Артур Эдуард УЭЙТ — Новая энциклопедия франкмасонства

Возрожденных Франков Орден (Order of Regenerated Franks). Мне неизвестно, откуда Маккензи почерпнул сведения об этой ассоциации, но он относит ее возникновение к 1815 году и говорит, что это произошло во Франции, а сама она была политической по характеру и масонской по форме церемоний. Девизом ее было «За Бога, короля и отечество». Упоминаемым в середине девиза королем был Людовик XVIII.
Востока Орден (Order of the Orient). По словам Тори, обряд под таким названием появился в 1806 году в Париже, провозглашая свое происхождение от Рыцарей Храма и преемственность по отношению к тамплиерской системе. Более подробно об этом ничего не известно, но поскольку это было то самое время, когда на основании хартии Лармениуса о своих тамплиерских притязаниях с великим шумом заявляла организация Фабре-Палапра, то маловероятно, чтобы тогда же существовала другая малоизвестная организация с точно такими же притязаниями. Конечно, у нас нет права говорить об этом с абсолютной уверенностью, однако в данном случае весьма вероятно, что мы имеем дело с простой путаницей.
Второстепенные мастерские степени (Minor Master Grades). Цеховая степень Мастера-масона имеет, конечно, в себе некий центральный пункт, который свойствен всем ее вариантам, однако в остальном разнообразие этих вариантов, пожалуй, ничуть не меньше, чем разнообразие великих послушаний, под чьим покровительством они существуют. Более того, различия зачастую столь значительны, что подразумевают совершенно другое строение ритуала вокруг одного центрального момента. Легенда также иногда отличается по содержанию, хотя в основном — лишь в деталях. Особенно мои замечания касаются Третьей степени в Шотландском обряде, Строгом Послушании, Обрядах Мемфиса и Мизраима. Здесь я лишь свидетельствую об этом факте, углубляться же во все детали я не буду. Второстепенные мастерские степени, о которых пойдет речь, относятся к другой категории, и некоторые из них я рассматриваю в надлежащем месте — такие как Избранный Мастер, Ecossais Мастер, Мастер Всех Символических Лож и т.д. В основном они принадлежат либо большим обрядам, либо коллекциям. Кроме них, существуют еще различные отдельные степени и степени, которые принадлежали ныне уже не существующим обрядам. Обычно наши знания о них невелики, а часто все, что нам известно, — лишь название. Примерами их могут служить приводимые ниже титулы, в каковой список не включены лишь не перечисленные в рамках тех обрядов, к которым они относятся. А. Столичный Капитул Франции: (1) Великий Мастер Мастеров (Grand Master of Masters), (2) Частный Мастер (Private Master), (3) Старшина-Мастер и Судья (Provost Master and Judge), (4) Мастер Французских Лож (Master of French Lodges). В. Архивы Шотландского Философского обряда: (1) Совершенный Мастер-Архитектор (Perfect Master Architect), (2) Мастер-Коэн (Master Cohen), Великий Мастер Правильных лож (Grand Master of Regular Lodges), (4) Древний и Величественный Мастер (Ancient and Sublime Master), (5) Прусский Мастер-Архитектор (Prussian Master Architect), (6) Египетский Мастер (Egyptian Master), (7) Каббалистический Мастер (Kabalistic Master), (8) Верховный Избранный Мастер (Supreme Elect Master). С. Архивы Университета (Archives of the University): (1) Истинный Мастер, Восток Солнца (True Master, Orient of the Sun), (2) Прославленный Символический Мастер (Illustrious Symbolical Master), (3) Великий Мастер Скинии (Grand Master of the Tabernacle), (4) Мастер Великий Первосвященник (Master Grand High Priest), (5) Мистический Мастер (Mystic Master), (6) Мастер Восьми Каббалистических Тайн (Master of Eight Kabalistic Secrets), (7) Величественный Мастер Ордена Иерусалима (Sublime Master of the Order of Jerusalem), (8) Мастер Мастеров (Master of Masters), (9) Совершенный Мастер-Философ (Perfect Master philosopher), (10) Совершенный Мастер Тайн (Perfect Master of Secrets), (11) Прославленный Мастер Тайн (Illustrious Master of Secrets). D. Частные коллекции: (1) Английский Мастер Лож (English Master of Lodges), (2) Великий Мастер Неаполитанских Капитулов (Grand Master of Neapolitan Chapters), (3) Совершенный Английский Мастер (Perfect English Master), (4) Мастер в Совершенной Архитектуре (Master in Perfect Architecture), (5) Совершенный Мастер Гамбурга (Perfect Master of Hamburg), (6) Четырежды Почтенный Мастер (Four Times Worshipful Master), (7) Мастер-Философ Числа Три (Master Philosopher by the Number Three), (8) Мастер-Философ Числа Девять (Master Philosopher by the Number Nine), (9) Королевский Мастер Филиппи (Royal Master of Philippi), (10) Пифагорейский Мастер (Pythagorean Master).
