Якоб БЁМЕ — Аврора, или Утренняя заря в восхождении

А то, что все слово sprach собирается в задней части неба, над языком, в полости посреди терпкого и горького качеств и скрежещет, означает, что Бог собрал место мира сего в средине, у сердца, и снова построил дом в хвалу себе, вопреки всему рычанию и ропоту диавола, и господствует там своим Святым Духом.
Подобно тому, как дух могущественно и сильно исходит из сердца, сквозь ропот и скрежет терпкого и горького качеств, и исхождением своим господствует в терпком и горьком качествах, непостижимо для них, как могущественный царь, — так и дух Божий господствует могущественно в самом внешнем рождении сего мира, в доме гнева, и порождает себе в нем храм, непостижимый для дома гнева.
А то, что терпкий и горький дух так ропщет, когда дух проходит из сердца сквозь его дом и господствует с властью, означает, что гнев Божий вместе с диаволами в доме сего мира сопротивен любви и что оба они во все время мира сего будут сражаться и биться друг с другом, как два враждующих воинства; отсюда берут также свое начало человеческая и звериная вражда и борьба всех тварей.
А то, что терпкое и горькое качества вместе собираются в слово и согласуются друг с другом и, однако, один лишь дух сердца произносит слово в устах, означает, что все твари, происшедшие единственно через слово, как-то: звери, птицы, рыбы, гады, зелень и трава, а также деревья и кустарники, слагаются из всего тела злыми и добрыми и что во всех них будет пребывать гневное, поврежденное качество, а также любовь Божия и, однако, все будет движимо духом любви; и обе стороны будут тереться между собою, и давить, и нажимать друг на друга.
И поэтому во многих тварях так жестоко разгорится огонь гнева, что все тело вместе с духом составит в аду один вечный салиттер гнева.
Ибо дух, рождающийся в сердце, принужден в теле своем двигаться посреди врат ада и весьма легко может возжечься; это словно дерево и огонь: если не польешь водой, загорится.
О человек, ты не был сотворен вместе со зверями через слово из зла и добра; если бы ты только не вкусил от зла и добра, то не было бы в тебе огня гнева; но так и ты добыл себе животное тело, да смилуется ныне любовь Божия, это свершилось!
А то, что по составлении слова в терпком и горьком качествах в задней части неба, над языком, рот широко раскрывается и вместе с тем исходит к устам собранный дух, родившийся из сердца, а также из терпкого и горького качеств, означает, что твари будут жить в великой скорби и превратности и смогут порождать себя не посредством одного тела, а посредством двух.
Ибо терпкое и горькое качества отнимают у духа из сердца силу и заражаются ею: вот почему природа так ослабела ныне в духе сердца и не в состоянии более воздвигнуть собственное внутреннее рождение сердца; и поэтому природа сотворила женщину и мужчину.
И это означает также злую и добрую волю во всей природе, а равно и во всех тварях; и что отныне будут непрестанная борьба, битва и умерщвление, отчего сей мир зовется поистине долиною скорби, исполненною крестной муки, преследований, усилий и труда. Ибо когда дух творения вступил в среду, он принужден был слагать творение посреди царства ада.
И так как самое внешнее рождение в природе двойственно, то есть зло и добро, то отсюда непрестанная пытка, гнет, скорбь и стон, и все твари принуждены в сей жизни претерпевать мучения, и сей злой мир зовется по справедливости смертным рвом диавола.
А то, что терпкий и горький духи в задней части неба, на языке, остаются на своем престоле, и посылают лай свой через слово к устам и, однако, могут сдвинуться оттуда, означает, что хотя диавол, как и гнев Божий, будет господствовать во всех тварях, однако не будет иметь в них полной власти, и будет вынужден оставаться в своей темнице, и лаять на всех тварей, и мучить их, но не побеждать; если только они сами по собственной воле не захотят остаться на его месте.
Подобно тому, как кроткий дух сердца проникает сквозь терпкое и горькое качества и побеждает их, и хотя и заражается терпким и горьким духом, однако проходит насквозь как победитель; но если бы захотел добровольно остаться в аду в терпком и горьком духах и отдаться в плен, а не сражаться, то вина была бы его.
Так бывает и с теми тварями, которые постоянно хотят лишь сеять и пожинать в адском огне, особенно же с человеком, который живет в постоянном вожделении гордости, жадности, зависти и гнева и не хочет ни разу побороться и сразиться с ними духом и огнем любви; он сам навлекает на себя гнев Божий и пылающий адский огонь на тело и душу.
