Эммануил СВЕДЕНБОРГ — Земли во Вселенной

159. Прежде, чем всё это было сказано, они думали, что наша группа тоже принадлежит к тем, кто хочет смутить их своими представлениями о Боге, как о трёх богах. Поэтому они были очень довольны, услышав всё это, и сказали, что рады видеть посланцев от Бога, которого они тогда назвали Господом, посланных к ним для того, чтобы учить их о Нём. Они сказали, что не хотят принимать посетителей, которые огорчают их, особенно, говоря о трех Божественных Личностях, так как они знают, что Бог един, а не состоит из трёх единомышленников. Но они, пожалуй, были расположены думать о Боге как об ангеле, в котором самый внутренний уровень жизни является невидимым элементом, который позволяет ему мыслить и быть мудрым, внешний уровень жизни — элемент, видимый в человеческой форме, которая позволяет ему видеть и действовать, и исходящая жизнь — аура любви и веры, исходящих от него, так как каждого духа, или ангела окружает аура его жизни, по которой его можно узнать на расстоянии1. Что касается Господа, жизнь, исходящая от Него – Сама Божественность, которая наполняет небеса и делает их небесами, потому что исходит от самой Сущности жизни любви и веры. Они сказали, что только таким образом они могли постигать Троичность и Единство Бога одновременно.
Когда я услышал это, мне было позволено сказать, что такое представление о Троичности, сосуществующей с Единством согласно с представлениями, которые ангелы имеют от Господа. Так как Он учит, что Отец и Он — одно, и что Отец в Нем, и Он в Отце, что тот, кто видел Его, видел Отца, и кто верит в Него, верит в Отца. Он также учит что Утешитель, которого Он называет Духом истины, а также Духом Святым, исходит от Него, и не говорит от себя, но только то, что говорит Господь. Под Ним и подразумевается Божественное исходящее.
Я добавил, что представление о Троичности, сосуществующей с Единством, находится в согласии с Сущностью и Воплощением жизни Господа, когда Он пришел в мир. Сущность Его жизни есть Сама Божественность, так как Он был зачат Иеговой. Сущность жизни каждого – есть источник, от которого он был зарождён. Воплощение жизни от этой Сущности есть человек, облечённый в форму. Сущность жизни каждого, которую он имеет от своего отца, названа душой, а воплощение жизни от этого источника названа телом. Душа и тело составляют цельную личность. Аналогия между ними — как между усилием и делом, произведённым в результате этого усилия, поскольку дело – это воплощённое усилие, таким образом, они оба как одно. Усилие в человеке названо волей, и усилие в действии названо делом. Тело – есть орудие, посредством которого действует управляющий, то есть воля, таким образом, и орудие и управляющий им в действии — как одно целое. Так же происходит с душой и телом, и такого понятия о них придерживаются ангелы в небе. Из этого они знают, что Господь сделал Его Человечность Божественной посредством Его Божественности, которая есть Его душа, происходящая от Отца.
Кроме того, символ веры, принятый повсюду в Христианском мире не против этого, поскольку он учит:
Хотя Христос — Бог и Человек, все же Он — не два, но один Христос. Действительно, Он целиком и полностью един. Потому что, как тело и душа – одно в человеке, так Бог и Человек — одно в Христе2.
Поскольку в Господе был такой союз, или такое единство, Он воскрес снова не только душой, но и телом, которое Он прославил в мире, в отличие от других людей. Он также учил Своих учеников об этом, говоря:

Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои, это Я, Сам. Осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня3 (Лк. 24:39).

Духи могли прекрасно понимать эти слова, так как они проникают внутрь понимания ангельских духов. Они затем добавили, что Господь один имеет власть на небесах, и небеса принадлежат Ему. В ответ на это я смог сказать им, что церковь в нашем мире также знает об этом из слов Господа, которые Он сказал перед тем, как вознёсся на небо. Он тогда сказал:

Дана Мне всякая власть на небе и на земле (Мф. 28:18).

160. Впоследствии я беседовал с теми духами об их мире. Все духи имеют это знание, когда их природная или внешняя память открывается Господом, так как они приносят её с собой из мира, но открывается только по Господнему благоволению. Тогда духи рассказали о мире, в котором они жили, говоря, что когда они получают разрешение, то являются жителям их мира и беседуют с ними, как если бы они были живыми людьми. Это происходит посредством открытия их природной или внешней памяти так, чтобы они могли вспомнить то, что они думали при жизни в мире. У людей в мире тогда открывается их внутреннее зрение, зрение их духа, чтобы они могли видеть духов и общаться с ними. Они добавили, что люди, когда видят духов, не сознают, что перед ними не люди, а духи. Это доходит до них только тогда, когда те внезапно исчезают из вида.