Вьей-Брю Обряд. О нем, на основании некоторых утверждений, нам известно: (1) что орден под таким названием был учрежден в 1743 году в Тулузе Сэмюэлем Локхартом, приверженцем принца Карла Эдуарда Стюарта, (2) что он состоял из трех капитулов и девяти степеней, а именно: (а) Ученика, (Ь) Подмастерья, (с) Мастера-масона, (d) Тайного Мастера, далее: (е), (f), (g), (h) — четырех избранных степеней, по-другому никак не описываемых, но содержащих тамплиерский элемент, (i) Совета Менашим (Menatzchim), представляющего научное масонство, (3) что сам принц Карл Эдуард даровал ему ряд привилегий, (4) что ему было отказано в признании со стороны французского Великого Востока в 1804 и 1812 годах «по причине отсутствия этического и научного принципа», и в доказательство их наличия, действительно, не было ни одного свидетельства. Название Vielle-Bru должно было означать Верные Шотландские Масоны (Faithful Scottish Masons), каковая расшифровка смехотворна. Совершенно очевидно, что указанная дата и обстоятельства основания фиктивны. Известна еще одна, альтернативная первой дата — 1748 год, но и она также кажется слишком ранней. Еще одно название, под которым фигурирует обряд, — Ложа Тулузы, — и для которой любая дата основания после 1735 года вполне возможна. Однако вопрос в целом остается неясным, и я сомневаюсь, что попытки его разрешить будут щедро вознаграждены. Обряд, обладающий похожими характеристиками, мог возникнуть в более позднее время внутри самой ложи, и поддельный патент Стюарта стал средством — вообще весьма популярным — подтверждения реальности столь ранней даты основания обряда.
Герметические Братья Египта (Hermetic Brothers of Egypt). Единственный источник сведений об этом ордене — Кеннет Маккензи. Я не думаю, что он существовал где-либо помимо бумаги и воображения Маккензи, который называл его очень древним оккультным братством, обладающим философским камнем, эликсиром жизни и т. д., немногочисленным по своему составу. Маккензи встречал трех лиц, которые намекнули ему о своей принадлежности к этому ордену. Эта история была слишком фантастичной даже для его современника-викторианца Вуд-форда, что свидетельствует о многом.
Герметические степени, великие и малые (Major and Minor Hermetic Grades). Я не собираюсь здесь придавать одним герметическим степеням большее значение по сравнению с другими, но небольшое их количество сравнительно хорошо известно под своими конкретными наименованиями, по причине их существования в рамках исторически значимых обрядов, в то время как многие из них были не более чем титулы, никак не раскрывавшие их сути. В доказательство их распространенности в прошлом я предлагаю следующую выборку из общего списка Рагона. А. Орден Герметических Адептов: (1) Рыцарь, (2) Тайный Рыцарь, или Рыцарь Среднего Яруса, (3) Рыцарь Треугольника, (4) Рыцарь Звезды, (5) Рыцарь Золотой Звезды, (6) Рыцарь Великого Иеговы, (7) Принц Востока. B. Степени Университета: (1) Герметический Философ, (2) Компаньон Герметический Философ, (3) Мастер Герметический Философ, Мастер Герметических Тайн, Герметический Толкователь, Величественный Герметический Толкователь, (7) Великий Герметический Казначей, (8) Великий Герметический Канцлер, (9) Брат Злато-Розового Креста, или Адепт. C. Коллекция Певре: (1) Герметический Рыцарь, (2) Великий и Величественный Герметический Философ, (3) Величественный Хранитель Ключа Великой Работы, (4) Герметический Казначей, (5) Казначей Парацельса. D. Разрозненные степени: (1) Герметический Масон, (2) Мастер Изумрудной Скрижали, (3) Доверенный Парацельса, (4) Философский Rose-Croix, или Величественный Философ, (5) Rose-Croix Германии, или Рыцарь Черного Орла.