А то, что язык так жестоко прижимается к нижнему небу, когда вырывает слово, знаменует душевного духа тварей, особенно человека. Слово, которое собирается в верхнем небе и качествует совместно с терпким и горьким духами, знаменует семь духов природы или звездное рождение, в котором господствует диавол и где Дух Святой противится ему и побеждает диавола.
Язык же знаменует душу, которая порождается семью духами природы и есть их сын; и когда семь духов чего-нибудь хотят, язык принужден двигаться по их воле и содействовать им.
Если только звездные духи не становятся лживыми и не начинают любодействовать с диаволом, то прячут душевного духа и хранят его сами в своих узах в плену как сокровище, когда сражаются с диаволом; подобно тому, как они прячут язык как свою лучшую драгоценность, когда борются с терпким и горьким качествами.
Вот тебе краткое и все же правдивое наставление о том слове, которое произнес Бог, в познании духа точно написанное и согласно моим дарованиям и вверенному мне таланту точно сообщенное.
Теперь спрашивается: что же сказал Бог? Он сказал: «Да будет свет, и стал свет» (Быт. 1, 3).
Глубина: свет произошел из самого внутреннего рождения и снова зажег самое внешнее.
Заметь: он снова сообщил самому внешнему рождению природный, свойственный ему свет. Ты не должен думать, что свет солнца и природы и есть сердце Божие, светящее в сокровенном. Нет, ты не должен поклоняться природному свету: он не сердце Божие, но лишь зажженный в природе свет, сердце и сила которого состоят в тучности сладкой воды; и всех прочих духов в третьем рождении не называют Богом, хотя они рождены в Боге и из Бога, однако они лишь дело рук Его, которое не может досягнуть назад, в глубочайшее рождение, и охватить ясное Божество, подобно тому, как плоть не может постигнуть душу.
Но это не должно быть понято так, будто Божество тем самым отделено от природы; нет, но они — как тело и душа: природа есть тело, сердце Божие есть душа.
Теперь кто-нибудь спросит: какой же это свет был зажжен тогда? Было ли то солнце или звезды? Нет, солнце и звезды были сотворены лишь на четвертый день из этого самого света; в семи духах природы взошел некий свет, не имевший собственного места или престола, но сиявший повсюду, однако не ярко, как солнце, но подобно небесной лазури, и светло — по роду неточных духов, пока не последовало затем настоящее сотворение и зажжение огня в воде в терпком духе вместе с солнцем.

ГЛАВА XIX

О сотворенном небе и об образе земли и воды, а также о свете и тьме о небе

Истинное небо, которое есть наше человеческое собственное небо, куда отходит душа, разлучаясь с телом (и куда отошел Христос, и откуда он пришел и родился от своего отца, и стал человеком в чреве девы Марии), до сей поры было весьма скрыто от сынов человеческих, и о нем высказывались различные мнения.
Ссорились из-за него и ученые в своих многих странных писаниях и таскали друг друга за волосы, осыпая насмешками и поношениями; и тем бесчестили святое имя Божие, и ранили его члены, и разоряли храм Его, и оскверняли святое небо этими хулениями и враждою.
Всегда и всюду люди полагали, что небо отстоит от сей поверхности земли на много сот или тысяч миль и что один Бог обитает в этом небе; и некоторые физики осмелились даже мерить эту высоту и сочинили диковинные вещи.
Хотя и сам я прежде этого моего познания и откровения Божия также считал, что единственное настоящее небо и есть то, которое замыкается высоко над звездами светло-голубою окружностью, и думал, что Бог пребывает там один своим особым существом и правит в сем мире только лишь силою своего Святого Духа.
Когда же это причинило мне немало тяжелых ударов, исходящих, без сомнения, от духа, имевшего склонность ко мне, я впал наконец в тяжелую меланхолию и печаль, созерцая великую глубину сего мира, а также солнце и звезды, равно и облака, дождь и снег и рассматривая в духе моем все творение сего мира.
Ибо во всех вещах находил я злое и доброе, любовь и гнев: в неразумных тварях, как-то: в дереве, камнях, земле и стихиях, равно как и в человеке и в зверях.
