Поль СЕДИР — Магические зеркала

МАГИЧЕСКИЕ ЗЕРКАЛА
Теория развития ясновидения и дивинация (гадание) как практическое применение

Поль СЕДИР

скачать

ВВЕДЕНИЕ

Не было такого времени, когда бы человек удовлетворялся только чудесами физического мира; уже в самые древние времена он инстинктивно чувствовал, что существует нечто за пределами видимого мира, и бесконечность влекла его к себе своим таинственным обаянием.
Одинокое и несчастное создание, ведущее неустанную борьбу с безжалостной судьбой — человек, инстинктивно искал в самом себе данных для дальнейшего своего развития; искал света, который бы осветил темное царство его смутных надежд.
Я не намерен излагать развитие первобытных общин, ни появление зачатка религии; читатели знают этот крестный путь человечества, на котором физические страдания способствовали развитию духовных начал человека.
Гадание (дивинация) зародилось из этих воплей отчаяния, заключавших вопросы, которые наш несчастный предок задавал плеску волн, шуму лесов, мерцанию звезд, парящим в небесах птицам, встречным животным, вспыхивавшему в ночной тьме метеору. Во все этих явлениях он искал ответа на свои невысказанные вопросы.
Итак, физическая природа положила первое основание великому зданию науки прорицаний.
Но если мы обратимся к оккультному преданию, мы узнаем, что Высший Разум всегда поручал чинам ангельским направлять тройственный ход развития планет, и потомки этих ангелов образовали славное и благословенное братство адептов. Они вывели из бесчисленных разнообразных данных, стройные, научные системы; и их трансцендентальные теории, всегда безукоризненно согласные между собой, столь же прочно согласовались и с законами мира архетипа.
Главнейший и основной из этих законов есть «Закон Тернера»1, и я попытаюсь с возможной ясностью изложить его в применении к обширной системе дивинации.
Человеческое существо тройственно: тело, душа — в двойной поляризации — и дух.2
Мир тоже тройствен: природа живущая, человечество (Адам книги Бытия) и природа оживляющая (духи, планетные гении и ангелы).
Следовательно, человек, помещенный в центре мира, может вопрошать каждую из этих трех частей в отдельности, пользуясь в каждом из этих трех случаев соответственным родом своих способностей. Такова основа нашей классификации.
Физический человек вопрошает тело природы — отсюда происходит гадание по явлениям материальной природы; изучая других людей — душу природы — человек создает физиогномику, хиромантию и другие родственные виды дивинации; если же он вопрошает духов — они отвечают ему у магического круга.
Душа человеческая получает ответы природы в сонных видениях; она может читать в душах других людей, развив свои психические способности; она будет слышать гениев в священном сне экстаза (древняя инкубация).
Если, наконец, Дух человеческий томится и страдает, то небо ответит ему выводами астрологии, а магическая цепь человеческого посвящения заставит говорить Таро, или даже свет божественного Глагола внушит ему сознательные пророчества.
Следующая таблица наглядно показывает эту классификацию.
СЕДИР Поль — Магические зеркала
Мы видим с первого взгляда, что в силу самого принципа «йоги», тот, кто хочет обладать искусством гадания, должен прежде всего позаботиться о развитии своего астрального тела (5-ая клетка таблицы), представляющего центр всей системы, основное условие всякого развития магических способностей.
Магическое зеркало представляет собою лишь орудие, которым пользуются посвященные для развития своего астрального тела; из этого можно судить насколько оно важно.
Однако я должен сознаться, что эта тема свыше моих сил и что я не имею намерения исчерпать ее во всей полноте.
Цель этой работы — дать некоторые первоначальные сведения о сверхчувствительном в человеке и вне его, и дать средство проникнуть в самую грубую область этого сверхчувственного мира.
Каковы бы ни были её недостатки, я почту себя счастливым, если интересующиеся найдут в предлагаемом труде полезные указания.
Во всяком случае я должен прибавить здесь, что цель этой книжки — дать возможность читателю избрать меньшее из зол. Дело в том, что я никому на свете не советую производить какие бы то ни было опыты Практической Магии. Излагать причины этого здесь не место; для желающих же во что бы то ни стало производить подобные эксперименты я даю здесь способ сознательно посещать астральный план с наименьшей для себя опасностью, чтобы они могли удовлетворять свое любопытство, не подвергаясь слишком большому риску.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ТЕОРИЯ. 1. НЕВИДАННОЕ