Еноха обряд (Rite of Enoch). Здесь мы также обращаемся к Тори, который сообщает, что некое лицо, скрывавшееся под символическим именем «брат Енох», опубликовав в 1773 и 1774 годах в Льеже две работы о франкмасонстве, задумало учредить, или учредило, масонский обряд, состоявший из четырех степеней, три из которых соответствовали степеням цехового масонства, а четвертая известна как Архитектор. Ученик, или Manoune, получал наставления о дружбе и великодушии, Подмастерье, или Ouvrier, — о верности своему суверену, Мастер — о подчинении, делом Архитектора было достижение совершенства во всех перечисленных добродетелях. У обряда была и своя легенда, и она гласила — для тех, кто был способен смириться с такого рода притязаниями, — что этот орден был основан Людовиком Добрым в 814 году. Еще одна масонская реформа. В 1819 году принц Нассау Фридрих, наследник нидерландского трона и, более того, масонский Гроссмейстер этого королевства, вознамерился реформировать Орден посредством замены двумя степенями всех тех, что были созданы к тому времени для расширения, усовершенствования и завершения степеней цеховых. Первой была степень Избранный Мастер, при вступлении в которую кандидату задавалось множество вопросов о Боге, бессмертии, вероисповедании и долге гражданина. Далее ему объяснялся смысл символического масонства. Второй была степень Верховный Избранный Мастер, при открытии ложи которой кандидат обнаруживал, что все офицеры скрыты от него, и тем не менее скрытый Мастер ложи снова задавал ему вопросы, на этот раз о течениях в масонстве, за чем следовала нравоучительная речь. После этого завесы поднимались, и ему объяснялись символы степени. Храм символизировал человека, и голос невидимого Мастера был голосом совести. Описанная реформа не привлекла масонов и была принята лишь несколькими ложами из уважения к королевскому достоинству и масонскому рангу реформатора. Реформа — ставшая известной под именем реформы Нассау — была окончательно забыта, «когда было провозглашено королевство Бельгийское».
Звезда Сирийских Рыцарей (Star of the Syrian Knights). Обряд существовал, кажется, лишь на бумаге в коллекции одного из масонских писателей. Он состоял из трех степеней: (1) Новиция, (2) Посвященного Рыцаря (Professed Knight), (3) Великого Патриарха.
Иллюминаты Стокгольма (Illuminati of Stockolm). Этот малоизвестный орден встречается в обширном и некритически составленном списке масонских обрядов и степеней Рагона, где он упоминается без каких-либо пояснений и указания его отличительных черт. Других источников сведений о существовании этих Иллюминатов нет, вследствие чего ни о дате основания ордена, ни о его истории ничего нельзя сказать. Однако известно, что он был создан с целью распространения тех учений, которые принято связывать с именем Сен-Мартена, что является свидетельством того чрезвычайного интереса, который прославленный французский мистик вызывал тогда по всей Европе.
Исправленный Rose-Croix (Rectified Rose-Croix). Немного, пожалуй, найдется масонских степеней столь часто подвергавшихся изменениям и переработкам, как степень Rose-Croix, причина же этого в том, что розенкрейцерство, во всех его определениях, всегда имело большое влияние. В данном случае мы имеем дело с изобретением доктора Ф. Й. В. Шредера (1733 1778), который и учредил обряд под указанным названием в Сарребурге около 1769 года. Обряд был посвящен занятиям теософией, алхимией и магией и включал в себя четыре степени над цеховыми. Сами их названия ни о чем нам не говорят.
