видя большое количество звезд в космическом пространстве. В ученом мире хорошо известно, что каждая звезда в своей системе подобна солнцу, и занимает установленное положение, как и солнце нашего мира, но с такого расстояния кажется нам маленькой звёздочкой. Из этого следует, что подобно нашему солнцу вокруг каждой звезды летают планеты, которые являются мирами. Они невидимы для наших глаз, так как находятся на огромном расстоянии и сияют только отраженным светом их собственной звезды, который не может достигать до нашего зрения. Какой другой цели может служить такое огромное небо с таким множеством созвездий? Человек – есть та цель, для которой была создана вселенная. Он — тот, кто должен пополнять ангельское небо. Каким бы незначительным в глазах бесконечного Творца был бы человеческий род и небо, составленное из ангелов одного единственного мира, если тысячи или даже десятки тысяч миров — ничто для Него.
Было подсчитано, что если бы во вселенной был миллион миров, и в каждом мире было бы по триста миллионов людей и двести поколений за шесть тысяч лет, и если бы каждый человек или дух занимал бы пространство в размере трех кубических метров, то общий объём людей или духов, собранных вместе, не занял бы и тысячной части объема нашего мира, но, возможно, лишь объем одного из спутников Юпитера или Сатурна. Такой объем был бы низшей отметкой на шкале вселенной, так как эти спутники едва видимы невооруженным глазом. Сколь незначительным было бы это для Творца вселенной, кто, являясь бесконечным, не был бы удовлетворён, даже если бы они заполнили всю вселенную?
Об этом я беседовал с ангелами, и они сказали, что они разделяют мысль о незначительности человеческого рода по сравнению с бесконечностью Творца, но они мыслят понятиями состояния, а не пространства. По их мнению, любое множество мириад миров, какое только можно когда-либо представить — по-прежнему будет ничтожной каплей для Господа. Однако, далее я буду рассказывать о мирах в звездном небе из собственного опыта. Этим будет показано, как мой дух был способен путешествовать по таким местам, в то время как мое тело оставалось на своём месте.

10. Первый из посещённых мной миров в звёздном небе, его духи и жители

127. Под руководством Господа я был отведён ангелами в один из миров в звездном небе, который мне было позволено видеть, но не разговаривать с его жителями, а только с духами, из него происходящими. Жители каждого мира становятся духами, когда их жизнь в мире прекращается, и остаются в окрестностях своего мира. Я, однако, смог собрать информацию о этом мире и о состоянии его жителей. Поскольку, люди, покидая своё тело, уносят с собой всю свою предыдущую жизнь и всю память7.
То, что я был отведён в другие миры в пространстве, не означает, что я путешествовал в теле, но в духе. Дух управляется через изменения состояния внутренней жизни, которые проявляются для него в виде путешествия сквозь пространство8. Согласие или подобие состояний жизни определяет, насколько люди близки друг другу, согласие или сходство жизни связывает их, а различие или непохожесть разделяет их. Это позволяет увидеть, каким образом происходят путешествия в духе, и каким образом можно посещать отдаленные места, в то время как тело остаётся на одном и том же месте.
Но перемещать духов за пределы их собственного мира, изменяя их внутреннее состояние до такой степени, чтобы оно было сродни состоянию тех людей, к которым они при этом попадают, может только Господь. Необходимо непрерывное руководство и запланированное продвижение от начала до конца, в обоих направлениях, и туда и обратно. Особенно необходима помощь Господа для того, чтобы осуществить перемещение духа того человека, чьё тело все еще находится в природном мире, и, следовательно, подчиненно пространственным ограничениям. Люди, зависящие от чувственных телесных ощущений и мыслящие только в этих рамках, вообще не могут поверить в то, что это (путешествие) действительно происходило.
Это происходит по той причине, что при помощи телесных чувства, невозможно уяснить идею путешествия без движения тела через пространство. Но люди, чьё мышление проистекает от чувств духовных, хотя бы немного удалённых от телесных чувств, могут верить в это, так как внутреннее мышление не имеет никаких понятий о пространстве или времени, но их место занято понятиями о том, что даёт начало пространству и времени. Поэтому следующие рассказы о мирах в звездном небе предназначены для только для таких людей, а не для каких-либо других, если только они не из тех, кто позволяет себя учить и наставлять. 128. В полном сознании и под руководством Господа я был перенесён ангелами в один из миров в звёздном небе, в сопровождении некоторых духов из нашего мира. Мы направлялись направо от нашего мира, наше перемещение длилось около двух часов. Вокруг границ нашей солнечной системы первое, что мы увидели, было сияющее, но густое облако. Затем появился огненный дым, выходящий как бы из большого пролома. Это была огромная пропасть, которая на этом направлении отделяет нашу солнечную систему от систем некоторых звезд. Огненный дым был виден с весьма большого расстояния. Я был проведён сквозь него, и затем, в этом проломе или пропасти под собой, я увидел огромное количество людей, которые были духами. (Духи выглядят совершенно как люди, и действительно являются людьми). Я также слышал их разговоры друг с другом, но не мог понять, откуда они и что из себя представляют. Однако, один из них сказал мне, что они — стражи, поставленные с целью предотвращать передвижение духов из этой системы в другие системы в пространстве, если на то не дано разрешение.