Я сказал им, что то же самое происходило в нашем мире в древние времена, например с Авраамом и Саррой, Лотом и жителями Содома, Маноем и его женой, Иисусом Навином, Марией, Елизаветой и всеми пророками. Господь им являлся таким же образом, и видевшие Его не знали, что он не был обычным человеком, пока Он не открывал Себя им. Это, сказал я, редко происходит в настоящее время, потому что люди не должны принуждаться верить такими средствами. Так как принудительная вера, такая как вызываемая чудесами, не крепка, и может быть даже вредной для тех, кто мог бы уверовать из Слова без какого-либо принуждения.
161. Дух, который в мире был проповедником, нисколько не верил в существование других миров кроме нашего, потому что он думал, что это был единственный мир, в котором Господь был рожден, и что никто не мог быть спасен без Господа. Поэтому он был перенесен в состояние, подобное состоянию духов, когда они являются жителям их собственного мира подобно людям, как было упомянуто выше. В этом состоянии его послали в тот мир, чтобы он мог не только видеть его, но также и говорить с его жителями. После этого мне также позволили вступить в контакт с этим миром, чтобы я тоже увидел его жителей и некоторые сцены жизни на этой планете (см. п. 135 выше). Четыре вида людей были показаны мне один за другим. Сначала я увидел людей, одетых в одежду, затем обнаженных, чьи тела были цвета человеческой плоти, затем обнаженных, но с воспалёнными телами, и, наконец, черных.
162. Когда дух, бывший в мире проповедником, попал в общество тех, которые носили одежду, появилась женщина с очень красивым лицом. Она была одета в простую одежду — тунику, которая надлежащим образом ниспадала на спину и была наброшена на руки. Она носила прекрасный головной убор в форме гирлянды из цветов. Тот дух, увидев эту прекрасную женщину, пришел в восхищение и начал разговаривать с нею и брать ее за руку. Но она, понимая, что он был духом, и не из ее мира, вырвалась и скрылась от него.
Впоследствии он встретил множество других женщин на своём пути. Они ухаживали за овцами и ягнятами, которых они водили на водопой к небольшой котловине, наполняющейся водой из озера через маленький канал. Они были одеты точно также и держали в руках посохи пастырей, которыми они направляли овец и ягнят к водоёму. Они говорили, что овцы следуют в направлении, которое они указывают своими посохами. Овцы были большими, с длинными, широкими и покрытыми шерстью хвостами. Женские лица при близком рассмотрении оказались прекрасными и совершенными. Лица мужчин были также цвета человеческой плоти, как в нашем мире. Но было и небольшое различие: нижняя часть их лиц была черной вместо бород у наших мужчин, и их носы были более белыми, чем остальная плоть.
После того, дух, который, как я сказал прежде, в мире был проповедником, был отправлен далее, но против его воли, потому что он все еще думал о той женщине, которая так взволновала его. Это было ясно из того, что как бы его тень все еще присутствовала на том месте, где он только что был. Он, затем попал к людям, которые были голыми. Они ходили парами, в каждом случае будучи мужем и женой. Они носили набедренную повязку, и некое подобие головного убора. Когда в их обществе дух был приведен в состояние, в котором он хотел проповедовать, то захотел проповедовать им о распятии Господа. Но они сказали, что не желают слышать такую историю, не зная, как это было. Они сказали, что знают, что Господь жив. Так тогда он объявил, что мог бы проповедовать о жизни Господа. Но они также отказались это слушать, говоря что чувствуют в его речи что-то, противное небесному, потому что он говорил это для собственной пользы или ради репутации и славы. Они могли сказать, услышав звук его речи, от сердца он говорит это, или нет. Будучи таковым по природе он не мог учить их, и поэтому затих. Когда-то, при жизни в мире он был самым красноречивым оратором, умеющий обращать своих слушателей к святым мыслям. Но это красноречие было лишь навыком, который он приобрёл в мире, но не от небес.