Более чем в какую-либо другую эпоху западной истории, умы, образованные современной наукой, теряются в бесконечном лабиринте мира феноменов. Ученые энциклопедической эрудиции, сменявшие друг друга в большом числе, стремились установить простую классификацию только отдельных наук, но труд этот не привел ни к чему.
Наблюдаемые факты очень часто уничтожают самые блестящие теории благодаря неимению у науки сведений о той неуловимой связи, существование которой известно немногим и способы пользования которой доступны еще меньшему числу лиц.
Эта связь представляет собою установившееся начало и соединительное звено между двумя противоположностями. Нетрудно угадать, что это — третий член Троицы. Беспристрастному ученику древних религиозных символов Троица представляется главным законом творения, и действительно все религиозные догматы ставят её на первое место. Следовательно, этот главный закон должен с одинаковой точностью прилагаться и к каждому частному случаю.
Мы предложим читателю блестящее изложение доктрины о трех мирах вселенной, сделанное доктором Папюсом3.
«Каждая видимая нами органическая или неорганическая форма есть статуэтка великого художника, которого мы можем назвать Творцом, или про которого мы можем по крайней мере сказать, что он принадлежит к высшему плану, называемому нами планом творения. Между этим планом и нашим видимым физическим миром есть еще посредствующий план, воспринимающий впечатления высшего плана, и их осуществляющий путем воздействия на материю».
Оккультная традиция называет этот промежуточный план астральным.
Так как всякий феномен принадлежит по существу к миру физическому, а причина его — к миру идеальному или метафизическому, то астральному миру, миру законов, остается лишь доставить этому метафизическому нумену средство к проявлению.
Астрал, не уступающий Протею4 по бесконечному разнообразию своих форм, есть та универсальная посредствующая среда, которая пассивно воспринимает положительные влияния начал творческого мира. Он «питает их во чреве своем», перерабатывает, организует и, дав им жизнь, заставляет их служить, сделавшись неотъемлемой частичкой его самого и его плодотворных способностей.
Служба их заключается в формировании материи в первичной её форме — в форме протила, — существование которого подозревается новейшей химией.
Из совокупности этого протила с известными нам физическими силами, развиваются видимые нам явления, то возносящие официальную науку на вершину славы, то повергающие её в бездну отчаяния.
Вот что говорить об этом предание: между причиной и её следствием есть всегда соединительное звено; этим звеном является известный уже нам универсальный посредник — астрал, мгновенно приспосабливающийся в каждом данном случае, совершенно точно, как к причине, так и к следствию, по существу их.5
То, что я так грубо очертил, есть ни что иное, как общее обращение кватернера, так поучительно описанное в прекрасных сочинениях современных оккультистов.
Вот истинная природа этой невидимой тайны, пугающей нас своей глубиной и так ловко ускользающей от наших изысканий при малейшем желании её анализировать. Следовательно, эта изменчивая способность применения составляет сущность астрала, потому что она проявляется движением.
Не составляет ли это движение жизнь?
Представляет ли астрал собрание живых существ, или сам представляет живое существо?
Аналогия подсказывает нам утвердительный ответ.6 К тому же высшие посвященные, как и знаменитые философы, признают вселенную, как одно целое, в непрестанном преобразовании которого смерть — в точном смыслы: равновесие небытия — не имеет места.7
Таким образом мы пришли к заключению, согласному с мнением ученых отдаленнейших времен, что все движущееся, как видимое, так и невидимое, представляет в одно время и существо, и неисчислимое собрание существ.
Физический человек есть агрегат (скопление) бесчисленных клеточек, но в тоже время он сам есть клеточка космического тела Адама Кадмона. Гигантские размеры этих оккультных индивидуальностей превышают наше понимание; то, что кажется нам бессознательной средой или стихией, оказывается тоже существом, одаренным телом, душой и духом, в чем убеждает нас более глубокое размышление, а магическое зеркало дает возможность стать свидетелем этого чудного зрелища.
Повторим же эти данные, могущие показаться читателю еще не довольно ясными. Кто, исследуя мир, будет идти от внешних его атрибутов к внутренним, тот прежде всего увидит бесконечно разнообразные факты, менее многочисленные законы и, наконец, крайне ограниченное число очень простых принципов (начал), а между всеми ними промежуточные соединительные звенья.
Показать реальность этого «невидимого» или, лучше сказать, направить каждого искреннего и надлежаще расположенного изыскателя на путь, по которому он сможет, если захочет, подойти к порогу океана света и жизни, в недрах которого плавают миры — такова цель настоящего труда.