Подтверждение этого я увидел когда некоторым духам из моего окружения, при достижении этой большой пропасти не было дозволено пересекать её. Они начали выкрикивать, что погибают и выглядели как люди, бьющиеся в предсмертной агонии. Таким образом, они остановились на этой стороне пропасти, и не могли путешествовать дальше. Так как огненный дым, восходящий из пропасти охватил их и подверг этим мучениям.
129. После переправы через эту пропасть, я наконец-то достиг места, где можно было остановиться. Тогда некоторые духи появились у меня над головой, и я мог разговаривать с ними. Из их речи и из того, как они постигали различные предметы и объясняли их, я заключил, что они принадлежали другому миру, поскольку весьма отличались от духов нашей солнечной системы. Они также могли понять по моей речи, что я прибыл издалека.
130. Побеседовав с ними некоторое время на различные темы, я спросил, какому Богу они поклоняются. Они ответили, что есть некий ангел, который являлся к ним как Божественный Человек, сияющий светом. Они сказали, что он учит их и позволяет им осознавать, что они должны делать. Они добавили, что знают о том, что Всевышний Бог есть солнце ангельского неба. Что Он являлся их ангелу, но не им, и что Он слишком могущественный, чтобы они смели ему поклоняться. Ангел, которому они поклонялись, был из сообщества ангелов, которых Господь назначил, чтобы наблюдать за ними, учить их и наставлять на путь правды и правосудия. Поэтому они имеют свет, как бы от пламени, напоминающий маленький факел, желтый и огненный. Причина этого в том, что они не поклоняются Господу, поэтому не получают света от солнца ангельского неба, но только от общества ангелов. Такое общество может, если это разрешено Господом, обеспечивать светом духов более низких областей. Я также видел это сообщество ангелов, оно было высоко над ними, и видел пламя, излучающее этот свет.
131. В остальных отношениях они были несколько ограниченными, можно сказать простыми, но все же достаточно разумными. Свет, в котором они пребывали позволил увидеть природу их разума. Так как понимание зависит от того, каким путём духи получают небесный свет неба, который есть сама Божественная истина, проистекающая от Господа, как от солнца, которое дает свет и позволяет ангелам не только видеть но также и понимать9.
132. Мне было сказано, что жители и духи этого мира в Большом Человеке соответствуют чему-то в селезёнке. Подтверждением этому было воздействие, которое я чувствовал на своей селезёнке, во время разговора с ними.
133. Я спросил также о солнце их системы, которое дает свет их миру. Они сказали что солнце у них выглядит пламенно-огненным. Когда я изобразил им размеры нашего солнца, они ответили, что их солнце меньше. Для наших глаз оно казалось бы звездой. От ангелов я слышал, что это — одна из наименьших звезд. Они также сказали, что звездное небо также видимо из их мира, и звезда, которая больше, чем все остальные, и которая видна на западе от их мира, это — наше солнце.
134. Через некоторое время мое зрение было открыто настолько, что я смог в некоторой степени увидеть этот мир. Там было много лугов, лесов, с покрытыми листвой деревьями, а также овцы с курчавой шерстью. Позже я увидел несколько жителей, принадлежащих к низшим сословиям, одетых почти так же, как крестьяне в Европе. Я также увидел джентльмена с дамой, она имела прекрасную фигуру и вела себя подобающе. Я был удивлен, увидев, что этот человек имел барскую, почти надменную походку. Дама, однако, шла скромно. Ангелы сказали мне, что это — традиция в этом мире, и что таких людей любят, потому что они, тем не менее, добры. Мне также сказали, что им не позволяется иметь больше одной жены, потому что это противоречит их законам.
В одежде дамы, которую я видел, присутствовал открытый элемент одежды, закрывающий ее грудь. Он был сделан так, чтобы можно было вставить в него руки и надеть, закрыв таким образом грудь. Его нижняя часть была собрана в складки. Когда он одет подобным образом и нижняя часть его собрана, он напоминает корсажи, которые носят женщины в нашем мире. Но в этом мире такую же одежду могут носить и мужчины. Джентльмен взял один такой предмет у своей дамы и одел его вокруг своей спины, и когда он распустил его нижнюю часть, она упала вниз, распустившись до ног подобно платью, и он ушел, одетый таким образом. То, что я видел в этом мире, я видел не телесными глазами, а глазами моего духа. Дух способен видеть предметы любого мире, когда это разрешено Господом.