163. В продолжении разговора они сказали, что могут сказать, живут ли эти обнаженные люди по принципам супружества. Они показали это, как могли, из их духовных представлений о супружестве, которые были сообщены мне. Это подобно тому, как внутренние начала образованы союзом добра и истины, то есть любви и веры. Влияние этого союза, проникая в тело, производит супружескую любовь. Так как всё, происходящее на внутреннем уровне, воплощается в некоторые природные проявления в теле. Таково проявление супружеской любви, когда два человека внутренне любят друг друга, и эта любовь побуждает их обоих желать, хотеть и думать об одном и том же, чтобы на внутреннем уровне их духа они были соединены вместе и были как одно. В результате, духовные чувства их духа становятся природными чувствами в теле и облекаются в чувство супружеской любви. Духовные чувства их разума – это чувство добра и истины и побуждение соединить их, поскольку все внутренние действия, то есть действия разума и воли, относятся к истине и добру. Они также сказали, что супружество невозможно между одним мужчиной и несколькими женами, поскольку супружество добра и истины, которое присутствует в человеческом духе, возможно только между двумя партнерами.
164. Затем упомянутый выше дух попал к обнаженным людям с воспалёнными телами, а затем и к тем, которые были черны. Некоторые из них были обнаженными, другие одетыми. Но эти две группы людей жили в различных частях одного и того же мира. Поскольку дух может в один момент перенестись в любую удаленную точку мира, так как он не передвигается через пространство подобно людям, а посредством изменения состояния (смотри п. 125, 127).
165. Наконец я говорил с духами этого мира о вере жителей нашего мира относительно их воскресения. Я сказал, что они не могут представить себе, что люди переходят в следующую жизнь немедленно после смерти и выглядят тогда совершенно так же, как люди: имеют лицо, тело, руки и ноги, все внешние и внутренние чувства. Ещё меньше они верят в то, что тогда они носят одежду и имеют дома для жилья. Это происходит вследствие того, что большинство людей в нашем мире основывают своё мышление на телесно-чувственном восприятии, и поэтому не верят в существование того, чего они не могут увидеть и осязать. Немногие из них могут быть удалены от внешнего, телесно-чувственного восприятия и приведены к внутреннему, и быть, таким образом, быть озарёнными небесным светом, в котором воспринимаются все внутренние ощущения. Это потому, что они не имеют никакого представления о своей душе или духе, как о человеке, но представляют их себе в виде ветра, воздуха или некоего бесформенного дыхания, которое все же содержит некоторую жизненность. В этом причина их веры в то, что они воскреснут только когда наступит конец света, который они называют Последним Судом. Они думают, что их тело, обращённое в прах, будет восстановлено и воссоединится с их душой или духом.
Я добавил, что им позволено придерживаться этой веры, потому что основывающие своё мышление на телесно-чувственных ощущениях, не могут иначе представить себе свою душу или дух в человеческом образе, как только если бы он заново вошел в то тело, которое они пронесли с собой через всю жизнь в мире. Поэтому, если бы им было сказано, что тело не будет восстановлено, они бы в сердце отвергли учение о воскресении и вечной жизни, как непонятное и непостижимое.
Все же люди, имеющие подобные представлении о воскресении имеют то преимущество, что тогда они всё же верят в жизнь после смерти. Вследствие этой веры, когда они лежат больными в постели и прекращают мыслить, как прежде, о мирских и телесных предметах, то есть на основе телесно-чувственных ощущений, они тогда верят, что будут снова жить немедленно после смерти.
В это время они также говорят о небесах, и о том, как они надеются жить там после смерти, отбрасывая все, чему они были научены относительно Последнего Суда. Я также рассказал духам о том, как несколько раз я удивлялся, увидев, что когда те, кто с верой говорит о жизни после смерти и о своих друзьях, которые умирают или уже умерли, и одновременно с этим не думают о Последнем Суде, тогда полагают, что их друзья будут живы или уже живут, как люди, сразу же после смерти. В тот момент, когда они начинают думать о Последнем Суде, эта мысль трансформируется в материальную идею об их земном теле, которое должно воссоединиться с их душой. Так как они не знают, что каждый человек по своим внутренним началам есть дух, и жизнь тела целиком и полностью исходит от духа, а не от самого тела. Они также не знают, что этот дух, который на самом деле и есть человек, в той же форме, но невидимый для телесных глаз, а видимый только глазами духовными. Следовательно, когда духовное зрение человека открыто, что является результатом изъятия телесного зрения, он также может видеть ангелов, как людей. Так происходило, когда ангелы являлись древним, как связано в Слове.
Несколько раз я беседовал с духами людей, которых знал при жизни в мире, и спрашивал их, хотели ли бы они снова облечься в свои земные тела, как они предварительно себе представляли. Услышав это, они изгнали от себя эти понятия о воссоединении, изумляясь, что в мире они могли думали так по слепой вере, без всякого понимания.