II. Ясновидение

Ясновидением называется способность видеть то, что находится за пределами нашего физического зрения.
Различают ясновидение во времени и ясновидение в пространстве.
Во времени — оно позволяет открывать будущее (предчувствие, пророчество и пр.) или видеть прошедшее.
В пространстве — оно является источником того, что психофизиологи нашего времени называют зрительной телепатической галлюцинацией8.
Наиболее выдающиеся философы, в особенности германские, начиная с Месмера, занимались этой оригинальной способностью человека. Они вырабатывали её теорию (я постараюсь разъяснить эти малоизвестные явления), согласно теориям Канта, Шопенгауэра и доктора Карла дю-Преля9, восстановителя монизма.
Примем за основание нашей теории тот очевидный факт, что ясновидение есть какое-то восприятие.
Восприятие есть ощущение, дошедшее до сознания, а так как для нас внешний мир существует лишь постольку, поскольку мы его сознаем, то эти два термина: ощущение и восприятие — являются для нас равнозначащими.
По Вьясе (комментированному Патанджали) ощущение есть проявление духовной сущности человека, состоящее главным образом в определении специальных качеств предметов, то есть в восприятии видимой стороны предмета.
По Капиле10, ощущение есть такое проявление, которое воспроизводит внутри нас изображение того, с чем мы находимся в связи посредством одного из наших чувств. Ощущение, как мы это уже видели, имеет следствием восприятие.
Наконец, Ньяя определяет восприятие, как действие знания, посредством которого орган чувств входит в сношение с предметом.11
Эти определения, данные тремя различными системами, представляют замечательное согласие. Они указывают, что как ощущение, так и восприятие требуют трех факторов для своего осуществления:

1) Тот, который воспринимает (мысль, чувство, внушение).
2) То, что воспринимается (предмет в своих кажущихся качествах.)
3) Средство восприятия (орган чувства.)