135. Так как я знаю, что люди будут сомневаться в том, что человек способен видеть духовными глазами что-либо в мире, столь отдаленном, я хотел бы объяснить, как это может происходить. Расстояния в следующей жизни – совсем не то, что расстояния в этом мире, потому что в следующей жизни они зависят полностью от внутреннего состояния человека. Те, кто пребывают в одинаковом состоянии, находятся вместе в одном сообществе и в одном месте. Присутствие в любом месте там всегда является результатом подобия состояния, расстояние — результатом различия состояний. Так получилось, что когда я был вблизи этого мира, Господь перенес меня в состояние, похожее на состояние его духов и жителей, так, чтобы я мог общаться с ними. Это явно показывает, что в духовном мире населенные планеты отдаленны друг от друга не пространством, как в природном мире, так только кажется, но их отдалённость зависит от различия состояний жизни их духов и жителей. Под состоянием их жизни я подразумеваю состояние их чувств в отношении любви и веры. Я также хотел бы объяснить, как получается, что дух, или, что то же самое, человек в духе может видеть предметы любого мира.
Ни духи, ни ангелы ничего не могут видеть в мире, используя собственное зрение. Для них свет мира, то есть солнечный свет, является полной темнотой. Таким же образом в следующей жизни никто ничего не может видеть своим телесным зрением, для него небесный свет как абсолютная темнота. Но все же духи и ангелы, с позволения Господа, могут видеть предметы мира через глаза человека. Господь, однако, разрешает это только тем, кому Он позволяет общаться с духами и ангелами. Им было позволено видеть предметы нашего мира так же ясно, как я вижу их своими глазами. Они могли также слышать людей, говорящих со мной. Случалось такое, что духи видели через меня друзей, которых они знали при жизни в теле так ярко и чётко, лучше, чем когда-либо прежде, и были очень этим удивлены. Они даже видели своих супругов и детей, и хотели сообщить им, что они рядом и могут видеть их, просили меня рассказать им о том, как они живут в следующей жизни. Но мне было запрещено сообщать им это, и особенно раскрывать им, что духи их родных видят их, потому что они назвали бы меня безумным, или по крайней мере думали бы, что я брежу. Потому что я хорошо знал, что хотя устами они и признают, но в сердце своём не верят ни в существование духов, ни в то, что умершие снова воскресают и живут в духовном мире, ни в их способности видеть и слышать посредством человека.
Когда мое внутреннее зрение было впервые открыто, тогда те духи, которые увидели мир и его предметы через мои глаза, были настолько удивлены, что назвали это величайшим из чудес, и почувствовали новую радость в возможности сообщения земли с небом и неба с землей. Эта радость продолжалась в течение нескольких месяцев, но теперь это стало настолько им знакомо, что они больше не удивляются этому. Мне было сказано, что в случае с другими людьми духи и ангелы не видят вообще ничего в мире, но только постигают мысли и чувства тех с кем рядом пребывают.
Из этих фактов может быть установлено, что человек был создан таким образом, чтобы живя среди людей в мире, он в то же самое время мог бы жить в небе среди ангелов, и наоборот. Он был создан таким образом, чтобы небо и мир могли одновременно пребывать в нём и действовать как одно, чтобы люди знали, что происходит на небесах, а ангелы знали бы, что происходит в мире. Поэтому, когда люди умирают, они переходят из Господнего царства на земле в Его царство на небесах, не как в какое-то новое место, но туда, где жили их духи, пока они находились в теле. Но, становясь всё более погруженным в телесное, земное и внешнее, человек закрыл для себя небеса.
136. В заключение, я рассказывал духам этого мира о различных достижениях нашего мира. Особенно я рассказал им о нашем владении науками, неизвестными в других местах, такими как астрономия, геометрия, механика, физика, химия, врачевание, оптика и философия. Я так же упомянул о технологиях, неизвестных в других местах. Таких как судостроение, литьё металлов, писание на бумаге, распространение писаний посредством печати, позволяющее связываться с другими людьми в мире, и сохранять для потомства печатное слово в течение тысяч лет. Я сказал им, что так произошло со Словом, данным Господом, что таким образом в нашем мире есть непреходящее откровение.
137. Наконец мне показали ад, образованный демонами этого мира. Это было чрезвычайно ужасающее зрелище. Я не осмелюсь даже описать их чудовищные лица. Я также увидел там чародеек, занимающихся ужасными коварными трюками и уловками. Они были одеты во всё зеленое и наводили на меня ужас.

11. Второй из посещённых мной миров в звёздном небе, его духи и жители

138. Впоследствии я был принесен Господом в другой мир, находящийся еще дальше от нашего мира, чем первый, который я описал. То, что он был более удалённым, стало ясно из того, что мое странствие к нему в духе продолжалось два дня. Этот мир находится слева от нашего, а предыдущий справа. Отдаленность в духовном мире не зависит от расстояния в пространстве, но от различия состояний, как сказано выше. Поэтому, из того, что странствие моё к этому миру заняло целых два дня, я заключил, что внутреннее состояние людей, то есть состояние их чувств и, следовательно, их мыслей, очень отличается от состояния духов нашего мира. Так как я был перенесен туда посредством изменения внутреннего состояния, я мог наблюдать последовательные изменения моего внутреннего состояния, происходившие до моего прибытия туда. Они происходили пока я бодрствовал.