А также взирал я и на малую искорку человека, какое она могла бы иметь значение пред Богом по сравнению с этим великим зданием неба и земли.
Но так как я находил, что во всех вещах было злое и доброе, в стихиях равно как и в твари, и что в сем мире безбожному жилось так же хорошо, как и благочестивому, а также что лучшими странами владели варварские народы и что счастье благоприятствовало им лучше, нежели благочестивым.
То это ввергло меня в совершенную меланхолию и сильную печаль и не могло меня утешить никакое писание, которое было мне, однако, весьма хорошо знакомо; причем, конечно, не оставался праздным и диавол, нередко внушавший мне языческие мысли, о которых я здесь умолчу.
Когда же в этой печали дух мой (о котором я тогда мало или ничего не разумел) решительно воздвигся к Богу как бы с великою бурею и все мое сердце, и весь ум со всеми прочими мыслями и со всею волею сосредоточились на том, чтобы неотступно бороться с любовью и милосердием Божиим и не отступать, пока Он не благословит меня, то есть не просветит меня своим Святым Духом, чтобы я мог уразуметь Его волю и избавиться от моей печали, — тогда дух мой пробился.
Когда я в упорном рвении моем так жестоко выступал против Бога и против всех врат адовых, как если бы сил моих было еще больше, в готовности положить свою жизнь (чего я, конечно, не был бы в состоянии сделать без содействия Святого Духа Божия), то вскоре, после нескольких жестоких боев, дух мой пробился сквозь врата адовы до самого внутреннего рождения Божества и был там объят любовью, как жених обнимает возлюбленную невесту свою.
Каково же было ликование в духе, я не могу ни описать, ни высказать; и это не может быть сравнено ни с чем, лишь с тем, когда посреди смерти рождается жизнь; еще можно сравнить это с воскресением из мертвых.
В этом свете дух мой вскоре проник зрением все и во всех тварях, а также в зелени и траве, познал Бога, кто Он есть, и как Он есть, и какова его воля: и вскоре в том же свете выросла и моя воля в великом побуждении описать существо Божие.
Но так как я не был в состоянии тотчас же охватить глубокие рождения Божий в их существе и постичь их в моем разуме, то прошло добрых двенадцать лет, пока было дано мне истинное разумение; и было с ним как с молодым деревом, посаженным в землю: сначала оно молодо, и нежно, и приятно на вид, особенно если оно хорошо принялось расти; но оно не тотчас же приносит плоды, и даже если бы зацвело, цветы отпадают; и немало пройдет над ним холодных ветров, морозов и снегов, прежде чем оно вырастет и начнет приносить плоды.
Так было и с этим духом: первый огонь был лишь семенем, а не пребывающим светом; немало холодных ветров пронеслось над ним с той поры, но воля никогда не угасала.
Это дерево нередко также испытывало себя: не может ли оно принести плод, и покрывалось цветами, но до сей поры цветы сбивались с дерева ветром; вот оно взращивает ныне свои плоды.
От этого света получил я свое познание, а также волю и побуждение; и хочу описать это познание сообразно моим дарованиям и предоставить действовать Богу, хотя бы я привел в гнев этот мир, диавола и все врата адовы, и хочу выждать, каково в этом деле намерение Бога. Ибо я слишком слаб, чтобы узнать его предначертания, хотя дух и дает познать в свете кое-что из будущих вещей, однако я еще слишком слаб по своему внешнему человеку, чтобы постигать их.
Но душевный дух, который качествует совместно с Богом, постигает их ясно, животному же телу достается лишь беглый взгляд на них, как если бы сверкнула молния: ибо так бывает с самым внутренним рождением души, когда, возносимое Святым Духом, оно прорывается сквозь самое внешнее рождение, сквозь врата ада; но самое внешнее рождение вскоре снова затворяется, ибо гнев Божий держит его в плену, в своей власти, под крепким запором.
И тогда исчезает познание самого внешнего человека, и он ходит в своем печальном и скорбном рождении, как беременная женщина, к которой подступают боли и которая хотела бы родить и, однако, не может и непрестанно мучится.
Так бывает и с животным телом: вкусив однажды от Божественной сладости, оно непрестанно алчет и жаждет по ней; но диавол, в силу гнева Божия, успешно обороняется; и человек на этом пути принужден всегда оставаться лишь в скорбном рождении, и нет ничего в его рождениях, кроме сражений и битв.