Таков процесс познавания, описанный Капилой (Афоризмы).12
Если так идут наши восприятия чувственные, то тоже должно быть и для восприятий сверхчувственных и прежде всего — для ясновидения.
Сошлемся по этому на свидетельство многочисленных опытов, описанных в трудах современных магнетизеров.
Рассматривая опыты ясновидения, которые производил Мохини, мы видим что перцепиент — сомнамбул, хорошо видящий лиц, с которыми магнетизер приводит его в раппорт (соотношение, духовная связь) и места, куда он его направляет, совершенно не в состоянии ничего слышать из того, что говорят эти лица.
Наоборот, если у перцепиента развито яснослышание, то он не будет ясновидящим.
Тоже самое и с психометрией.
Из этого можно заключить, что у замагнетизированного субъекта духовная сущность проявляется при посредстве то одного, то другого гиперфизического чувства, следовательно каждое из этих чувств обладает своим специальным органом, и как есть глаз, ухо и другие органы чувств физические, так же есть глаз, ухо и прочие — астральные, но если существуют астральные чувства, то почему они так редко проявляются и так трудно достигнуть возможности ими пользоваться? Это происходит потому, что мы не имеем сознания их деятельности. Поле сознания недостаточно развито и не доходит до плана астрального (трансцендентальное сознание Геленбаха).
Весь секрет развития ясновидения заключается лишь в расширении поля сознания.
Определим теперь более точно слово сознание, чтобы найти средство для его развития.
Сознание есть способность субъективная, дающая возможность отличать свою индивидуальность от других предметов: это соотношение, которое устанавливается между «я» и «не-я» при посредстве систем разных чувств. Его развитие предполагает необходимость упражнения способности восприятия.
Ежедневный опыт нам показывает, что мы воспринимаем что бы то ни было лишь постольку, поскольку мы обращаем на это внимание.13 С другой стороны, все философские системы признают, что внимание есть акт волевой по существу.14
Из всего вышесказанного видно, что единственный путь расширения сознания с целью развития ясновидения есть развитие воли или желания.
Чтобы найти указание, каким образом этого достигнуть, прибегнем к источникам восточной мудрости. Сначала мы примем эти указания на веру, чтобы впоследствии проверить их точными опытами.
Древние ученые Индии считали, что дух и материя не представляют противоположности, а лишь противоположные проявления одной и той же силы.
Одним из выводов этой теорий было убеждение, что идеи и эмоции (душевные движения) человеческого существа до известной степени материальны. Видимым физическим телом управляет невидимое тело, составленное из чистых элементов и содержащее все органы душевных проявлений: чувство, сознание, разум. Оно, в свою очередь оживляется телом причинным (corps causal), первым отражением атма (дух), божественного Я, Логоса (Слова).
Духовное (невидимое) тело заключает: 5 внешних чувств; 5 психических сил, управляющих пятью наружными органами через пять посредствующих элементов. С другой стороны физическое тело оживляется известными органами, которые современная наука называет плексусами (сплетениями), а Индусы — чакрами или колесами.
В человеческом теле они насчитывают 7 очагов этой энергии:

1) Муладхара-Чакра или плексус крестцовый,
2) Свадистхана-Чакра или плескус предстательный,
3) Манипура-Чакра или солнечный плексус,
4) Анахата-Чакра или кардиальный (сердечный) плексус,
5) Вьяндха-Чакра или плексус глоточный,
6) Аджня-Чакра или плексус губчатый,15
7) Сахасрара-Чакра или шишковидная железа мозга (дыра Брамы).

Этот последний очаг составляет пункт, в котором различные виды физической энергии утончаются, доставляя пищу для деятельности духовного тела, следовательно он представляет точку отправления и прибытия великого потока сил, оживляющих физическое тело и называемого Шанкарачарьей кундалини, и принадлежит духовному телу, седалищу мысли и чувств. С другой стороны, чувство психического зрения16 находится в аджня-чакре (в губчатом центре). Чтобы доводить до сознания впечатления этого органа, надо — говоря словами Упанишад — пропустить кундалини через аджня-чакру, или просто сосредоточить волевым актом всю нервную силу между бровями, пункт нахождения духовного зрения (глаз Шивы). Результат будет тем лучше, чем больше в нашем распоряжении нервной силы и чем полнее изолируемся мы от всякого другого восприятия.17
«Йоги — говорить Патанджали18 — видят вещи через Пратибха, то есть через свет или знание, мгновенно производимое соединением души с духом; видят раньше, чем успеют подумать. Все это мы будем рассматривать в следующей главе.