139. По прибытию туда я не видел мира, но увидел его духов. Поскольку, как я говорил прежде, духи каждого мира видны поблизости от него, так как их характеры похожи на характеры людей, обитающих в нём. Они прибывают из мира, и находятся рядом с ним, чтобы быть им полезными его обитателям. Эти духи виднелись очень высоко вверху, и с этой позиции могли наблюдать мое прибытие. Должно быть известно, что в следующей жизни стоящие на высоте могут наблюдать за теми, кто находится ниже них, а также общаться с ними, и чем выше они поднимаются, тем шире поле их зрения.
Со своей позиции они заметили, что я был не из их мира, а откуда-то издалека. Они обратились ко мне оттуда, спрашивая о различных предметах, и я мог отвечать на их вопросы. Среди прочего я сказал им, из какого мира я прибыл и кто я. Впоследствии я рассказал им о планетах нашей солнечной системы. Я также рассказал им о духах Меркурия, и о том, как они путешествуют по многим мирам, чтобы приобрести познания в различных областях. Услышав это, они сказали, что видели их.
140. Ангелы нашего мира сказали мне, что жители и духи этого мира в Большом Человеке соответствуют остроте видения, и именно поэтому видны на такой высоте, и они действительно имеют чрезвычайно острое зрение. Поскольку они были тем, чему соответствовали, то могли отчётливо видеть то, что находилось ниже них. В течение беседы я сравнил их с орлами, парящими высоко над землёй и охватывающими зорким взглядом всё вокруг, простирающееся вдаль и вширь. Но это возмутило их, поскольку они подумали, что я уподобил их орлам, ищущим добычу, и думал, что они злые. Но я ответил, что не имел ввиду, что они хищники, но сравнил их с орлами из-за их острого зрения.
141. Когда их спросили, какому Богу они поклоняются, они ответили, что почитают Бога, который видим и невидим, Бога, видимого в человеческом образе и невидимого без какой-либо формы. Из того, что они сказали, а также из понятий, о которых они размышляли и делились со мной, я понял что их видимый Бог есть фактически наш Господь, и что они также называли Его Господом. К тому же я смог ответить, что в нашем мире Богу также поклоняются как невидимому и видимому. Невидимому Богу, называемому Отцом, и видимому Богу, называемому Господом. Но они оба как одно, поскольку Господь учил нас, когда говорил, что лица Отца никто никогда не видел и гласа Его никто не слышал, но что Он и Отец — одно; видевший Его видел Отца, и что Отец в Нем, и Он в Отце. Следовательно, оба эти Божества являются единым Богом. Это — слова Господа (см. Ин. 5:37; 10:30; 14:7, 9-11).
142. Немного позже я увидел некоторых других духов того же самого мира, которые виднелись на более низком уровне, чем те, с которыми я говорил ранее. Они, однако, были идолопоклонниками, поклоняющимися каменному идолу, похожему на некрасивого человека. Должно быть известно, что после перехода в следующую жизнь, все начинают отправлять богослужения подобно тому, как они делали, живя в мире, но постепенно отводятся от этого. Причина этого в том, что богослужение остается внедренным во внутреннюю жизнь человека, и может быть отнято у него только постепенно.
Наблюдая это, я смог сказать им, что они не должны поклоняться тому, что мертво, но тому, что является живым. На это они ответили, что они знали, что Бог жив, и что Он — не камень, но когда они рассматривают камень, который похож на человека, они думают о живом Боге. Они не нашли другого способа сконцентрировать свои мысли и направить их к невидимому Богу. Тогда я сказал им, что мысли могут быть сконцентрированы и направлены к невидимому Богу, когда они направлены к Господу, о котором можно думать, как о Боге, видимом в человеческой форме. Таким образом, человек может быть связан с невидимым Богом мыслью и чувством, и, таким образом верой и любовью, когда он связан с Господом, но никаким другим способом.
143. Духов, которые виднелись на большой высоте, спросили, есть ли у них принцы или короли. На что они ответили, что не знают, что такое царства и королевства, и что у них самоуправление. Живут они, разделенными на роды, семейства и домашние хозяйства. Когда их спросили, были ли они в безопасности, живя подобным образом, они сказали, что вполне. Так как ни одно семейство никогда не завидовало другому и не хотело взять что-нибудь у него. Они были возмущены подобными вопросами, как будто их обвиняли в том, что они имели врагов или остерегались грабителей. В чем ещё может нуждаться человек, спросили они, и что может быть лучше, чем иметь пищу и одежду, и жить в удовлетворении и в мире, самостоятельно управляя своим хозяйством.
144. О своём мире они рассказали, что в нём были луга, цветущие сады и леса, полные плодоносящих деревьев, а также озёра, богатые рыбой. Там обитают синие птицы с золотыми перьями, большие и маленькие животные. Среди меньших животных они упомянули о некоторых, имеющих взгорбленную спину, подобных верблюдам в нашем мире. Однако, они не ели их плоть, а ели только рыбу и плоды деревьев, а также овощи. Они добавили, что не строили зданий, чтобы жить в них, а жили в лесистой местности, где делали крыши среди листвы, чтобы защищаться от дождя и палящего солнца.
