Артур Эдуард УЭЙТ — Новая энциклопедия франкмасонства

Просвещенные Теософы (Illuminated Theosophists). Первоисточник сведений — Тори, но за ним к этой организации обращались Леннинг, Клавель, Маккей, Вудфорд и Кеннет Маккензи. Центральной ее фигурой является Бенедикт Шатанье (Chastanier), французский врач, по сообщениям некоторых — Мастер ложи «Сократ Совершенного Союза», кроме этого — ученик Пернети, к которому его привело собственное увлечение Сведенборгом. В 1784 году, согласно прекрасной книге Уайта «Жизнь Эмануэля Сведенборга», выпущенной в 1868 году, в Лондоне было сформировано некое Теософское общество, целью которого было распространение «небесного учения Нового Иерусалима», посредством перевода и публикации трудов шведского визионера. Шатанье был членом этого общества, и его адрес в то время был Тоттенхемкорт, 62. Место собраний находилось в Нью-корте, Миддл-Темпл, где писания Сведенборга обсуждались группой их исследователей. Все это — известные факты, на основании которых многие заключают, что Теософское общество было финальным этапом развития Ордена Просвещенных Теософов, каковой был основан Шатанье также в Лондоне около 1767 года. Последний представляют как некую модификацию или переработанный вариант различных масонских институций, чьим автором считают Пернети. Шесть его степеней, расположенных над цеховыми, были: (1) Теософский Ученик, (2) Теософский Компаньон, (3) Теософский Мастер, (4) Величественный Ecossais Масон или Небесный Иерусалим, (5) Голубой Брат, (6) Красный Врат. Пожалуй, трудно представить себе более неблагодарное предприятие, чем утверждение этого обряда в Лондоне в указанное время, однако не исключено, что такая попытка все же была предпринята французским энтузиастом. История гласит, что обряд исполнялся лишь в одной ложе. Скорее всего, он был лишь неким замыслом, который быстро уступил место сравнительно практическому предприятию — изучению текстов с целью расшифровать откровения Эмануэля Сведенборга.
Святого Иахина Общество (Society of Saint Jachin). Говорят, что эту ассоциацию основал граф де Сен-Жермен, и впоследствии ее название поменялось на Орден Иоахима. Сообщение это не несет в себе ни грана истины, насколько можно об этом судить, особенно если учесть, что история Ордена Иоахима довольно подробно освещена, по крайней мере о его основании все известно.
Священнический Орден (Priestly Order). Источники сведений о нем — Йаркер и Хьюген. Первый сообщает, что он действовал в Ирландии и стал основанием системы Йоркской Великой Ложи. Второй утверждает, что он не был Йоркского происхождения. По словам Маккензи, в 1877 году его все еще присваивали в Шотландии, Англии и Канаде, однако, что характерно для Маккензи, ничего не говорит о том, под чьим покровительством. В его состав входили степени, заимствованные из цехового масонства: (1) Прошлый Мастер, (2) Королевская Арка, (3) Рыцарь Тамплиер, (4) Рыцарь Тамплиерский Священник, или Святая Мудрость. Последняя степень присуждалась в скинии, символически поддерживаемой семью столпами. Все эти степени присуждал, хотя и не в точно такой последовательности, Ранний Великий Шотландский обряд и Рыцарь Тамплиер Священник составлял Сорок первую степень под названием Священнический Орден, или Белый Масон, о чем далее еще пойдет речь.
Совершенных Посвященных обряд (Rite of Perfect Initiates). Здесь мы имеем возможность исправить некоторые очевидные лжеутверждения. Во-первых, даже графу Калиостро вряд ли пришло бы в голову назвать одну степень обрядом. Обряд у Калиостро был один, а степени были его составляющими частями. Во-вторых, и это следует из первого пункта, он не мог присвоить ни одной из них названия Обряд Совершенных Посвященных Египта. В-третьих, когда в Лионе увидело свет созданное им Египетское Масонство, он не называл его Обрядом Совершенных Посвященных, хотя, конечно, и мог считать его совершенным во всех частях и прославляющим своего строителя. Как мы уже видели, он все-таки назвал свой обряд Египетским масонством, а основанную им в Лионе для его распространения ложу — «Торжествующая Мудрость» (Wisdom Triumphant). Когда говорят, что Обряд Совершенных Посвященных Египта, состоящий из семи степеней, имел штаб-квартиру в Лионе, это относится к Египетскому обряду Калиостро, а компиляторы, проводящие в данном случае различие, впадают в заблуждение.