Я написал это не в похвалу себе, но в утешение читателю; если возбудится в нем, быть может, охота идти вместе со мною по моему узкому мостку, чтобы он не приходил так скоро в отчаяние, когда встретятся ему и попадут на глаза врата ада и гнева Божия.
Когда мы вместе пройдем этим узким мостком плотского рождения на тот зеленый луг, куда не достигает гнев Божий, тогда возрадуемся этим перенесенным бедствиям, хотя бы и пришлось ныне быть посмешищем мира и дозволять диаволу в силу гнева Божия бушевать над нами: это ничего не значит; это еще больше будет к лицу нам в оной жизни, чем если бы в этой мы носили царский венец, ибо весьма скоротечно это время и не стоит того, чтобы называть его временем.
Теперь заметь: когда мы собираем свои мысли о небе — что есть небо, или где оно, или какое оно, — то не надо тебе возноситься мыслями за много тысяч миль отсюда, ибо это место или небо не есть твое небо. И даже если бы оно было связано с твоим небом как тело, и оно действительно есть тело Божие, однако ты стал тварью не в том месте, которое за много сот миль, но в небе сего мира, вмещающем в себе и такую глубину, которая не есть человеческое число.
Ибо истинное небо повсюду, также и в том месте, где ты стоишь или идешь: когда дух твой постигает самое внутреннее рождение Божие и пробивается сквозь звездное и плотское, то он уже на небе.
И это неопровержимая истина, что во всех трех рождениях над глубиною сего мира есть чистое, прекрасное небо, в котором весьма светло, прекрасно и радостно восходит существо Божие вместе со святыми ангелами, и тот не родился от Бога, кто стал бы отрицать это.
Но ты должен ведать, что место сего мира своим самым внутренним рождением качествует совместно с небом над нами и есть единое сердце, единое существо, единая воля, единый Бог, все во всем. А то, что место сего мира не зовется небом и что существует затвор между верхним небом над нами, вот какой это имеет смысл.
Верхнее небо охватывает два царства — Миха-Эля и Ури-Эля и всех святых ангелов, которые не пали вместе с Люцифером; и это небо осталось, как оно было от вечности, прежде сотворения ангелов.
Другое небо есть сей мир, в котором царем был Люцифер; он зажег свое внешнее рождение в природе, и вот теперь оно есть гнев Божий и может быть названо не Богом, или небом, а только погибелью.
Потому и затворяется верхнее небо в своем самом внешнем рождении до тех пределов, до каких достигает гнев Божий и до каких простиралось правление Люцифера, ибо поврежденное рождение не может достигать чистого.
Это значит, что самое внешнее рождение сего мира не может достигать самого внешнего рождения неба над миром, ибо они друг пред другом как жизнь и смерть или как человек и камень.
Вот почему существует крепчайший затвор между самым внешним рождением верхнего неба и сим миром. Ибо твердь между ними есть смерть, господствующая во всех концах в самом внешнем рождении в сем мире; ею и затворен сей мир, так что самое внешнее рождение верхнего неба не может сойти в самое внешнее рождение сего мира: между ними великая пропасть.
И вот почему мы не можем видеть ангелов в нашем самом внешнем рождении и ангелы не могут также обитать у нас в самом внешнем рождении сего мира; в самом внутреннем же они обитают у нас. И когда мы сражаемся с диаволом, они задерживают его удары в самом внутреннем рождении и суть защита святых душ. И потому не можем мы видеть или постигать ангелов, что самое внешнее рождение их тел непостижимо для самого внешнего рождения сего мира.
Второе рождение сего мира состоит в жизни, ибо это есть звездное рождение, из которого рождается третье и святое рождение и в котором борются между собою любовь и гнев. Ибо второе рождение состоит из семи неточных духов сего мира и оно таково во всех концах и во всех тварях, а равно и в человеке, но Дух Святой господствует также и во втором рождении и помогает рождать третье, святое, рождение.
Третье же рождение есть ясное и святое небо, которое качествует совместно с сердцем Божиим вне и превыше всех небес как сердце; оно и есть также сердце, которое держит и несет сей мир и держит в плену диавола в самом внешнем рождении в огне гнева как всемогущий, непостижимый Бог.