145. Когда их спросили об их солнце, которое из нашего мира смотрится, как звезда, они сказали, что на вид оно огненное и размером не больше, чем голова человека. Ангелы сказали мне, что звезда, которая является их солнцем — одна из меньших, и находится неподалёку от небесного экватора.
146. Я увидел духов этого мира, которые выглядели так же, как при жизни в теле. Их лица мало чем отличались от лиц людей нашего мира, за исключением того, что их глаза и носы были маленькими. Это показалось мне скорее уродливым, но они ответили, что для них маленькие глаза и носы – признак красоты.
Я также увидел женщину, носящую платье, украшенное розами различных цветов. Я спросил, из чего в этом мире они делают одежду. Они ответили, что собирают определённый материал из растений, который они прядут в нити, и укладывают нити в слои двойной или тройной толщины, увлажняют ткань липкой жидкостью, чтобы придать прочность, и потом окрашивают ткани соками трав. Они продемонстрировали, как они делают нити. Женщины сидят, полулёжа, на земле и используя пальцы ног, крутят нить, а когда скрутят, то подтягивают её к себе и доделывают, придавая законченный вид, уже руками.
147. Они также сказали мне, что в их мире, муж имеет только одну жену, и ни в коем случае больше. Они имеют от десяти до пятнадцати детей. Есть также там и проститутки, добавили они, но, становясь духами после жизни в теле, они становятся чародейками, которые ввергаются в ад.

12. Третий из посещённых мной миров в звёздном небе, его духи и жители

148. Некоторые духи показались вдалеке, не желая подойти ближе. Причина этого состояла в том, что они не выносили общества духов нашего мира, которые тогда окружали меня. Из этого я понял, что они из другого мира. Мне было сказано впоследствии, что они прибыли из некоторого мира в пространстве, но не сказано, откуда именно. Эти духи, совершенно отказывающиеся думать о чём-либо телесном или материальном, весьма отличались от духов нашего мира. Вот почему они не желали подходить ближе. Но когда некоторые из духов нашего мира были отосланы от меня, они приблизились и говорили со мной.
Однако, тогда я почувствовал некоторую неловкость, порождаемую несоответствием духовных сфер. Все духи и общества духов окружены духовными сферами10. Они проистекают из жизни их чувств, а также их мыслей, поэтому, когда чувства противоположны, возникает столкновение, ведущее к беспокойству. Духи нашего мира поведали, что они даже не смели приближаться к ним, потому что, когда они это делали, их не только охватывало беспокойство, но им даже казалось, что их руки и ноги были связаны змеями, и они не могли освободить их до тех пор, пока не отдалятся от тех духов. Это происходило из-за соответствия. Духи нашего мира соответствуют в Большом Человеке внешним чувствам или телесно-чувственному восприятию, а в духовном мире это изображено змеями11.
149. В силу их внутренней сущности духи этого мира кажутся другим духам выглядящими не совсем как люди. Они больше похожи на облака, причём, чаще всего темные, с примесью некоторой человеческой белизны. Но они сказали, что внутри они белые, и когда станут ангелами, эта темнота превратится в прекрасную синеву. Это также было показано мне. Я спросил их, имели ли они такое понятие о своих телах, когда они жили в мире. Они ответили, что люди их мира вообще не думают ничего о своих телах, но только о духе, который в них содержится, зная, что он будет жить вечно, а тело погибнет. Они также сообщили, что многие в их мире верят, что дух в теле существует от вечности и был внедрён в тело при зачатии. Но, продолжая говорить, они сказали, что теперь знают, что это — неправда, и что они сожалеют, что придерживались такой ложной веры.
150. Когда я сказал им, что если бы они захотели увидеть наш мир, то могли бы сделать это через мои глаза (смотри п.135 выше), но они поначалу ответили, что не могут, а затем, что и не хотят, так как они не увидят там ничего, кроме земных и материальных предметов, то есть того, от чего они всячески отдаляют свои мысли. Все же, им были показаны некоторые великолепные дворцы, похожие на те, в которых живут цари и принцы в нашем мире. Такие сцены могут быть показаны духам так ярко, что им кажется, будто они действительно присутствуют там. Однако, духи из того мира не нашли в них ничего ценного, называя их мраморными образами. Затем они сказали, что их священные храмы более великолепны, и построены они не из камня, а из древесины. Когда им сказали, что это же земное, они ответили, что не земное, но небесное, потому что когда они смотрят на них, их посещают не земные, но небесные мысли наполняющие всё их существо. Они верят также, что будут созерцать подобные виды на небесах после смерти.