Согласия Орден (Order of Concord). Немецкий «Справочник по франкмасонству» последовательно отмечает пять таких орденов: (1) 1261 года, учрежденный королем Кастилии и Леона Фердинандом, (2) 1660 года — Эрнестом Бранденбургским, (3) 1696 года — принцем Нассау, второй вариант названия в данном случае — Объединенные Сердца (United Hearts), (4) 1718 года — принцем Шварцбург-Рудольштадтским, и (5) 1812 года — принцем Дальбергским. Известно предположение, что тот из них, который имел альтернативное название — Объединенные Сердца, — в своей основе имел масонские принципы. Однако это попросту неверно исторически — в году 1696 масонства в том виде, как мы сейчас понимаем этот термин, в Германии просто не существовало. Если же здесь имеется в виду масонская нравственность и принцип доброй воли, то отстаивание подобных добродетелей можно приписать всем Орденам Согласия, просто исходя из их названия.
Союз Ученых Франкмасонов (Union of Scientific Freemasons). Финдель рассказывает, что Фесслер (Fessler) вместе с другими масонами основал общество под этим названием 18 ноября 1802 года. Целью общества было изучение масонской истории. Но все его начинания потерпели неудачу, чему виной, как посчитали, были особенности характера и личности самого Фесслера. Союз Немецких Масонов, заявивший о себе в 1861 году и ставивший своей задачей «развитие масонского знания», считается его непосредственным последователем, чему доказательств нет, но вопрос этот не имеет ни малейшего значения.
Сыны Германна (Sons of Hermann). Под таким названием формы масонской процедуры были адаптированы для благотворительных целей Немецкого Тайного Ордена, существовавшего, видимо, около 1870 года в Соединенных Штатах. Подробности мне неизвестны.
Фаинотелетианское Общество (Phainoteletian Society). Ученое общество масонов, учреждено в Париже в 1840 году для проведения исследования всех тайных орденов. Его деятельность была в стороне от политических интриг того времени. Преследуя эти цели, в его состав входили представители всех обрядов. Движущим духом предприятия был Л. Т. Жюж (Juge). Мне не удалось узнать, довелось ли членам общества достичь существенных результатов и каков был срок его существования.
Фи-Бета-Каппа. Одна из публикаций, якобы полностью раскрывающая таинство франкмасонства во всех его обрядах и степенях, предоставляет читателю ключ также и к Фи-Бета-Каппе. С незапамятных времен — в масонском смысле этих слов — под этим названием фигурировали различные университетские дискуссионные общества. Не стоит и говорить, что они не имели ничего общего с масонством. Однако в William and Mary’s College в Виргинии, США, такое общество обрело и свою формальную сторону, то есть его члены обладали отличительными знаками, носили клейноды и пользовались особыми паролями. Три греческие буквы понимались ими как означающие «Философия — Водительница в Жизни». Общество было основано в 1776 году.
Черных Братьев Орден (Order of the Black Brothers). О нем упоминают Леннинг и Тори. Первый причисляет его к исследовательским обществам, вполне характерным для всех немецких университетов. От него же нам известно, что орден возник в 1675 году. Тори сообщает, что он все еще существовал в 1783 году во Франкфурте-на-Одере, куда попал из Гессена через Марбург. Если верить этому, то утверждение о связи ордена с исследовательскими обществами теряет всякую силу. Тори также сообщает, что его члены первоначально придерживались учения и ритуала Кадоша, что означает наличие у них тамплиерских притязаний. Но эта версия столь же сомнительна, как и привязка к масонству. Как бы там ни было, французские историки масонства утверждают, что Черные Братья переросли в политическую организацию под названием Черный Легион, и произошло это в 1813 году. А этот аспект его деятельности уже выходит за сферу наших интересов.