166. Кроме того, я увидел в этом мире их обители, которые были низкими, длинными домами, с окнами по сторонам, количество которых соответствовало числу квартир или комнат, на которые эти дома были разделены. Они имели закруглённую крышу и двери с обоих торцов. Они сказали, что эти дома были построены из земли и покрыты торфом. Окна были сделаны из волокон травы, сотканных так, чтобы пропускать свет. Я также увидел нескольких их детей. Они сказали, что их соседи посещают их, особенно ради того чтобы дети могли наслаждаться обществом других детей под присмотром и защитой их родителей.
Также я видел там поля, которые побелели, поскольку урожай почти созрел. Мне показали семена или зёрна этого урожая, которые были похожи на зерна китайской пшеницы (вероятно, имеется ввиду рис – пер.), мне также показали хлеба, маленькие, разделённые на четыре части, сделанные из этих зёрен. Также там были равнины, покрытые травой и цветами, деревья, плоды которых напоминают гранаты, кустарники, которые хоть и не были виноградом, но приносили ягоды, из которых делают вино.
167. Их солнце, которое из нашего мира мы видим, как звезду, выглядит огненным, около четверти размера нашего солнца. Их год составляет приблизительно двести дней, их день длится пятнадцать часов, если измерять в днях и часах нашего мира. Сама планета — одна из самых маленьких в звездном небе, она едва имеет пятьсот германских миль4 в окружности. Эти наблюдения были сделаны ангелами, которые сравнивали всё с данными нашего мира, которые они видели через меня или в моей памяти. Они заключили это посредством ангельских понятий, которые позволяют им немедленно оценивать размеры пространства и времени одного мира в сравнении с пространством и временем других миров. Понятия ангелов являются духовными и намного превосходят понятия людей, которые являются природными.

14. Пятый из посещённых мной миров в звёздном небе, его духи и жители

168. В другой раз я был перенесён в ещё один мир, находящийся за пределами солнечной системы. Путешествие происходило посредством изменений внутреннего состояния почти двенадцать часов без перерыва. Меня сопровождало множество духов и ангелов нашего мира, с которыми я беседовал, пока мы продвигались в направлении цели нашего путешествия. Я двигался то наклонно вверх, то наклонно вниз, но всё время направо, что в духовном мире значит на юг. Только в двух местах я видел каких-то духов, и в одном разговаривал с ними. Это путешествие позволило мне увидеть, насколько огромны ангельские небеса. Их необитаемые области позволили мне предположить, что они настолько огромны, что если бы даже было много десятков тысяч миров, каждый из которых содержал бы такое же население, как наш, то даже при этом там всегда найдётся достаточно места для всех. Да так, что можно жить там вечно, и никогда не заполнить этого пространства. Я пришел к этому заключению, сравнивая размеры этих необитаемых территорий с размерами небес, окружающих наш мир и предназначенных для него, которое настолько мало по сравнению, что не равняется и одной стомиллионной части необитаемого пространства.
169. Когда появились ангельские духи того далёкого мира, они обратились к нам, спрашивая, кто мы такие и чего хотим. Мы сказали, что мы — путешественники, остановившиеся возле их обители, и им нечего нас бояться. Потому что они боялись, что мы принадлежали к числу тех, которые разрушают их представления о Боге, веру и тому подобное. Чтобы избежать встречи с таковыми, они отступили в направлении своего мира, ища, где бы им укрыться от встречи с ними. На вопрос, какие представления эти посетители имели обыкновение разрушать, они ответили, что речь идёт о понятии о трёх Личностях, и о Боге, не имеющем человеческой формы, в то время, как сами они знают, что Бог един, и что Он — человек. Тогда мы поняли что те нежеланные посетители были духами нашего мира. Очевидным также было и то, что это были те духи нашего мира, которые в следующей жизни путешествуют повсюду из любви к путешествиям, которую они приобрели, живя в мире, и ради удовольствия, приносимого этими путешествиями. Поскольку в других мирах никто не путешествует подобным образом. Позже мы узнали, что это были монахи, путешествовавшие в своё время по земному шару с целью обращения в веру язычников. Мы также сказали, что жители этого мира правильно делают, избегая их, так как их цель — не учить истинам, а показать своё преимущество и взять под контроль. Сначала, сказали мы, они стремятся затмить умы народа различными средствами, а заканчивают тем, что делают людей рабами, исполняющими их распоряжения. Кроме того, сказали мы, они правильно делали, не позволяя таким людям изменять свои представления о Боге.
Они добавили, что те посетители также смущали их, говоря, что они должны иметь веру и верить в то, что те сказали. Они отвечали, что они не знали, что значит вера, так как могли внутренне понимать, что истинно, а что нет. Они принадлежат к Господнему небесному царству, где внутреннее восприятие позволяет каждому знать истины, которые мы называем предметами веры. Они озаряемы Господом, и этим отличаются от ангелов духовного царства. Ещё одним знаком того, что ангельские духи того мира принадлежат небесному царству, была видимость пламени, которое является источником их понятий. Ведь свет в небесном царстве подобен пламени, а в духовном царстве он чисто белый.