Клермонтский Капитул (Chapter of Clermont). Среди французских авторов распространена легенда, по которой основание тамплиерского масонства было заложено в 1738 году в Лионе. Обычно его относят к «Речи», произнесенной Рамзеем, в которой он якобы поведал миру, что символическое масонство либо было создано рыцарями Храма, либо после того, как их орден был распущен, они продолжали существовать как организация, пользуясь новым названием как маскировкой. В действительности же Рамзей никогда не выдвигал подобных предположений, и источник лионской легенды — если не говорить о Тори и Клавеле — лживые спекуляции. История все же имеет продолжение, а именно: тамплиерскую систему, созданную в Лионе, адаптировал Клермонтский Капитул. По словам Тори, Капитул был основан в 1754 году в Париже неким кавалером де Бонвилем, о котором более ничего не известно. Клавель добавляет, что его резиденцией было большое здание под названием «La Nouvelle France» (Новая Франция), построенное специально для этой цели в предместье Парижа. Капитул имел три высших степени, помимо степеней символического масонства: (1) Рыцарь Орла или Избранный Мастер, (2) Прославленный Рыцарь или Тамплиер, (3) Величественный Прославленный Рыцарь. Но существуют и альтернативные варианты списка, исключающие один другой. Полный отчет об этом вопросе дан в моей работе «Secret Tradition in Freemasonry», т. 1, кн. IV, § 3, к которому и отсылаю читателя. приведении этой нумерации Клавель следует за Тори. Ее можно сравнить с мифическим обрядом Рамзея, или Rit de Bouillon (Бульонским обрядом), где нумерация выглядит следующим образом: (1) Шотландский Мастер, (2) Новиций, (3) Рыцарь Храма. На самом же деле это — степени Строгого Послушания, следующие сразу за цеховыми. Лично я считаю, что о ритуалах Клермонта нам ничего или почти ничего не известно. В абсолютно таком же положении мы находимся и относительно значения — если таковое есть вообще — названия обряда. Версии гласят, (1) что название «Клермонтский Капитул» объясняется тем, что в непосредственной близости от места собраний располагалась иезуитская коллегия под таким названием, однако это совсем нелепо, (2) что Капитул является продолжением «некого Иезуитского капитула масонов высших степеней». Хотя нет ничего невероятного в гипотезе о католическом вмешательстве с целью направить развитие масонства, абсолютно очевидно, что пораженный в своих правах Орден Храма не мог быть ассимилирован иезуитами, чтобы продолжить свою деятельность от их лица под маской масонства, равно как они и не учреждали ни обрядов, ни степеней для символического отмщения за рыцарей Храма папе и королю, подвергших их гонениям. Относительно Клермонтского Капитула далее говорится, что виднейшие французские масоны тяжело переживали раздоры, потрясавшие цеховое масонство, и поэтому с радостью нашли себе убежище в системе рыцарских степеней. Успех, которым пользовался Капитул, был так велик, что к 1758 году он прекратил свое существование, войдя, как предполагается, в состав Совета Императоров, действительно организованного в том же году, но не включавшего в себя никаких степеней Клермонтского Капитула. Смотри мою упомянутую работу, кн. IV, § 4. В работах таких авторов, как Джон Йаркер, Клермонтское масонство приобретает преувеличенное историческое значение, но, принимая во внимание очевидные факты, само существование этого Капитула проблематично настолько же, насколько и Rit de Bouillon Рамзея.
Клирики Строгого Послушания (Clercs of the Strict Observance). Иные названия — Клерикальные Рыцари Тамплиеры, Clerici Ordinis Templarii, или Духовная Ветвь Тамплиеров. Рагон ошибочно называл эту организацию Клириками Слабого Послушания. Можно указать несколько источников, но вполне достаточно будет сослаться на Леннинга и Клавеля — они не хуже и не лучше остальных. Они объясняли это учреждение (1) как модификацию Строгого Послушания, (2) как возникшую в его рамках «секту» и (3) как попытку восстановления священнического аспекта оригинального Ордена Тамплиеров. Оно было изобретением Штарка (Starck), о личности и взглядах которого мы узнаем несколько позже. Предположение Вудфорда о том, что обряд соединял в себе теософию, алхимию и магию, кажется, лишено оснований. Обряд имел четыре степени, следующих за цеховыми, именно: (1) Младшего Шотландского Мастера, (2) Старшего Шотландского Мастера, или Рыцаря Св. Андрея, (3) Провинциального Капитуляра Красного Креста, (4) Мага, или Рыцаря Чистоты и Света. Последняя подразделялась на пять секций: (1) Рыцарь-Новиций Третьего Года, (2) Рыцарь-Новиций Пятого Года, (3) Рыцарь-Новиций Седьмого Года, (4) Левит, (5) Священник. Обряд был основан в 1767 году, в 1768 году произошло что-то вроде его объединения со Строгим Послушанием. Однако в 1775 году Клерикальные Рыцари на Брауншвейгском конгрессе или сразу после него объявили о своей независимости. По словам Рагона, обряд прекратил свое существование в 1800 году — дата, которую отрицает, и, я думаю, не без основания, большинство исследователей. Нет сомнений, что это случилось гораздо раньше, и, кроме этого, не сохранилось никаких свидетельств какого бы то ни было его влияния в какой бы то ни было области. К сожалению, ни у одного масонского историка, писавшего на эту тему, нельзя найти сведений о его ритуалах, и вследствие этого наши познания об этом обряде и его целях чрезвычайно ограниченны. В ином случае я бы рассмотрел эту так называемую схизму в связи с собственно Строгим Послушанием. Но раз все сложилось именно таким образом, то остается только добавить, что обряд Строгого Послушания достиг больших высот своей духовности скорее под влиянием лионских мартинистов, осуществивших в XVIII веке его преобразование.