III. Зеркало

Метод развития гиперфизических чувств, предложенный в предыдущей главе, довольно труден для исполнения. Он требует постоянного наблюдения за астральным телом, которого чувствительность чрезвычайно развивается, как только воля направляется на невидимое. Надо иметь большую долю настойчивости и постоянства. В общем нужно решиться вести новую жизнь, дать новое направление, которое должно запечатлеть, как в сознательной, так и в бессознательной памяти. В этой непрестанной борьбе с житейскими развлечениями и картинами физического мира воля должна найти союзников в каждом из трех организмов, составляющих человеческое существо.
Разум — должен предаться размышлению, при котором он сознательно порождает идеи.
Душа — будет развиваться, подавляя свои личные впечатления, для получения способности восприятия впечатлений космических.
И, наконец, тело — должно затворить двери для внешних восприятий путем самогипноза.
Все это покажется малонаучным для наших читателей, но тем не менее это точные правила оккультного воспитания, которым следовали с самых отдаленных времен, упоминаемых преданием.19
На самом деле, начинающий, для того чтобы воспринимать невидимое, должен научиться не ощущать видимого. Только тогда, когда продолжительные, терпеливые и непрестанные упражнения дадут ему полную власть над собой, он может одновременно созерцать и оккультный, и физический миры.
Не воспринимать (не ощущать) видимого — значить терять о нем сознание, это значит спать тем физическим сном, самые простые видоизменения которого наши современные ученые вновь открыли под названием гипноза.
Два из наших внешних чувств, в виду своего грубоматериального характера, совершенно подчинены нашей воле. Чтобы не воспринимать вкусовых и осязательных ощущений, достаточно не шевелиться.20
Что касается трех остальных чувств, то легко заставить их бездействовать, запершись, как йоги, в пещеру, где царствуют тишина и мрак.
При этом воля принуждена извлекать всю свою силу из невидимого, из астрала, путем мысленного сосредоточения, достигающего в данном случае такой степени, которая в большинстве бывает недоступна даже опытному лицу, при обыкновенных условиях.
Идеал следовательно будет заключаться в том, чтобы вышеназванные три чувства сделались покорными слугами мозга, чтобы они отнюдь не развлекали самовольно мыслей йога какими бы то ни было внешними впечатлениями. Таким образом, физические чувства будут усыплены, и воля найдет новые силы для своего проявления. Для того же, чтобы эти чувства служили разуму, не развлекая его, имеются различные средства, известные с глубокой древности, как-то: благовония, музыка и свет.
Египетские и индусские посвященные умели ими весьма искусно пользоваться для развития своих учеников, и предание об этом сохранилось у всех народов. (Подробности смотри — Papus, «Traite de Magie practique», глава V — Maniement des Excitants).
Для приведения неофита в магнетический сон, древние посвященные действовали на то или другое из его чувств, сообразно его темпераменту; к этому его подготовляли слабым монотонным раздражением двух других чувств, вследствие чего само воздействие получает необыкновенную силу и погружает неофита в гипнотический сон.
Желающий развить в себе способность ясновидения должен воздействовать на свое обоняние подходящими курениями, на свое ухо — особого рода музыкой, и при этом должен пристально смотреть в магическое зеркало, слабо освещенное мерцанием ночника.
Магическое зеркало можно рассматривать как орудие, назначенное для того, чтобы поглотить и скрыть от глаз смотрящего всякие следы физического света.
Но это только первая половина его действия. Мы видели, как трудно и продолжительно развитие ясновидения в том случае, когда можно приводить скрытую чувствительность «глаза Шивы» (аджня-чакра) в раппорт лишь с астральною средою пространства. По-видимому, если бы можно было сосредоточить этот астральный свет в одном фокусе, подобно тому, что достигается вогнутыми зеркалами по отношению к свету физическому, то ясновидение достигалось бы гораздо быстрее.
Такое условие сосредоточения астрального света и осуществляется в магических зеркалах. Действительно, везде, где происходит сосредоточение света, появляется эфирный фокус — узел вибраций эфирной среды. Так разрешают эту задачу сферические зеркала.
Поместим глаз близ астрального фокуса, и через некоторое время, более или менее продолжительное, смотря по степени развития воли или умственному напряжению — сообразно скорости проникновения «огненного колеса» (аджня-чакры) седьмою силою нашего астрального тела, — наступает ясновидение.
Сначала оно будет несовершенно и даже неопределенно, но постоянное упражнение даст астральным органам всю чувствительность, на какую они способны.
Таким образом, сферические зеркала, то есть имеющие форму вогнутого сферического сегмента — самые лучшие.
Плоские круги обладают лишь свойством поглощать свет, поэтому магические диски бывают цвета Сатурна (смотри шестую главу).21