Эвергетов Орден. Общество Благотворителей — Bund der Evergeten — было основано в Силезии в 1789 или 1792 году. В связи с ним упоминается фамилия Фесслера (Fcssiur) — по-видимому, он был либо основателем, либо одним из его активных членов. Принципами этого общества стали принципы иллюминатов, а формой — форма масонства. Таким образом, по составу оно, видимо, было масонским, а по характеру — политическим. По крайней мере некоторые из его членов попали за решетку в Бреслау в 1796 году, и Орден закончил свое существование в 1801 году, если даже не раньше. Источники сведений о нем довольно сомнительны.
Aloyau, Societe de Г. Общество Чресел не упоминается ни одним из масонских авторов, кроме Тори, характеристики которого позже повторяются во всех ссылках по данному вопросу, включая Клавеля. Оно названо масонской институцией, что может означать лишь то, что оно имело свою церемониальную процедуру и принимало в свои ряды под присягой. Возможно, принятие требовало от кандидата быть масоном. Общество возникло во Франции и просуществовало вплоть до революции. Его члены провозглашали себя преемниками рыцарей тамплиеров и утверждали, что владеют древними документами Ордена Храма. Революция поглотила его, и если впоследствии оно возобновило свою деятельность, то уже в совершенно иной форме, что в принципе относится уже к истории так называемых наследников тамплиерского рыцарства.
Cercle Social. Источник здесь, хотя мне этот факт известен лишь из вторых рук, «La Bouche de Fer» (Железные уста), официальный орган «L’Ordre du Cercle Social» (Общества Общественного Кружка), основанного в 1790 году в Париже с целью координации деятельности масонства в интересах революции. О том, насколько заметным было его влияние в этом деле, нет никаких свидетельств: оно лишь было одним из знамений своего времени. Объектом устремлений ордена была, по сообщению его журнала, всемирная конфедерация друзей истины.

КАББАЛИСТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ И МАСОНСТВО (KABALISTIC TRADITION AND MASONRY)

Существование тайны строительства, заключенной в особом слове Мастера, является тем стержнем, вокруг которого выстроена легенда Третьей степени. Мастер-строитель умер, чтобы сохранить эту тайну неразглашенной. Из-за его преждевременной смерти слово было утеряно.
Когда это произошло, строительство Храма было еще не закончено, его было решено приостановить, и позже оно было возобновлено теми, кто не владел степенью знания, заключенной в этом слове, над раскрытием тайны которого и по сей день бьется каждый Мастер. Что это значит? Сейчас с Соломоновым Храмом нас ничто в реальности не связывает, разве что археология и история. Что же кроется за самим Храмом и за утраченным словом? Единственный способ доискаться ответа — рассмотреть источник нашего о них представления. Для этого необходимо помнить, что легенда степени Мастера внешне есть легенда Израиля, легенда Ветхого Завета. И, хотя Священное Писание никак не сможет помочь нам в разрешении нашего настоящего вопроса, не так уж невероятно, что помощь мы можем найти где-либо еще в еврейской литературе. Я не хочу сказать, что мы можем натолкнуться на саму легенду: это было бы интересно, однако само по себе принесло бы не много пользы. Главное из того, что скрыто в легенде о значении Храма и поисков утраченного слова, можно отыскать в текстах, известных ученым под родовым названием «каббала», что на иврите означает некое учение, передаваемое изустно. По собственно каббалистической гипотезе, первые ее письменные документы появились уже в начале христианской эры. Однако враждебно настроенные критики утверждают, что к этому периоду относится возникновение самой каббалы. Решение этой проблемы находится вне сферы наших интересов, так как конец XIII века — последняя дата, которая приписывалась самыми радикальными критиками появлению главного каббалистического текста, не говоря о том, что нынче никто не сомневается в его более древнем происхождении.
Храм Соломона. В этом тексте мы находим, каким образом, по мнению израильских мистиков, Храм одухотворяется, в нем мы также обнаруживаем глубинные значения двух столпов J и В; нам становится ясно, как было потеряно слово и какие попытки отыскать его предпринимались различными избранными людьми — для иудейской теософии это так же важно, как и для масона. Оно было утрачено в результате некоторого предшествующего события, и хотя время и обстоятельства его нахождения подсчитаны и изложены в некоторых текстах, нечто существенное всегда упускалось. Умерли, обратив лица к Иерусалиму, хранители традиции, еврейство же в целом уже давно упустило его из виду, как и масонство, которое формально, «процедурно» занимается поиском слова, но, кажется, для тех, кто вовлечен в эти ритуалы, он давно утратил смысл.