Принадлежащие небесному царству в разговоре о истинах никогда не говорят больше чем «да, да» или «нет, нет». Они никогда не рассуждают о том, так это или нет. Они — те, про кого Господь говорит:

Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого (Мф. 5:37).

Вот, почему те духи сказали, что они не знают о том, что значит иметь веру или верить. Они расценивают это, как если бы кто-то сказал своему товарищу, который мог видеть здания или деревья своими собственными глазами, что тот должен иметь веру или полагать, что это были здания или деревья, когда он и так может ясно видеть, что это они. Такова сущность принадлежащих Господнему небесному царству и этих ангельских духов5.
Мы сказали им, что в нашем мире, очень мало людей, наделённых внутренним восприятием, потому что, когда они молоды, они познают истины, которые затем не прикладывают к жизни. Человек имеет две способности, называемые разумом и волей. Те, кто принимают истины только в память и, таким образом, только разумом, но не в жизнь, то есть не волей, не способны иметь какое-либо просвещение или внутреннее зрение от Господа, и поэтому говорят, что надо верить, или иметь веру. Они также рассуждают об истинах, спрашивая, являются ли они истинными или нет. Фактически, они не желают постигать их каким-либо внутренним зрением или посредством какого бы то ни было просвещения через разум. Они говорят так, потому что истины для них лишены небесного света, а те, кто видит без небесного света, может видеть ложь как истину и истину как ложь. В результате, много людей в нашем мире стали настолько ослепленными, что даже притом, что человек не прикладывает истины к жизни, то есть не живет ими, они все же говорят, что он может быть спасен одной верой. Как будто человечность каждого исходит и зависит не от того, как он живет, а от знания подобных вещей и веры в них, отдельной от жизни.
Впоследствии мы беседовали с ними о Господе, о любви к Нему и к ближнему, и о возрождении. Мы сказали, что любить Господа, означает любить заповеди, которые он дает, и жить согласно им по любви6. Любовь к ближнему — это желать и, следовательно, делать добро для своего друга, страны, церкви и Господнего царства не ради себя, своего доброго имени или ради заслуги, а из чувства добра7. О возрождении мы сказали, что те, кто возрождены и претворяют истины сразу в жизнь, становятся способными постигать их внутренне. Но те, которые сперва принимают истины в память, а затем желают и делают то, что они требуют — имеют веру, поскольку они действуют по вере, которая тогда называется совестью. Духи сказали, что это действительно так, и следовательно могли видеть, что такое вера. Я говорил с ними посредством духовных понятий, которые позволяют представлять и уяснять такие вопросы более чётко.
170. Духи, с которыми я только что беседовал, были из северной части того мира. После этого я был отведён к другим, которые жили в его западной части. Они очень хотели выяснить, кто я такой и что собой представляю. Они, не раздумывая, сказали, что во мне нет ничего, кроме зла. Они думали, что это удержит меня от того, чтобы подойти ближе. Я понял, что они сначала говорят это всем посетителям; но я ответил, что хорошо знал то, что в них тоже нет ничего, кроме зла, так как каждый приобретает зло при рождении. В любом случае, сам по себе человек, дух или ангел есть ни что иное, как зло. Все добро в каждом исходит только от Господа. Из этого они поняли, что я был вооружен истиной, и разрешили мне разговаривать с ними.
Они продемонстрировали мне свои представления о зле в человеке и добре от Господе, показывая, как они сохраняются обособленно. Они находятся одно рядом с другим, почти соприкасаясь, но все же сохраняют свою индивидуальность. Они были связаны вместе таким образом что я не могу описать, так что добро управляло злом и ограничивало его, не давая действовать, как тому хотелось бы. И добро так направляло зло, что то об этом и не подозревало. Вот как они представляли контроль добра над злом, и в то же время свободу.
Затем они спросили, как Господь является ангелам нашего мира. Я сказал, что он является им в солнце, как человек, окруженный солнечным пламенем, которое является источником всего небесного света. Тепло, которое исходит от него — Божественное Добро, и свет, исходящий от него — Божественная Истина. Оба они исходят от Божественной Любви, которая и является тем пламенем, которое окружает Господа в солнце. Но это солнце видят только ангелы в небе, но не духи, находящиеся ниже неба, так как они более удалены от восприятия добра любви и истины веры, чем ангелы на небесах (смотри п. 40). Ответ на их вопрос о Господе и Его явлении ангелам нашего мира был дарован им, потому что Господу было угодно проявить Себя перед ними, и восстановить то, что было нарушено злыми духами, на которых они жаловались. И я был перенесён туда, чтобы быть свидетелем этого.