Конкордисты. В 1790 году было учреждено Общество Добродетели в качестве своеобразного наследника немецких иллюминатов, и когда, примерно в 1800 году его деятельность подошла к концу, из его останков возникло Общество Конкордистов, местом рождения которого была Пруссия. Основал его некто по фамилии Ланг (Lang). В 1812 году оно было запрещено по политическим мотивам. Я не знаю, было ли оно масонским по своему составу, но данная версия может иметь какой-то смысл, если учесть позднейшие связи, существовавшие между иллюминатами и нашим символическим Братством. Главный источник в данном вопросе — Тори.
Лазаря масонский Орден (Masonic Order of Lazarus). Мне это название встретилось лишь однажды, и единственная известная мне подробность о нем состоит в том, что клейнодом его был изумрудный крест, надеваемый на шею. Такое же название в свое время носил рыцарский союз, основанный в Иерусалиме в первой половине XII столетия. В 1617 году Сен-Венсан де Поль (St. Vincent de Paul) учредил в Париже религиозную конгрегацию под тем же названием, которая существует и поныне.
Магнетическое Масонство (Magnetic Masonry). Поскольку Антон Месмер и его бессмертное искусство принадлежат к тому времени, когда французское масонство высших степеней достигло своего апогея, и в силу того, что он был для своих преданных последователей чем-то вроде вождя, для всего Братства не было ничего более желанного — из того, что могло бы поддержать Искусство, — чем создание по крайней мере одной степени для сохранения в ней таинств животного магнетизма и учреждение центра исцеления, который бы был полезен и для целей посвящения. Так появился Орден Вселенской Гармонии. Это случилось в 1782 году в Париже. Главной задачей, по словам Клавеля, было такое ритуальное очищение его членов, которое подготовило бы их к магнетическому апостольству. Парижская инициатива была подхвачена в Версале, Лионе, Бордо, Гренобле, Нанси, Марселе, Мее и Страсбурге, и к 1784 году все они стали центрами Ордена. И все же это была лишь мода, продиктованная временем, о которой все совершенно позабыли с приходом Французской резолюции, Маккензи вслед за Рагоном торжественно называет это явление Медицинским масонством. Существовало два Ордена Гармонии, но ни один из них не был связан с искусством исцеления, как существовало и несколько независимых степеней предполагаемого терапевтического характера. Их полное перечисление бессмысленно, так как все они представляют собой лишь названия и ничего более. Лечебная сторона была, конечно, и у Египетского обряда Калиостро, но о нем есть подробный рассказ в другой части данной книги.
Мелессино обряд (Rite of Melesino). Греческий масон, носящий это имя, в свое время вступил в русскую армию и дослужился там до высокой должности. В 1765 году он основал масонский обряд, имевший следующие степени над цеховым масонством: (1) Мистическая Арка, (2) Шотландский Мастер и Рыцарь, (3) Философ и (4) Священник Храма, или Первосвященник. По словам Маккензи, Обряд Мелессино был построен на экзотерических учениях так называемого Ордена Исмаила, но если последний и был чем-то большим, чем просто бумажная фикция, рожденная фантазией ее главного историка, то я совершенно уверен в том, что он не миг существовать в середине XVIII века. Возможно, как говорит Макензи, это была «комета на сезон», псевдо-масонское «яйцо, из которого никогда не вылупится цыпленок». По еще одной версии, обряд Мелессино был смесью гностицизма, магии, герметической философии и каббалистики. Далее говорится, что священническая степень была розенкрейцерской по духу, однако нет никаких подтверждающих это свидетельств.