Повторим вкратце сказанное.

Если человек обладает скрытой способностью ясновидения, то для него возможно достижение благоприятного результата; две различные функции магического зеркала (поглощение физического света и сосредоточение астрального) соединяются для него в гармоническое целое (Тернер операций), результатом чего будет ясновидение. Вот схема этого явления:
Надеюсь, что последующие страницы разъяснят темные места моего объяснения, а рвение читателей довершит остальное.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ. IV. ЦАРСТВО АСТРАЛА

Попробуем проникнуть далее в тайны мировой организующей души, рассмотренные нами в предшествовавшей главе.
При помощи аналогий и сообщений ясновидящих попытаемся описать неисчислимое множество составляющих её клеточек, сферу её действия, силы находящиеся в её распоряжении и иерархическое их соотношение, — задача трудная и я буду просить снисхождения, в виду неизбежной неполноты её решения.
По аналогии можно сказать, что невидимое, подобно видимому, состоит из эфирной и иной среды, и населяющих ее индивидуальностей. Как та, так и другие могут быть разделены на три главные плана: земной, лунный и солнечный.22
Что касается эфирной среды, то она подвержена, в каждом из этих трех планов, действию сил, аналогичных присущим человеческому организму: 1) притяжения, 2) отталкивания, 3) излучения, 4) воспроизведения, 5) восприятия, 6) применения и 7) сопоставления.
Дать себе отчет, при помощи собственных глаз, в том, что они в себе содержат, требует тройственного развития, для которого очень немногие имеют достаточные психические силы.
Чтобы без большого риска быть в состоянии окунуться в этот страшный поток космических сил, нужно иметь полное понятие о законах их течения и об их качествах. Но во всяком случае об этом говорить здесь не место.