Книга Великолепия. Я хочу собрать в обзоре некоторые факты, рассеянные по тексту, о котором я говорю — «Сефер Га Зогар», «Книга Великолепия». Слово, о котором идет речь, — имя Бога помимо согласных, формирующих «Иегова», или, в другом варианте, «Яхве». Если задаться вопросом: какова связь между утерей и разделением на части, произошедшим с именем Бога Jehovah, и утраченным словом в масонстве — вряд ли я мог бы ответить: разве что очень туманно. Но каждый масок Королевской Арки знает, что сообщается ему в этой сверх-степени. В свете существующего объяснения он увидит, что «великое» и «непостижимое», разделенное таким образом на части, зря шло к нам из тайной традиции Израиля.
Столпы J и В. Также большее отношение к каббале, чем к различным свидетельствам из 3-й книги Царств или книг Паралипоменон, имеет масонский символизм столпов J и В. Священного Писания слишком мало, чтобы оправ дать выбор этих предметов в качестве примера искусства одухотворенного строительства. Но в поздней каббалистике, в текстах под названием «Гранатовый сад» и «Врата Света», содержится исчерпывающее объяснение силы, приписываемой В, левому столпу, и того, в чем и посредством чего «утвержден» J, правый столп.
Тайная Традиция в Израиле. Что касается собственно Храма, в другом месте этой книги я объясняю, каким образом он становится одухотворенным в различных каббалистических и полукаббалистических текстах, так, что он выражает «пропорцию высоты, пропорцию глубины и горизонтальную пропорцию» Вселенной, а также является частью трансцендентального таинства закона — основания тайной традиции Израиля. Скажу лишь, что здесь обнаруживается другой аспект той роковой потери для Израиля и всего мира, о которой говорится в этой традиции. Храм символизирует, прежде прочего, Дом Учения и, как, с одной стороны, «Зогар» показывает, каким образом потеря и подмена совершалась каждый раз по причине идолопоклонства Израиля у подножия горы Хорив в Синайской пустыне и была отражена в истории об уничтожении Скрижалей Завета, так и спекулятивное масонство утверждает, что Священный Дом, чье строительство было задумано и начато на один манер, было завершено на другой, и слово жизни было подменено словом смерти.
Слово в каббалистике. В каббалистике дополнением к потере, которое признает и масонство, является Священное Имя, которое стало расчлененным символом у еврейства. Известно, что способ произнесения этого имени был тайной Святая Святых. Но для Израиля настали ужасные времена изгнания, год шел за годом, и первосвященник уже не проницал покрывало тайны и не произносил Великого Имени по другую сторону занавеса из пальмовых ветвей и гранатов. С течением веков стало ясно, что оно стерлось даже из памяти старейшин. Поэтому, «до тех пор, пока время или обстоятельства не восстановят истинное», они продолжали настойчиво делать то, что делали и до них в соответствии с Законом Святилища — в чтении Завета заменяли Adonai на Jehovah и последнее писали, используя гласные первого. «Мое имя пишется Иегова, но читается Адонаи», говорит текст священной традиции о Господине Мудрости, и эта традиция всем сердцем ожидает того дня, когда Израиль вернется из изгнания и хранитель избранного народа будет объявлен во всеуслышание тем, кто, пройдя через великую скорбь, получит наследство Сиона.
Имя Бога. Это, как я уже заметил, история в ее буквальном изложении, и, хотя в иносказательный ее вариант поверить нетрудно, он каждый раз будет иметь временный и преходящий характер. В символическом смысле она изображает космическое провидение. Имя Бога неизменно и несмотря на превратности истории пребывает в Горнем мире, но, в соответствии с традицией конечная «Не» сошла на Землю ко времени грехопадения человека как часть плана его искупления и стала в изгнании «Шехиной». Так распалось Имя Бога. Но конечная «Не» — невеста Мессии, Сына Божьего, буква которого — «Vau». Он вечно в поисках своей невесты. Придет день, и Он также спустится на землю, где возьмет «Не», и тогда Имя будет восстановлено и придет эпоха Великого Праздника и Седьмого Дня мироздания, наступит Царствие Божие.