Мистический Венец (The Mystic Crown). Речь идет не о Кетер, венчающей Древо сефирот, а об Ордене, основанном в 1787 году в Париже последователями и учениками Месмера, возможно, для практики его методов исцеления. Мистический венец, был у тех, кто в совершенстве владел этими методами. Необходимой квалификацией для вступления была степень Мастера-масона, Братья именовались Рыцарями и Компаньонами — вот уж поистине магнетическое рыцарство. Согласно некоторым сомнительным источникам, общество все еще существовало к 1838 году.
Мистического Масона Орден. Источником сведений о факте существования этой ассоциации является «Энциклопедия» Роберта Макоя, изданная в Нью-Йорке. Она, однако, ничего не сообщает нам о дате и месте ее основания. Орден состоял из трех степеней Йоркского обряда в их измененной версии, названия которых: Мистический Ученик, Мистический Подмастерье и Мистический Мастер-масон. Было бы любопытно ознакомиться с ритуалами и определить, какого рода мистицизм они воплощают. Символизм ордена, похоже, определял духовный смысл четырех сторон света. Мне он кажется американским вымыслом.
Мистической Святыни Орден (Order of the Mystic Shrine). Квазивосточная организация, основанная в Америке, предположительно в 1871 году, когда У. Дж. Флоренс (Florence) познакомил с ней различных масонов высших степеней Шотландского обряда, и в частности Уолтера М. Флеминга (Fleming), члена Тридцать третьей степени. Не стоит и говорить, что ордену приписывалось древнее происхождение, и местом, где он возник в незапамятные времена, считалась Аравия. В 1876 году был основан Имперский Совет, в котором Флеминг занимал должность первого Имперского Властителя на протяжении семнадцати лет. Братья называются Благородными, а Офицеры Храма образуют Диван. Орден имел сногсшибательный успех, но, с другой стороны, он не оказался «халифом на час», широко распространившись в Соединенных Штатах, каковые и являются основным местом его пребывания. Насколько мне известно, орден имеет всего одну степень. Для ее получения требуется быть масоном, в это — единственное связующее звено между ею и масонским орденом. В 1900 году Флеминг предпринял путешествие по Востоку, дабы придать ордену, служению которому он отдал столько сил, реальный оттенок восточного колорита, «History of the Imperial Council» (История Имперского Совета) была опубликована а 1919 году.
Моравское масонство. Мы знаем, что Царствие Небесное подобно горчичному зерну. Тем, во что может быть воплощено это зерно, а также и Царствие, были озабочены некие Моравские Братья, которые также были масонами, и они основали в 1729 году Собратство Моравских Братьев Ордена Религиозных Франкмасонов, иначе называемое Орден Горчичного Зерна. Место основания — Верхняя Лужица, где само это религиозное движение родилось около 1722 года, под покровительством графа Циннендорфа, заинтересовавшегося идеей учреждения масонской организации. Он хотел осуществить эксперимент по основанию секты и распространения Царствия Небесного посредством масонских каналов. Не следует рассматривать это как ранний пример движения высших степеней, скорее это была особая ассоциация, просуществовавшая очень недолгий срок в сердце Масонского ордена.
Никотиатов Орден (Order of Nicotiates). Клавель, предоставляющий о нем сведения, приписывает ему масонские характеристики и сообщает, что орден придерживался пифагорейской доктрины. Ни дата, ни место основания, ни личность основателя неизвестны, равно как ничего не сообщается о его истории.
Оливковая Ветвь на Востоке (The Olive Brance in the East). В году 1835 или около того в Бомбее, когда Джеймс Варне был Провинциальным Гроссмейстером Индии, он как историк Ордена Тамплиеров и, возможно, масон высших степеней, как, впрочем, и их Великий Офицер, глубоко сожалел о том факте, что масонское христианское рыцарство существует, так сказать, за закрытыми дверьми, не допуская к себе туземных масонов. Поэтому в качестве замены он создал это братство, в состав которого вошли три класса, или степени: (1) Новиций, (2) Компаньон, (3) Офицер. Для первой на них местному масону была необходима квалификация Ученика, для второй — Мастера масона, а получение Королевской Арки гарантировало третью. Я не владею информацией о том, каким образом Братство Оливковой Ветви собиралось заменить этими степенями масонское рыцарство. По одним источникам, какое-то время эксперимент был успешен, другие же сообщают, что он не получил одобрения. Так или иначе, вскоре от него остались одни воспоминания.