151. Затем они показали свои священные храмы духам нашего мира, которые, увидев их, сказали, что никогда в жизни не видели ничего более великолепного. Я могу описать их, потому что я тоже их видел. Они построены не из срубленных деревьев, а из растущих в почве. Они сказали, что в их мире растут деревья замечательных размеров. На самых ранних стадиях роста они высаживают эти деревья в ряды, образующие стены и проходы, формируют побеги пока они молодые и податливые, обрезая их таким образом, чтобы они, вырастая, переплетаясь и соединяясь, образовывали пол и фундамент храма. Ветви, растущие по сторонам, они выращивают и формируют из них стены, а наверху сгибают их в арки, чтобы сделать крышу. Из этих материалов они строят с удивительной искусностью храм, поднимающийся высоко над землёй. Они делают ступени из горизонтальных ветвей, расположенных близко друг к другу и крепко связанных вместе. Кроме того, они украшают такой храм внутри и снаружи различными видами стрижки деревьев. Так же они создают и все свои парки.
Мне не позволили увидеть, как выглядят эти храмы изнутри. Мне только сказали, что солнечный свет проходит через все щели между ветвями и распространяется всюду, преломляясь через кристаллы, которые направляют его, освещая стены различными цветами радуги, в которой особенно преобладают оттенки синего и оранжевого. Эти цвета особенно любимы жителями этого мира. Такова их архитектура, которую они предпочитают самым великолепным дворцам нашего мира.
152. Они также сказали мне, что жители их мира не стоят себе домов высоко над землёй, но живут на уровне земли в низких хижинах. Потому что высоты — для Господа, который на небесах, а низкие обители — для людей на земле. Мне также показали их хижины. Они были прямоугольными и имели внутри сплошные ложа, расположенные вдоль всех стен по периметру, на которых они спят один рядом с другим. На стороне напротив входа имеется круглая ниша со столом и очагом позади него. Он-то и освещает всю комнату. У них нет огня в очаге, вместо него они используют какую-то ярко светящуюся древесину, которая испускает столько же света, как горящее пламя, а к вечеру эти дрова выглядят, как тлеющие угольки.
153. Они сказали, что не живут общинами, а имеют отдельные домашние хозяйства. Они объединяются в сообщества только когда встречаются для богослужения. Тогда учителя находятся возле храма, а все остальные собираются на аллеях в стороне от него. Эти собрания доставляют им внутреннюю радость от созерцания храма и богослужения, проходящего в нём.
154. О своём богослужении они сказали, что признают Бога в человеческом образе, то есть нашего Господа. Признающие Бога вселенной в человеческой форме приемлются Господом и Он руководит ими. Остальные не поддаются Его руководству, так как мыслят бесформенно. Они добавили, что жители их мира знают о небесных предметах благодаря своего рода прямым контактам с ангелами и духами. Для них гораздо легче, чем для других, быть допущенными Господом до таких контактов, потому что они удаляют телесные предметы из своих мыслей и чувств.
Я спросил, что происходит со злыми людьми среди них. Они сказали, что никому в их мире не позволяется вести себя плохо, но если кто-либо имел злые мысли и делал злые дела, он порицался некоторым духом, который угрожал ему смертью, если тот упорствовал в злодеяниях. Если упорствовал и дальше, он терял сознание и умирал. Таким образом, люди этого мира защищены от заражения беззаконием.
Один из таких духов был послан ко мне, поговорить со мной так, как он разговаривает с беззаконниками. Он причинял мне определённую боль в брюшной области, говоря, что так он поступал с имеющими злые мысли и делающими злые дела, угрожая им смертью, если они упорствовали в своих злодеяниях. Он сказал, что те, кто оскверняет и профанирует то, что свято, будут строго наказаны. Перед появлением духа, наказывающего беззаконников, их посещало видение в виде львиных челюстей, широко открытых, мертвецки бледного цвета, как будто намеревающихся оторвать их голову и проглотить её. Это ужасно пугает их. Они называют этого духа, наказывающего их, дьяволом.
155. Так как они хотели знать, какое откровение имело место в нашем мире, я сказал им, что оно было дано посредством писания и проповеди, основанной на Слове, а не прямыми контактами с духами и ангелами. Я сказал им, что Писания могли быть напечатаны так, чтобы все люди могли читать и понимать их, а, постигая, могли бы улучшать свою жизнь. Они были очень удивлены, услышав о существовании такого метода, который нигде не известен. Но затем они уяснили, что в мире, где телесные и земные вопросы играют столь весомую роль, не было иного способа, чтобы Божественное влияние с неба было бы принято и прочувствовано. Ведь для таких людей было бы очень опасно разговаривать с ангелами.
156. Духи этого мира появляются вверху, на уровне головы, справа. Все духи отличаются своим расположением относительно человеческого тела. Это происходит потому, что все в небе соответствует каждой части человека12. Духи остаются на этом уровне и расстоянии, потому что соответствуют не внешним началам человека, но внутренним. Они воздействуют на левое колено, немного выше и ниже сустава, передавая своего рода очень значительную вибрацию. Это — знак того, что они соответствуют соединению природных и небесных предметов.