Мастер-строитель. Не стоит и говорить, что за этими аллегориями и символами Мастер-строитель значим прежде всего как принцип, а не как личность, историческая или нет. Конечно, он олицетворяет собой не один принцип, и в мире мистических откровений, сквозь который мы сейчас движемся, такой вопрос, как «Кто есть Мастер?», может вызвать много ответов. Но в общем и целом он есть реальная жизнь той тайной доктрины, лежащей за буквой писаного Закона, которую в эпоху патриархов ли, священнослужителей или пророков пытались уничтожить «упрямые и непокорные». В соответствии с тайной традицией в Израиле, сотворение мира в целом было затеяно лишь с целью явления этой жизни, которая развернулась в своей двойственности, когда духовная Ева была взята из бока духовного Адама и противопоставлена ему на равных. Цель творения была нарушена тем событием, кое называется грехопадением, хотя само это слово и отсутствует в Писании. «Роковые последствия» этого события должны были прекратиться наконец у горы Синай, но, оставленный в пустыне, «сел народ есть и пить, а после встал играть». То, что скрывается за этими последними словами (Исход, гл. 32, ст. 6), соотносится с тем, как Ева в Раю поддалась на искушение змея.
Великое изгнание. Грехопадение — это, несомненно, история Израиля с точки зрения зогарической каббалистики, и это изгнание на века, последовавшее за изгнанием из Эдема, похоже на изгнание евреев с Сиона уже в эпоху христианства. Когда, по их давней мечте, к ним явится Избранник, это будет как если бы Адам возвратился в Рай на крыльях херувима или как если бы первосвященник вошел в Святая Святых. Отсюда происходят некоторые аналогии между реальной историей и историей в символическом смысле, и потеря, запечатленная в реальной истории, имеет свое дополнение, как я уже говорил, в масонстве. Во всех обрядах и орденах последнего присутствует аналогия между символическим искусством и символическим мифом «Зогара». Наше Королевское Искусство говорит нам, что масонство первых степеней имеет одно основание и один краеугольный камень — Священное Имя Иегова, но подобно всему Израилю в рассеянии, он может дать это Имя лишь указуя на «Адонаи», чем сразу исключает себя из той традиции, о которой мы ведем речь.
Христианские степени. Как бы то ни было, остаются еще христианские степени масонства, например Rose-Croix — как их типический образец. Они ничего не знают об Израиле и его традиции тайной теософии, они знают только, что поиск первых, цеховых степеней масонства остался незавершенным. Для них и их членов недостаточно видеть или слышать Имя Бога, написанное или произнесенное как «Иегова» или «Адонаи». Для них нет правильности или неправильности этих имен: это воплощенное совершенство, воплощенный Промысел Ветхого Завета, но в то же время это и незавершенный опыт, и при всем уважении к масонским степеням, существующим в поиске утраченного слова, там оно не найдено, пока то, чего недостает для завершения, не будет добавлено. В этом состоит долг святых и христианских степеней — работа будет завершена с буквой «Шин», буквой Духа. При добавлении ее в Имя יהוה, результатом будет יהשוה, то есть имя Иисуса и слово Нового Завета. Из этого ясно, что Великий Мастер пришел не отвергнуть или разрушить, но дополнить Священное Имя древности, которое стоит при Его символе, так же как холмы окружают Иерусалим. Он призван дополнить закон тем, что превратит закон обязательства в Закон Благодати. Но краеугольный камень Нового Храма был отвергнут евреями, и стены Сиона рухнули. С этого времени не стало Храма в Израиле и не было в нем места избранному народу. Amplius et perfectius taber-naculum, non manu factum (Великая и совершенная скиния, нерукотворная) возникла в языческом мире, а не в Палестине. Для христианских степеней масонства было очевидным, что опыт символических степеней мог быть закончен лишь в Свете и по Закону Христа. В Нем также должен восстать от смерти — о которой столь долго скорбело цеховое масонство — Мастер-строитель, если ему суждено восстать, чтобы возродить все сущее.