Орден Палестины (Order of Palestine). Стало уже привычкой говорить о тайном масонском сообществе под этим именем, опираясь па барона Чуди и его «Etoile Flaiiibuyante», как об историческом факте, или по крайней мере, как если бы оно могло бы быть таковым. Наличие самого минимального критического подхода позволило бы тем, Кто повторяет подобные сведения из уст в уста следуя при этом даже больше друз другу, чем оригинальному автору, — увидеть, что Рыцари Утра и Палестины барона Чуди были настолько же мифичны, насколько и всякое другое предание, служащее основанием для всех тех степеней, с которыми мы вообще знакомы. Этот литературный алхимик из Меца попросту выдвигал свой главный тезис о возникновении, существовании и преемственности герметической традиции под знаком, по его мнению, масонства. Даже для таких людей, как Вудфорд и Маккензи, очевидно, что орден рыцарства не мог существовать прежде возникновения самого рыцарства, однако Рыцари Утра, по предположениям их создателя, появились на самой заре христианской эры. Далее говорится, что кавалер Рамзей унаследовал от легендарного Ордена Палестины часть своей системы. Вместе с тем об Ордене ничего не было известно вплоть до 1766 года, когда впервые увидела свет «L’Etoile Flamboyante». Хотя, возможно, это и частности, но знаменитая «Речь» была произнесена в 1737 году. Я не склонен предположить, что барон Чуди когда-либо материализовал свою гипотезу в ритуале, и если так оно и есть, то его вдохновением воспользовался некто неизвестный. Таким образом у нас и появилась Шестьдесят третья степень Обряда Мизраима, встречающаяся также в другой коллекции.
Первосвященства Орден (Order of High Priesthood). Эту степень называют почетной, и присваивалась она, видимо, за особые заслуги исключительно в Соединенных Штатах Первосвященнику Капитула Королевский Арки, которая была для этого ордена основной квалификацией. О ней впервые упоминается во втором издании «Наставника» Уэбба (Webb), увидевшем свет в 1802 году, но говорят, что учреждена она была еще в начале 1799 года Уэббом совместно с коадъюторами Генерального Великого Капитула, США. Это особое рукоположение, связанное с елеепомазанием, которое дополняется специальным священнодействием, связывающим первое с известной историей о Мельхиседеке. Степень была задумана как часть церемонии утверждения Первосвященника, который есть Первый Принципал (Principal) всякого Капитула Королевской Арки в Соединенных Штатах. Начиная с 1853 года она стала присуждаться отдельно, видимо, лишь по специальной просьбе, и уже не являлась условием для вступления в сан. Ей приписывают весьма величественное содержание.
Пилигримов Общество (Society of Pilgrims). История гласит, что в 1825 году в Лионе был арестован некий прусский сапожник. Причины ареста остались неизвестными. Известно лишь, что у него нашли катехизис Общества Пилигримов, которое, как это явно запечатлено в документе, имело масонский характер. Источники ничего не сообщают ни о судьбе сапожника, ни о времени его ареста. До его катехизиса об ордене никто никогда не слышал, и это единственный документ, в котором есть о нем упоминание.