  1. См. прекрасные труды Lacuria и Barlet. (Прим. автора). На русском языке недавно вышедший перевод Папюса — «Первоначальные сведения по Оккультизму» (Прим. перев.). []
  2. См. Papus «Traite de magie practoque» и «Science des Mages» (Прим. автора). []
  3. Папюс. «Первоначальные сведения по оккультизму». СПб, 1904, с. 234. []
  4. Протей — переменяющийся, беспрестанно меняющий формы. []
  5. Способность приспособления, рассматриваемая вообще и во всех её проявлениях, есть Фохат посвященных северной Индии; это Шакти — жена великих богов, для посвященного брамина; для нас это — Адам-Ева (см. книгу Бытия). Имеется шесть таких всемирных способностей, объединенных в седьмой. []
  6. Не существует мёртвой материи. Даже мельчайший атом наделён жизнью. Иначе и быть не может, поскольку каждый атом в сущности являет собой Абсолютное Бытиё. Таким образом, не существует никаких «пространств» Эфира, или Акаши, — называйте их как хотите — в которых ангелы и элементалы резвятся, словно форель в речке. Это широко распространённый взгляд. Действительно же верное представление заключается в том, что каждый атом материи, независимо от того, на каком плане он находится, по сути своей есть ЖИЗНЬ. … Человек — это Микрокосм. А раз так, то все Небесные Иерархии существуют в нём самом. В действительности же нет ни макрокосма, ни микрокосма, а есть лишь ОДНО СУЩЕЕ. Лишь ограниченному сознанию великое представляется великим, а малое — малым. — из беседы Блаватской, записанной Р. Боуэном — прим. ред. []
  7. См. между прочим Лейбниц — «Монадология». []
  8. Смотри многие примеры в летописях психических наук, приведенные доктором Dariex, и вообще в спиритуалистических журналах. []
  9. Смотри его статью в журнале «Sphinx» или сочинение — «Философия Мистики», СПб, 1895. []
  10. Рама Прасад в 1884 г. в журнале «Теософист» прекрасно изложил эти теории. Мы многое заимствовали из восточной философии, потому что её ученые всегда единогласно признавали нереальность мира явлений — заключение, к которому лишь теперь приходят у нас на западе — прим. авт. Указанная работа издана в 1998 г. в книге под названием «Секреты тантрического дыхания» — прим. ред. []
  11. Р. Дюбуа и И. Рено установили, что феномен зрения сводится в конце концов к осязательному ощущению. У моллюсков, изученных Дюбуа, и червей (Дарвин), переход от тьмы к свету, напряженность светового луча и длина световой волны, а равно и продолжительность светового возбуждения производят известного рода сокращения, несмотря на то, что орган зрения, хотя бы даже в зачаточном состоянии, у них отсутствует. Восприятие света внешними покровами тела является таким образом первой ступенью развития чувства зрения. Под влиянием световых лучей, кожа этих беспозвоночных уже действует, как зачаточная ретина (сетчатая оболочка) и световое раздражение, распространяясь сквозь поверхностные покровы, производить рефлективные сокращения, аналогичные сокращению радужной оболочки глаза. I. Soury — «La vision mentale» (мысленное зрение). В жур. «Revue Philosophique» за январь 1895 г. R. Dubois — «Le mechanisme des functions photodermatique set photogeniques dans le siphon du Phola Dactylus». []
  12. Мы опираемся преимущественно на философию Санкхья, как глубоко научную и доступную нашим современникам. []
  13. Интересна этимология французского слова attention (внимание): tendere ud (прилагать дух к предмету). []
  14. Ad. Frank — «Dictionarie des sciences philosophique», с. 121 []
  15. В Chandilly Upanishad. Издана на английском языке Tookaram Tatya. Bombay. 1893. []
  16. Этот орган называется в индусских книгах «Светом головы», «Глазом мудрости», «Небесным глазом», «Глазом Шивы». — Это хранилище света — Теджас, — огня, оживляющего всех людей — Вайшванара. []
  17. Заметим кстати, что чувство зрения заключает в себе все прочие. См. «Man — Fragments of forgotten history», London, 1885. []
  18. Заметим кстати, что чувство зрения заключает в себе все прочие. См. «Man — Fragments of forgotten history», London, 1885. []
  19. Древность этого предания может быть определена вычислением, благодаря заключающимся в нем астрономическим данным, каковое вычисление и было произведено индусскими учеными. []
  20. Читатель, надеюсь, простит мне наивность этих замечаний, они весьма полезны хотя бы уже тем, что показывают, какими простыми средствами пользуется оккультное знание для достижения своих результатов, кажущихся на первый взгляд «сверхъестественными». []
  21. Согласно указаниям Папюса (Traite elem. de magie practique) планетам соответствуют следующие цвета и металлы: Сатурну — черный, свинец; Юпитеру — голубой, олово; Марсу — красный, железо; Солнцу — желтый, золото; Венере — зеленый, медь; Меркурию — многоцветный (спектр), ртуть; Луне — белый, серебро. (прим. переводчика). []
  22. См. Alex St.-Ives, «Les Clefs de P. Orient», «La naissance»; Papus, «l’Etat de trouble». []