13. Четвёртый из посещённых мной миров в звёздном небе, его духи и жители

157. Я был перенесён ещё в один мир, находящийся за пределами солнечной системы. Это было вызвано изменениями моего внутреннего состояния, то есть воздействием на мой дух. Как я уже упоминал прежде, дух переносится с места на место ничем иным, как только посредством изменений его внутреннего состояния. Эти изменения кажутся ему движением от одного места к другому или путешествием. Потребовалось около десяти часов непрерывных внутренних изменений, чтобы я мог достичь состояния жизни обитателей этого мира. А мне казалось, что я перемещался туда в духе. Я двигался в восточном направлении, влево, и, казалось, постепенно поднимался выше уровня горизонта. Я также мог ясно видеть своё продвижение, а также удаление от моего начального состояния. Между тем я беседовал на различные темы с духами, сопровождавшими меня.
Среди них был некоторый дух, который при жизни в мире имел высокий духовный сан, был пылким проповедником и писателем. Духи, сопровождавшие меня, из моего о нём представления, думали, что в сердце он должен быть выдающимся Христианином. Поскольку в мире понятия и суждения о человеке формируются больше на основе его проповедей и писаний, чем на его жизни, особенно если она не проявлена, а если что-нибудь противоречащее сформировавшимся представлениям и находится в его жизни, то всегда находятся тому оправдания. Потому что когда представления уже сложились, то все уже рассматривается через их призму.
158. Когда я заметил, что путешествую в духе по звездному небу далеко за пределы солнечной системы (что было ясно из изменений состояния, из-за которых мне казалось, что я пребываю в постоянном движении почти десять часов), я отчётливо услышал духов, говорящих поблизости какого-то мира, который позже стал для меня видимым. Когда я приблизился к ним, то после некоторой беседы они сказали, что иногда их посещают пришельцы из разных мест, говорят с ними о Боге и вводят их в замешательство. Они также указали маршрут, которым те прибывали, и тогда я понял, что то были духи нашего мира. Я спросил, чем же именно те посетители вводили их в замешательство. Они ответили, что тем, что нужно верить в Бога, разделённого на три личности, хотя всё же называли его одним Богом. Когда они исследовали образ мышления этих посетителей, то их представления были открыты как Троица, но не единая, а раздельная. Некоторые из них представляли себе Троицу как три личности, беседующие друг с другом. Другие как две личности, сидящие друг рядом с другом, и третьей, слушающей их и исходящий от них. Но всё же они называли каждую личность Богом, и хотя они имели различное представление о каждом, все же говорили об одном Боге. Духи этого далёкого мира жаловались, что посетители очень смутили их, думая о трёх, а говоря об одном, когда, на самом деле, человек должен думать о том, о чём говорит, и говорить о том, о чём думает.
Тот дух из моего окружения, который при жизни в мире был проповедником, также был тогда испытан, для того, чтобы увидеть, каковы его понятия об одном Боге и трёх Личностях. Он изобразил трех Богов, но соединённых вместе, формируя одного. Но это тройное единство было представлено им как невидимое, потому что оно было Божественно. Когда эти понятия были представлены, то стало очевидно, что он думал только об Отце, но не о Господе, и что его представления о невидимом Боге были ничем иным, как понятиями о природе в её первых началах. В результате, самый глубинный уровень природы был для него Божеством, поэтому он мог легко признавать природу за Бога. Должно быть известно, что в следующей жизни понятия каждого человека ярко иллюстрируются для того, чтобы было возможно исследование каждой человеческой мысли и восприятия вопросов веры. Понятие о Боге — основное и принципиальное для каждого человека. Поскольку, если оно истинно, то является тем связующим звеном, которое соединяет его с Божественным, и, следовательно, с небесами.
Затем, когда этих духов спросили, каковы их представления о Боге, они ответили, что не представляли Бога невидимым, но видимым в человеческом образе. Они знали это, не только постигая это внутренне, но также из того факта, что Он являлся к ним, как человек. К этому они добавили, что когда они представляли себе Бога невидимым, то есть лишённым формы и качества, как делали некоторые из тех посетителей, они находили совершенно невозможным думать о Боге вообще, так как что-либо в таком роде невидимое не может вместиться в человеческие понятия.
Когда я услышал это, мне было позволено сказать им, что они были правы, думая о Боге в человеческом образе, и что многие люди из нашего мира имеют подобные понятия, особенно, когда думают о Господе. Я сказал им, что древние тоже мыслили подобным образом, и рассказал им истории Авраама, Лота, Гедеона, Маноя и его жены, как они изложены в нашем Слове. Все они видели Бога в человеческом образе и признавали Его Творцом вселенной. Они называли Его Иегова (Сущий), это также пришло от внутреннего понимания. Но это внутреннее понимание теперь утеряно в Христианском мире, и осталось лишь у простых представителей простого народа, которые имеет веру.