И из этого сердца сошел ИИСУС ХРИСТОС, Сын Божий в чрево Девы Марии во все три рождения и поистине взял их на себя, чтобы своим самым внутренним рождением и через него пленить диавола, смерть и ад в самом внешнем рождении, и победить гнев Божий как царь и князь победы, и проникнуть во всех людей в силу своего рождения во плоти.
И благодаря такому вхождению самого внутреннего рождения небесного сердца сего мира в рождение звездное и самое внешнее стал ИИСУС ХРИСТОС, Сын Божий и Марии, господином и царем неба нашего и земли, господствующим во всех трех рождениях над грехом, диаволом, смертью и адом; а с ним проникаем и мы сквозь греховное, поврежденное и самое внешнее мертвое рождение плоти, сквозь смерть и сквозь гнев Божий в наше небо.
В этом небе восседает ныне царь наш ИИСУС ХРИСТОС, одесную Бога, и объемлет все три рождения как всемогущий Сын Отца, и во всех трех рождениях и через них присутствует во всех пространствах и местах в сем мире, и все объемлет, держит и несет, как новорожденный Сын Отца, в силе и на престоле некогда высокомогущественного, ныне же изгнанного, проклятого и осужденного царя Люцифера, диавола.
Поэтому не будь так боязлив, человек, и не отчаивайся: когда в твоем рвении и усердии сеешь ты семя твоих слез, то ты сеешь его не на землю, но в небо, ибо ты сеешь в твоем звездном рождении и пожинаешь в душевном, а владеешь и наслаждаешься им в Царстве Небесном.
Пока ты живешь в сем боевом рождении, тебе приходится гнуться и позволять диаволу ездить на тебе; но на жестокие удары отвечай ему такими же, если хочешь обороняться. Ибо, сражаясь против него, ты разгребаешь ему огонь гнева и разоряешь его гнездо; это бывает тогда как большое возмущение, словно ты даешь ему жестокое сражение.
И даже если бы телу твоему и было несколько больно, однако диаволу приходится гораздо хуже, когда он бывает побежден; он рычит тогда, как лев, у которого похитили его детенышей, ибо ярость и гнев Божий мучат его; если же ты окажешь ему приют, он станет тучен и похотлив и со временем победит тебя.
Вот тебе и правдивое описание неба, и даже если бы ты и не мог охватить его твоим разумом, все же я его весьма хорошо понимаю; поразмысли же разумно о том, что есть Бог.
Ты не видишь в сем мире ничего, кроме глубины и в ней звезд и рождения стихий: скажешь ли ты теперь, что там нет Бога? Милый, но что же было в этом месте до времен мира? Если ты скажешь, что ничего, то ты говоришь неразумно; ты должен сказать, что там был Бог, иначе там ничего бы не возникло.
Если же там был Бог, то кто же изгнал или победил его, так что его там больше нет? Если же Бог там, то Он там в своем небе и к тому же в своей Троице.
Но диавол зажег баню гнева, отчего возникли земля и камни и стихии стали такими подвижными, к тому же такими холодными, горькими и жгучими, и умертвил самое внешнее рождение.
Об этом-то и вся речь, и все мое намерение — описать, как оно снова стало живым и снова рождается: оттого и в тварях возникла животная плоть; грех же в плоти есть гнев Божий.
Во-первых, вопрос и речь в этой книге о том, куда же денется гнев Божий? На это дух дает ответ, что в конце срока сего поврежденного времени рождения, по воскресении мертвых, диаволу отведено будет в собственность и в дом гнева то место или пространство, где ныне стоит земля; однако не все три рождения насквозь, но лишь самое внешнее, в котором он находится ныне; самое же внутреннее будет держать его в плену в своей власти и сделает его подножием ног своих; он вовеки не сможет ни охватить, ни коснуться его.
Ибо это не значит, что огонь гнева будет потушен и перестанет существовать; иначе и диаволы должны были бы снова сделаться святыми ангелами и жить в святом небе; если же не так, то приютом их должна стать какая-нибудь дыра в сем мире.
Если бы только открылись глаза у человека, он везде увидел бы Бога в Его небе, ибо небо — в самом внутреннем рождении. К тому же когда Стефан увидел небо отверстым и «Иисуса стоящего одесную Бога» (Деян. 7, 55), дух его возносился сначала в верхнее небо, но проник в самое внутреннее рождение, где небо во всех концах.