171. Затем на востоке появилось темное облако, спускающееся сверху. По мере снижения оно постепенно изменилось, становясь ярким, и принимая человеческую форму, и, наконец, становясь пламенным лучом света, окруженным маленькими звездами того же цвета. Таким образом Господь проявил Себя перед теми духами, с которыми я беседовал. В Его присутствии все духи были собраны вместе отовсюду, и добрые были отделены от злых. Добрые шли направо, а злые налево, и это происходило сразу же, как будто по их собственному согласию. Ушедшие направо, расположились в соответствии с качествами добра, ушедшие налево — в соответствии с качествами зла среди них. Добрые были оставлены, чтобы сотворить из них небесное общество, а злые были ввергнуты в ад.
Впоследствии я увидел, что пламенный луч света спускается весьма глубоко в более низкие части земли. Сначала он был пламенным, затем стал приближающимся к белому, потом потемнел, а затем стал совсем темным. Ангелы сказали мне, что это происходило из-за разного восприятия истины, исходящей от добра, и лжи, исходящей от зла жителями более низких частей этой земли. Поэтому пламенный луч подвергся столь различным изменениям. Они также сказали, что более низкие части этой земли населены и добрыми и злыми людьми, но они очень хорошо отделены друг от друга, так чтобы злые могли управляться Господом посредством добра. Они добавили, что добрые жители время от времени возносятся Господом на небеса, а их место занимают другие, и так продолжается все время. Так как изменения пламенного луча были подобны отделению добрых от злых, то порядок был восстановлен. Потому что злые, при помощи различных уловок и хитростей, проникали в дома добрых и нападали на них. Это было причиной для этого посещения.
Облако, которое, снижаясь, постепенно изменялось, меняя яркость и принимая человеческую форму, а затем опять стало пламенным лучом, было сообществом ангелов с Господом посреди них. Это позволило мне узнать значение слов Господа о Последнем Суде, сказанных в Евангелии, что Он придёт на облаках с силою и славою великой (Мф. 24:30; Мк. 13:26; Лк. 21:27).
172. После этого появились духи монахов, которые при жизни в мире были странствующими проповедниками или миссионерами, как уже упоминалось выше. Мы также увидели множество духов этого мира, большинство из которых были злыми, которых они призывали принять их взгляды и таким образом покоряли их. Они были видны в районе восточных областей этого мира. Они оттуда прогнали добрых жителей, и те переселились в северную часть этого мира, как я сказал прежде. Всё это сборище вместе со своими соблазнителями было собрано вместе. Оно насчитывало несколько тысяч человек. Затем оно было разделено, злые были отделены от добрых и брошены в ад.
Я беседовал с одним из монашеских духов и спросил его, какова была цель его прибытия туда. Он сказал, что его целью было наставлять их о Господе. На вопрос, о чём ещё, он ответил: о небе и аде, о власти отпускать грехи и об открытии и заключении небес. Тогда были испытаны его познания о Господе, истинах веры, прощении грехов, личном спасении, о небе и аде. Выяснилось, что он знал едва что-нибудь, имея неопределенные и ложные понятия о каждом отдельном предмете. Все, что он имел — это желание господствовать над людьми и контролировать их, его он приобрел в мире и принес с собой оттуда. Поэтому ему было сказано, что, руководствуясь этим желанием в своём странствии к этому миру, и будучи настолько некомпетентным в своём учении, он не смог бы ничего сделать для духов этого мира, а только лишить их небесного света и заменить его на адскую тьму, содействуя таким образом тому, чтобы ими руководил ад, а не Господь. Более того, он был коварным совратителем и полным тупицей в небесных вопросах. Поэтому он был затем ввержен в ад. Так духи этого мира были освобождены от налётчиков.
173. Среди прочего духи этого мира сказали, что их посетители, уже упомянутые монахи всячески убеждали их жить вместе, в общине, а не отдельно один от другого. Так как духи и ангелы живут и образуют сообщества таким же образом, как в мире. Те, кто жили в сообществах в мире, продолжают жить в них и в следующей жизни; те, кто были разделены на домашние хозяйства и семейства, продолжают жить отдельно. Когда эти духи были людьми в их мире, они были разделены на маленькие группы — домашние хозяйства, семейства и роды. Следовательно, они не были осведомлены о том, как это, жить вместе в общине. Поэтому, когда им сказали, что те посетители пытались убедить их сделать это, чтобы управлять ими и контролировать их, так как это было единственный способ сделать их своими подчинёнными и рабами, они ответили, что и понятия не имели, что такое господство и контроль. Я наблюдал их отвращение к господству и контролю, когда один из них, сопровождавший нас в нашем обратном путешествии, убежал и скрылся из виду, как только я показал ему город, где я жил.