  1. Наитие по своей природе духовно. Оно не физическое или природное; таким образом духовный мир воздействует на природный мир, но природный мир никогда не влияет на мир духовный («Тайны неба» 3219, 5119, 5259, 5427-8, 5477, 6322). В человеке существует кажущееся воздействие внешнего, на его внутреннее, но это обманчиво («Тайны неба» 3721). []
  2. Природный свет сам по себе не может нести какого-либо знания о Господе, небесах и аде, о том, как люди живут после смерти, или о Божественных истинах, которые являются средствами для достижения человеком духовной и вечной жизни («Тайны неба» 8944, 10318-20). Это может быть установлено из того факта, что множество людей, включая образованных, не верят в это, несмотря на то, что они родились там, где известно Слово, и были научены относительно этих предметов из Него («Тайны неба» 10319). Поэтому было необходимо откровение, данное с небес, так как человеческий род существует, чтобы быть источником пополнения небес («Тайны неба» 1775). []
  3. В следующей жизни язычники обучаются ангелами, и теми, кто жил жизнью добра в соответствии с их собственными религиозными представлениями, принимают истины веры и признают Господа («Тайны неба» 2049, 2595, 2598, 2600-1, 2603, 2861, 2863, 3263). []
  4. Ангелы в небесах и людях на земле понимают Слово по-разному; ангелы понимают его внутренний или духовный смысл, люди же — его внешний или природный смысл («Тайны неба» 1769-72, 1887, 2143, 2333, 2395, 2540-1, 2545, 2551). Посредством Слова осуществляется связь между небесами и землей («Тайны неба» 2310, 2895, 9212, 9216, 9357, 10375). Слово, поэтому, было написано полностью посредством соответствий («Тайны неба» 1404, 1408-9, 1540, 1619, 1659, 1709, 1783, 8615, 10687). Сокровенный смысл Слова относится исключительно к Господу и Его царству («Тайны неба» 1873, 2249, 2523, 7014, 9357). []
  5. Слово природно в его буквальном смысле («Тайны неба» 8783). Это потому, что природный уровень — самый низкий, на котором духовный и небесный уровни покоятся, как на своей основе. Иначе внутренний или духовный смысл Слова, если бы он был лишен внешнего или природного смысла, был бы подобен дому без фундамента («Тайны неба» 9430, 9433, 9824, 10044, 10436). []
  6. Слово есть Господь в отношении Божественной истины, и поэтому Божественная истина исходит от Господа («Тайны неба» 2859, 4692, 5075, 9987). Всё было создано посредством Божественной истины («Тайны неба» 2803, 2894, 5272, 7835). []
  7. После смерти человек полностью сохраняет всю свою память, вместе со всем, что содержалось в ней во время его жизни в мире («Тайны неба» 2476-86). []
  8. Движение и изменение местоположения в следующей жизни происходит вследствие изменения внутреннего состояния. Это происходит настолько реально для духов и ангелов, как будто они на самом деле перемещаются, как люди перемещаются по пространству («Тайны неба» 1273-7, 1377, 3356, 5605, 10734). []
  9. Небесный свет очень ярок («Тайны неба» 1117, 1521-2, 1583, 1619-32, 4527, 5400, 8644). Весь свет в небесах исходит от Господа, который там является солнцем («Тайны неба» 1053, 1521, 3195, 3341, 3636, 4415, 9548, 9684, 10809). Божественная истина, исходящая от Господа, видна на небесах как свет («Тайны неба» 3195, 3222, 5400, 8644, 9399, 9548, 9684). Этот свет просвещает зрение и понимание ангелов и духов («Тайны неба» 2776, 3138). Этот свет также просвещает понимание людей в мире («Тайны неба» 1524, 3138, 3167, 4408, 6608, 8707, 9128, 9399, 10569). []
  10. Духовная сфера, сфера жизни, исходит от каждого человека, духа и ангела и окружает его («Тайны неба» 4464, 5179, 7454). Её источник — жизнь их чувств и мыслей («Тайны неба» 2489, 4464, 6206). В следующей жизни эти сферы определяют формирование и расформирование сообществ («Тайны неба» 6206, 9606-7, 10312). []
  11. Внешние чувственные способности человека изображены в духовном мире змеями, потому что они относятся к самым низким уровням, и по сравнению с внутренними уровнями человека находятся на земле и ползают. В результате, те, кто основывают свои рассуждения на внешней чувственности названы змеями («Тайны неба» 195-7, 6398, 6949). []
  12. Небо соответствует Господу, и человек каждой частью соответствует небесам, так что в глазах Господа Небо есть человек в общем виде, и может быть названо Большим Человеком («Тайны неба» 2996, 2998, 3624-49, 4625). Весь предмет соответствия человека и всех его частей Большому Человеку, который есть небо, был описан из опыта («Тайны неба» 3021, 3624-49, 3741-50, 3883-96, 4039-55, 4218-28, 4318-31, 4403-21, 4523-33, 4622-33, 4652-60, 4791-4805, 4931-53, 5050-61, 5171-89, 5377-96, 5552-73, 5711-27,10030). []