Христианская каббалистика. Если источник цехового масонства, основа которых — Величественная степень Мастера, в каббалистике, что за люди были те, кто привил к дереву оперативного ритуала строительных гильдий столь странные смыслы и символы? Ответом может быть тот факт, что около того периода времени, который для масонства стал «переходным», а именно между XVI и XVIII столетиями, многие пишущие на латыни ученые умы Европы были вдохновлены идеей толкования еврейской традиции, результатом чего стало появление достойных и даже великих трудов на эту тему. Таким образом, появился избыточный материал, и он был немедля использован теми, кто понимал истинное назначение символической науки. Что же двигало последними? Дело в том, что в Германии, Италии, Франции и Англии интерес к каббалистической литературе был не только научным. Считалось, что тексты тайной традиции прямо указывают — из уст самого Израиля — на уже явившегося Мессию. Это первое. Второе заключается в самом масонском церемониале, а именно в том, что, хотя центральное событие Третьей степени — вознесение, или воскресение, кандидата — в легенде не указано, что Мастер-строитель восстал от смерти, и это дает повод предположить, что завершение и легенды, и поиска, который в ней описан, еще грядет. Третий факт состоит в том, что в одной высшей степени философского характера, ныне почти забытой, Мастер Третьей степени восстает от смерти в личности Христа — что мы еще увидим в соответствующем месте. Отсюда следует, что, хотя нам может показаться совершенно неясным происхождение открытия и закрытия Третьей степени и легенды о Мастере-строителе, всего ее таинства, оно все же не так далеко, чтобы мы не могли полностью проследить его.
О духовном строительстве. Если когда-либо существовало понимание символического, существовали духовные строители, наипервейшими и наиглавнейшими из них мы должны были бы считать иудейских богословов великого рассеяния. Каббалисты возводили стены своего нерукотворного града, они были строителями небесного Сиона, его Храма и Святилища, и Священный Дом Вечного Царя в земном Иерусалиме есть лишь его несовершенный внешний знак. Для каббалистов мир заключал в себе дворцы и святилища, а видимая тварная часть — особенно нижний мир царства — виделся им Домом Адонаи, жилищем вечной Славы. Можно ясно видеть, как широко эта концепция заимствовалась пылким иудейским воображением для создания бесчисленных аналогий, как реальное Святилище преображалось во множестве смыслов, в одном из которых оно предстает человеческим телом, просвещенным и оживленным постоянным духом, что так же является одним из способов понимания Закона, в другом — Иерусалимом Небесным. Можно видеть, как разрушение действительного града стало символом нарушения тайной доктрины теми, кто придерживался лишь ее буквы, или символом избранного народа, который был предан некими людьми в руки идолопоклонников. Наконец, если мне позволено более глубоко погрузиться в переплетения каббалистической фантазии, мы можем видеть, как земной град и его святые места представлялись обозначением первобытного мира — до того, как змей спустился в Древо Жизни, как — с этой точки зрения — разрушение этого града считалось созвучным грехопадению, позже отстроенный город — возрождению мира, мира, отличного от первого в славе. И мы можем видеть, что существует понятие о другом грядущем граде, над которым засияют новые небеса. Именно это пристанище для избранных воздвигает каббалист в своем сердце. И, зная со своей стороны, что идея такого строительства не переставала присутствовать во всей израильской литературе, я внутренне убежден в возможности ее восприятия в отраженном виде всевозможными оккультными обществами, не исключая и масонства, от духовных энтузиастов еврейства, рассеянных по гетто многих европейских городов.