174. Затем я беседовал с ангелами, сопровождавшими меня, о том, что есть два вида господства — господство любви к ближнему и господство любви к себе, или себялюбия. Господство любви к ближнему может быть найдено среди людей, которые живут отдельно, разделившись на домашние хозяйства, семейства и роды, а господство себялюбия среди тех, которые живут вместе, объединившись в общину. У тех, которые разделёны на домашние хозяйства, семейства и роды, правитель — отец рода. Ему подчиняются отцы семейств, а им — отцы каждого домашнего хозяйства. Отец рода — название, данное человеку, который является прародителем семейств, и через семейства всех домашних хозяйств. Но они все управляются любовью, такой же, какую отец испытывает к детям. Он учит их, как жить, одобряет и дает им из того, что имеет, столько, сколько может. Ему никогда не приходит в голову сделать их своими подданными или слугами. Он любит делать так, чтобы они повиновались ему, как сыновья отцу. Поскольку, как известно, любовь увеличивается с увеличением потомства, отец рода действует из более внутренней любви, чем непосредственный отец своих детей. Господство в небе подобно этому, так как такой вид правления осуществляет Господь, поскольку Его правление исходит от Его Божественной любви ко всему человеческому роду.
Господство любви к себе, или самолюбия — противоположность господству любви к ближнему. Оно начинается, когда человек отворачивается от Господа. Так как насколько человек перестаёт любить и почитать Господа, настолько он любит и почитает себя, и также любит мир. Тогда, действуя в интересах безопасности, роды вынуждены объединить все свои семейства и домашние хозяйства вместе, порождая таким образом царства различных видов. С ростом этой любви, зло всех видов, таких как вражда, зависть, ненависть, месть, зверство и обман, направленные против всех противников, усиливается. Потому что зло исходит от соби тех, кто находится во власти себялюбия, поскольку человек сам по себе есть ни что иное, как зло, поэтому собь, являющаяся злом, не может получать никакого добра с небес. Следовательно, господствующее себялюбие — отец всех зол. Кроме того, характерной чертой этой любви является то, что когда ослабевают запреты и ограничения, головокружительная карьера у каждого человека, в котором господствует любовь к себе, заканчивается желанием править всеми в мире и обладать их собственностью. Фактически, не удовлетворенный этим, он хочет править всеми небесами, как это происходило во времена Вавилона. Таково господство себялюбия, которое настолько же удалено от любви к ближнему, насколько небеса — от ада.
Однако, в большинстве своём, господство себялюбия проявляется в обществах, то есть в царствах и империях. А господство любви к ближнему все еще возможно в таких странах, где вера и любовь к Богу сделали людей мудрыми, так как они любят ближнего. Если Господь позволит, я опишу другие места, в которых, как и на небесах, люди живут, разделенные на роды, семейства и домашние хозяйства, а даже если они и сгруппированы в общества, то только по принципу духовного родства, которое происходит от добра любви и истины веры.
175. Позднее я задавал тем духам различные вопросы о мире, из которого они прибыли, начиная с вопросов об их богослужении и откровении. На вопрос о богослужении они ответили, что роды собирают все свои семейства в одном месте каждые тридцать дней, для слушания проповеди. Тогда проповедник поднимается на кафедру, приподнятую немного над землёй, и учит их божественным истинам, которые ведут к праведной жизни. На вопрос об откровении они утверждали, что оно даётся им ранним утром, когда они находятся в состоянии между сном и пробуждением, в то время как они все еще наслаждаются внутренний светом, не прерванным ещё телесными чувствами и мирскими беспокойствами. В это время они слышат ангелов с небес, говорящих о божественных истинах, и как жить в соответствии с ними. Когда они достигают полного пробуждения, они видят ангела, одетого в белое одеяние, стоящего у их постели, который тогда внезапно исчезает. Это показывает им, что то, что они слышали — с небес, и они могут таким образом отличать небесные видения от других, поскольку в других случаях они не видят ангела. Они добавили, что такие откровения получают их проповедники, а изредка и другие жители.