Примитивный обряд Нарбонна (Primitive Rite of Narbonne). В 1780 году в городе Нарбонн действовала Ложа Филадельфа. 19 апреля того же года был созван конклав под названием Высшие Ордена Свободных и Принятых Масонов. Результатом встречи было создание Примитивного обряда из степеней, расположенных над цеховым масонством. В его создании использовались различные источники, которые не помешали обряду стать оригинальным изобретением. Существовало всего три класса, из которых первым было символическое масонство. Второй класс включал в себя: (1) Совершенного Мастера, или Избранного, или Архитектора, или же Великого Мастера-Архитектора, (2) Величественного Ecossais, (3) Рыцаря Меча, или Рыцаря Востока, или Принца Иерусалима. К третьему классу относились четыре капитула масонства Rose-Croix, посвященных изучению следующего: (1) предмета ритуала и главной церемониальной процедуры, следуя некоторым особым для первого капитула принципам, (2) масонской истории по материалам архивов второго капитула, (3) масонской философии и нравственности, а также исследованию всего, что могло бы внести вклад в достижение счастья и благосостояния человека, чему соответствовали цели третьего капитула, (4) оккультных наук, включая онтологию, психологию, пневматологию, главным практическим объектом которых являлась реабилитация и реинтеграция человека интеллектуального в его изначальной значимости и прерогативе. Это было интересом, преследуемым в четвертом капитуле, члены которого были удостоены звания Отцов Rose-Croix Великого Розария (Rose-Croix Fathers of the Grand Rosary). Это была ранняя переработка доктрины мартинистов, важная как свидетельство влияния идей сочинения Сен-Мартена «Des Erreurs et de la Verite» (О заблуждениях и об истине), каковое заявило о себе через несколько лет после публикации. Клавель и Клосс, самые первые по времени источники наших знаний об обряде, говорят, что ранее никому не известный кавалер Пен появился в Нарбонне с патентом, датированным 27 декабря 1779 года и дававшим ему право на учреждение обряда. На деле же обряд был основан Франсуа, маркизом де Шедебьен д’Аманом (Chefdebien d’Amand) (p. 1753). Эти сведения я почерпнул из книги Бенжамена Фабра «Franciscus Eques a Capite Galeato», 1913. Эта работа — труд антимасона, делающего ложные выводы на основании истинных фактов, однако так случилось, что интересующие нас в данном случае документы попали в его руки. В 1784 году нарбоннская организация вошла в Конкордат с прославленным Обрядом Филалетов, действовавшим в Париже, и документ, это засвидетельствовавший, гласил о единстве целей обеих организаций. В 1786 году произошло объединение с Великим Востоком, при этом некоторые члены пошли на открытый раскол и продолжили свою деятельность вне организации, так как, возможно, считали, что такое объединение приведет к упадку. В 1818 или 1819 году, по словам Кеннета Маккензи, обряд был воссоздан в Нидерландах Маршо де Нивелем (Магchot de Nivelles).
Примитивный Шотландский обряд (Primitive Scottish Rite). Маршо де Нивелю Клавель приписывает основание Примитивного Шотландского обряда в Бельгии, степени которого числом и отчасти названиями соответствовали таковым Древнего и Принятого обряда, уже покорившего Европу из своего центра в Чарльстоне. Маршо де Нивель тогда же учредил свою соперничающую систему в Намюре в ложе «Bonne Amitie» (Доброе Дружество), утверждая, (1) что она основана в 1770 году и что источником ее основания была Столичная Великая Ложа Эдинбурга. Дата этого основания никем больше не подтверждается, и упомянутое Великое Послушание никогда не существовало. Юрисдикция изобретения Маршо, по словам Клавеля, вряд ли простиралась за пределы Намюра, также ничего не известно о том, включались ли в него позднее новые степени. Полный оригинальный список таков: (1) Ученик, (2) Компаньон, (3) Мастер, (4) Совершенный Мастер, (5) Ирландский Мастер, (6) Избранный из Девяти, (7) Избранный из Неизвестных, (8) Избранный из Пятнадцати, (9) Прославленный Мастер, (10) Совершенный Избранный, (11) Малый Архитектор, (12) Великий Архитектор, (13) Величественный Архитектор, (14) Мастер Совершен ной Архитектуры, (15) Королевская Арка, (16) Прусский Рыцарь, (17) Рыцарь Востока, (18) Принц Иерусалима, (19) Достопочтенный Мастер Лож, (20) Рыцарь Запада, (21) Рыцарь Палестины, (22) Суверенный Принц Rose-Croix, (23) Величественный Ecossais, (24) Рыцарь Солнца, (25) Великий Ecossais Св. Андрея, (26) Масон Тайны, (27) Рыцарь Черного Орла, (28) Рыцарь Кадош, (29) Главный Избранный Истины, (30) Новиций Среды, (31) Рыцарь Среды, (32) Совершенный Среды, (33) Повелитель Среды. В третьем издании своего труда (1844) Клавель отмечает, что Примитивный Шотландский обряд все еще действует в Намюре. Это, однако, вызывает сомнения, так как об этом факте не сообщает ни один из позднейших авторов.