Возрождение Сиона. Я знаю, что гораздо позже золотого века каббалистики, но много раньше, чем самая ранняя дата, приписываемая каким-либо ритуалам посвящения, практикуемым нами до сих пор, братство розенкрейцеров также символически олицетворяло священные град и дом нерукотворные. В то самое время, когда «Зогар» только начинал проникать в академии и синагоги Испании, был уничтожен Орден Рыцарей Храма, которому молва часто приписывала план возрождения Сиона. Из этого источника также черпало масонство высших степеней, среди, впрочем, многих других, не исключая, косвенно, и христианских мистиков, по-своему мечтавших о Духовном Святилище — начиная со св. Августина и его «Града Божия» до св. Терезы. К этому же ряду градов духовных можно отнести и церковь, так как она есть град, рассеянный во многих местах, — град, который, в силу своей наследственной жизнестойкости, отстраивает себя изнутри, совершенствуется и украшается через постоянное делание из паствы своей камней живых.
О пустых словах. Легенда о буквальном мастерском слове, утраченном вместе со смертью Мастера-строителя — или похороненном вместе с ним в его гробнице — и соответствующем высокому рангу внутри братства или высокому уровню ремесленного мастерства, ничего не поведает нам как масонам символического свойства, и, если она выйдет из употребления по какой-либо причине, для оперативных она также потеряет всякую значимость. Чем бы она ни была подменена впоследствии, любая подмена по своей ценности и действенности ничем не уступит оригиналу. В этом случае нет никакой живой связи, нет никакого поиска — ведь по сути нет и никакой утраты. В некоторых существующих на сегодня орденах в ходу временные пароли, часто со временем меняющиеся: когда старые выходят из употребления, они попадают в лимб забвения, в лучшем случае сохраняясь где-то в протоколах собраний. Если мастерское Слово в масонстве было бы действительно и буквально именно словом, тогда оно принадлежит именно к этой категории и великий поиск цеховых степеней бессмыслен не только на поверхности, но и в самой своей сути. Если сказать более прямо, то в этом случае символическое масонство вообще сводится на нет как таковое. Не вызывает сомнений, что предмет занятий тех, кто его создавал, был совсем другим — совсем другое они стремились скрыть в аллегориях и прояснить при помощи символов. Что касается его истинной природы, в этой книге я уже наметил направление, в котором нам следует искать. И тайная доктрина Израиля есть еще один подобный пример: в рассмотрении ее буквальной, формальной стороны толку не больше, чем в подобном же рассмотрении легенды степени Мастера, когда ее смысл ограничивается тем, что лежит прямо на поверхности. Если же и в том и в другом случае смотреть в глубь вещей, открывается такая тайная доктрина, которая основана на реальном опыте и говорит тем, кто имеет уши, то есть тем, кто способен к этому опыту или уже прошел через него — (1) что Слово есть Жизнь, (2) что эта Жизнь Божественна, (3) что она должна быть воплощена изнутри нас, осознанием ее самим нашим сердцем, (4) что до тех пор, пока она воплощена таким образом, Слово для нас потеряно.
Verbum Christus est (Слово есть Христос). Должно понимать, что здесь я говорю о вещах, лежащих у самого корня всего сущего, помня о месте Логоса в философии и его роли в таинстве Христа. Необходимо также помнить, что масонский символ слова не обособлен от всех остальных, но тесно сопряжен с преданием цехового масонства и с его ритуальной частью, выстроенной на его основе. После прохождения через церемониальный опыт метафорической смерти и воскресения мы понимаем, что Цеховые Мастера не обретают слова, которое — тайна и отличительный знак Мастеров в масонстве вообще: это слово подменяется так или иначе неким заместителем. Как будто что-то претворяется лишь символически, что потом должно быть претворено в жизненном опыте, как будто Путь Божественной Жизни и Путь Истины изображены в виде метафизического наброска, которому предстоит самому найти себе путь к применению. Именно так возникает в масонстве мотив поиска, который в рамках цехового масонства ведется уже названным образом и не находит своего истинного завершения. Как бы то ни было, кандидату известно направление, в котором, если он желает исполнить поиск самого себя в масонстве, предстоит двигаться. Речь идет о той ясной Утренней Звезде, о которой сказано: «чей восход приносит мир и спасение» и о которой мы знаем, что она есть корень и ствол Иессев, Альфа и Омега, Начало и Конец, Первый и Последний. Отсюда ясно, что в масонстве Слово есть Христос и что обрести Слово значит обрести Христа. В своем первом значении потеря Слова — это смерть Христа. Трое убийц — это мир, плоть и диавол, если употреблять привычные формулировки. Мастер-строитель, воздвигший здание христианской доктрины, — это сам Христос. С другой точки зрения, злодеи — Пилат, Ирод и Каиафа.