176. О домах, в которых они жили, они сказали, что это были низкие деревянные строения с плоской крышей, окруженные рвами. Переднюю часть дома занимает муж с женой, следующая смежная комната — детская, в задних комнатах живут слуги обоих полов. На вопрос о их пище они ответили, что пьют смесь молока и воды. Молоко они получают от коров, которые покрыты шерстью подобно нашим овцам. На вопрос об одежде они ответили, что ходят голыми и не чувствуют никакого стыда от своей наготы. Сфера их контактов ограничивается членами одного семейства.
177. Они сказали, что солнце их мира видится его жителям огненным. Их год содержит двести дней, их день равен девяти нашим часам. Они могли рассчитать это, узнав из моей памяти длину дней в нашем мире. Они также сказали, что весна и лето у них круглый год, так что поля постоянно покрыты цветами, а деревья приносят плоды круглый год. Это происходит потому, что их год настолько короток, что эквивалентен всего лишь семидесяти пять нашим дням. А там, где годы настолько коротки, зимняя стужа и летний зной не продолжительны, поэтому земля постоянно находится как бы в состоянии весны8.
178. На вопрос о помолвках и супружествах в их мире, они ответили, что когда чья-либо дочь достигает брачного возраста, она всё время находится дома и ей не позволяется выходить оттуда до дня её свадьбы. Затем она отводится в специальное помещение, где содержится вместе с другими, достигшими брачного возраста, молодыми женщинами, и там они размещаются за барьером, высотой до талии, из-за которого видны только их лицо и стан, таким образом, чтобы их можно было рассмотреть. Молодые люди приходят туда, чтобы выбрать себе жену. Когда молодой человек увидит девушку, которая ему понравится, и к которой его внутренне притягивает, он берет ее за руку. Если она тогда следует за ним, он ведёт ее в дом, который предварительно был подготовлен, и делает ее своей женой. Они могут сказать по лицам, подходят ли они друг другу, так как лицо каждого человека – есть отражение его характера без притворства и обмана. Для обеспечения того, чтобы всё происходило прилично и достойно, позади девушек помещается старик, а с ними — старуха, чтобы наблюдать за ними. Есть много таких мест, в которых содержатся молодые женщины, и в установленное время молодые люди могут делать свой выбор. Если они не находят подходящую девушку в одном месте, они уходят в другое, а если и там не находят, идут в следующее. Они также сказали, что муж должен иметь только одну жену, и не больше, потому что это противоречило бы Божественному порядку.

  1. Духовная сфера (аура), сфера жизни, исходит от каждого человека, духа и ангела и окружает его («Тайны неба» 4464, 5179, 7454). Её источник — жизнь его чувств и мыслей («Тайны неба» 2489, 4464, 6206). В следующей жизни эти сферы определяют формирование и расформирование духовных обществ («Тайны неба» 6206, 9606-7, 10312). []
  2. Из Афанасиевого символа веры. []
  3. Немедленно после смерти человек воскресает снова в духе, и этот дух имеет человеческую форму и есть человек в каждой детали («Тайны неба» 4527, 5006, 5078, 8939, 8991, 10594, 10597, 10758). Люди воскресают снова в духе, но не телом («Тайны неба» 10593-4). Только один Господь воскрес не только духом, но и телом («Тайны неба» 1729, 2083, 5078, 10825). []
  4. Одна германская миля = 6.64 английским милям, то есть 500 германских миль = 3320 английских миль или приблизительно 5300 км. []
  5. Небо разделено на два царства, одно из которых названо небесным, другое духовным («Тайны неба» 3887, 4138). Ангелы небесного царства имеют бесконечно большие познания и неизмеримо большую мудрость чем ангелы духовного царства («Тайны неба» 2718). Небесные ангелы не основывают их мысль, и речь на вере, как духовные ангелы, но на внутреннем восприятии истины («Тайны неба» 202, 597, 607, 784, 1121, 1387, 1398, 1442, 1919, 7680, 7877, 8780). Небесные ангелы говорят о истинах веры «Да, да» или «Нет, нет», а духовные ангелы спорят, так это или нет («Тайны неба» 202, 337, 2715, 3246, 4448, 9166). []
  6. Любить Господа, значит жить согласно Его заповедям («Тайны неба» 10143, 10153, 10310, 10578, 10645). []
  7. Любить ближнего, значит делать добро и действовать справедливо и правдиво в каждом деле из стремления к добру, правосудию и правде («Тайны неба» 8120-2, 10310, 10336). Жить в любви к ближнему, значит жить в соответствии с Господними заповедями («Тайны неба» 3249). []
  8. Такой же эффект наблюдался бы, если наклон оси вращения планеты был бы намного меньше чем у Земли. []