Практический совет. Среди порывов возвышенной и тщательно теософски оснащенной мечтательности учителя Израиля в рассеянии каббалистической тайной традиции время от времени напоминали, что жизнь доктрины находит свое воплощение в сердце ученика. Вершиной их теософии о Слове является всего одно предложение, оправдывающее весь религиозный опыт Израиля: «Если человек стремится к Верховному и Святому Выражению» — Verbum ineffabile (Слову несказанному) — «он спускает его с небес на землю». Оно — не Иегова и не что-либо другое — то, что в Королевской Арке, в Militia Crucifera (Воинстве Распятия) Храма и Святой Гробницы, в Rose-Croix, Ordo Sanctissima (Святейшем Ордене). Как Мария зачала в сердце, до того как зачать в теле, так же Слово возникает и рождается только в сердце Мастера-масона. Зачатие, с помощью которого оно появляется, есть зерно жизни; Слово живет в сердце; оно находит выражение в самой жизни, и жизнь находит в нем свое выражение. Степень nе plus ultra (предельную) этого таинства имел в виду св. Павел, когда сказал: «Уже не я живу, но живет во мне Христос». Наши слова, наши высказывания не имеют ни ясного конца, ни ясного начала, они прерывисты и нечетки, они лишь тени Божественного Выражения — и, не имея достаточно силы речи, мы лишь сердцем произносим Слово Жизни. Это другая сторона тайной жизни Храмов и Дворцов, которые мы в клятве обязываем себя воздвигнуть во славу Всевышнего: «Могущественнейший Правитель, не имея места, мы воздвигаем их в наших сердцах». Но для некоторых из нас настает время, когда в глубине души осознаешь, что только из нее, из самого сокровенного сердца — из последнего пристанища — исходит призвание к началу такого строительства.
Вопрос древности. Надо сказать, что присутствие каббалистического элемента в предании цехового масонства никоим образом не делает последнее древним установлением — трудно приписать Третьей степени, по крайней мере в ее сегодняшнем виде, слишком почтенный возраст. Кто бы ни был ее создателем, он, конечно, был знаком с тайной традицией Израиля и почерпнул много важных вещей для степени Мастера либо из первых рук, либо из уже упоминавшихся латиноязычных комментариев и синопсисов. Если мы отнесем его творение к началу XVIII века, что почти без сомнения верно, то увидим, что большинство этих латинских трудов к тому времени уже было скомпилировано. Многие из них были доступны и до этого времени, что может служить основанием для более ранней датировки появления Третьей степени. Но нам в данном случае вполне достаточно знать лишь то, что и так очевидно — пока время не предоставит иные факты, которые бы дали нам возможность утверждать нечто с большей долей достоверности. Если мы и не сможем обнаружить кого-либо, помимо известной уже фигуры Дезагюлье, я с готовностью приму его как автора главной легенды масонства — он был в своем роде человек ученый и начитанный во многих областях и вполне мог быть знаком с Пико дела Мирандолой, Риццием, Капнионом, Архангелусом де Бурго Нуово и Кнорром фон Розенротом. В то же время я, не без надежды найти такого автора или авторов, обращаюсь к масонству Йорка, которое до поры многое не хотело открывать постороннему глазу. Что касается в целом спекулятивного масонства, нам остается удовольствоваться тем, что мы имеем, если нет возможности сказать о нем нечто определенное ранее конца XVII века, тем более что его характерные особенности прямо отсылают нас ко времени масонского Возрождения. Несмотря на то, что все это говорит не в пользу романтических гипотез, Третья степень остается живым ритуальным воплощением символизма, к какому бы времени ни относилось ее появление. Для нас остается главное — поиск слова, ретроспектива которого, как мы видим, — вся зогарическая теософия, а перспектива — обряды христианского масонства. Этот миф связывает наш Орден с главными символическими таинствами прошлого, хотя открытие и закрытие ложи в ритуале степени Мастера гораздо величественней всего того, что сохранилось до наших времен в хрониках Греции и Египта.