И ты не должен также думать, будто Божество — такое существо, которое пребывает лишь на внешнем небе, и душа наша, разлучаясь с телом, возносится на верхнее небо за много сот миль; в этом нет никакой нужды, но она водворяется в самое внутреннее рождение — там она у Бога, и в Боге, и у всех святых ангелов и может переноситься и вверх и вниз, и ничто не задерживает ее.
Ибо в самом внутреннем рождении Верхнее Божество и Нижнее Божество суть единое тело, единые отверстые врата; святые ангелы прогуливаются как в самом внутреннем рождении сего мира у царя нашего Иисуса Христа, так и в верхнем в своей области.
И где же душа человека желала бы лучше быть, как не у своего царя и искупителя Иисуса Христа! Ибо в Боге далекое и близкое суть единая вещь, единая постижимость: всюду Отец, Сын и Дух Святой.
Врата Божества в верхнем небе не иные и не более светлые, нежели в сем мире, и где могла бы быть большая радость, как не в том месте, где ежечасно приходят к Христу прекрасные, возлюбленные новорожденные дети и ангелы, пробившиеся в жизнь сквозь смерть? Они сумеют, конечно, рассказать о многих битвах. И где же могла бы быть большая радость, как не там, где посреди смерти непрерывно рождается жизнь?
Ведь каждая душа приносит с собою новое торжество, и нет там ничего, кроме одних только радостных и благих пожеланий и приветствий. Подумай, когда души детей приходят к родителям, которые породили их в своем теле, разве не бывает там небо? Или ты полагаешь, что я пишу слишком по-земному? Когда ты подойдешь к этому окну, ты не скажешь, что это по-земному; хотя я и принужден пользоваться земным языком, однако за ним — истинный небесный смысл, которого я не могу ни описать, ни высказать в моем самом внешнем рождении.
Я хорошо знаю, что слово о трех рождениях не во всяком сердце может быть постигнуто, особенно когда сердце чрезмерно погрязло во плоти и затворено самым внешним рождением. Но я не могу представить это иначе, ибо это так; и хотя бы то, что я пишу, было чистым духом, как оно поистине и есть, однако сердце, как я вижу, поймет только плоть.

Об образе земли

Хотя многие писатели писали, что небо и земля сотворены из ничего, однако меня удивляет, что среди стольких отличных мужей не нашлось ни одного, который бы мог описать истинное основание; ибо ведь тот же Бог, который ныне, был и в вечности.
Где ничего нет, там ничего и не бывает; всякая вещь должна иметь свой корень, иначе ничего не вырастает: если бы семь духов природы не были от вечности, то не возникло бы ни ангела, ни неба, ни земли.
Земля же возникла из поврежденного салиттера в самом внешнем рождении, ты не можешь отрицать этого. Когда ты глядишь на землю и камни, то должен же ты сказать, что в них есть смерть, и в свой черед ты должен также сказать, что в них есть жизнь; иначе в них не росло бы ни золота, ни серебра, а также ни зелени, ни травы.
Теперь кто-нибудь спросит: но есть ли в них также и все три рождения? Да, жизнь пробивается сквозь смерть: самое внешнее рождение есть смерть; второе есть жизнь, состоящая в огне гнева и в любви; третье есть святая жизнь.
Наставление. Внешняя земля есть горький смрад, и она мертва, это понимает всякий человек. Салитгер же умерщвлен был гневом, ибо ты не можешь отрицать, что в земле есть гнев Божий: иначе она не была бы такой терпкой, горькой, кислой и ядовитой, а также и не рождала бы таких ядовитых злых гадов. Если же скажешь, что Бог сотворил ее такою по своему предначертанию, то ты этим скажешь, что Бог — сам себе злоба.
Лучше скажи мне, почему же диавол был изгнан? Ты, конечно, скажешь, что за свою гордость, за то, что он захотел быть выше Бога. Но угадай, мой друг, каким образом? Скажи теперь, если что-нибудь знаешь, если же ничего не знаешь, то молчи и слушай.
Он восседал в салиттере земли до времен творения, когда салиттер был еще легок, и состоял в небесном святом рождении, и был во всем царстве сего мира, он был тогда не землею и камнями, но небесным семенем, рожденным из семи неточных духов природы, ибо в нем восходили небесные плоды и образы, что было сладостною пищею ангелов.
Но когда в нем возгорелся гнев, то он поражен был смертью; но это надо понимать не так, что он стал совсем мертв. Ибо как может в Боге умереть то, что имело жизнь свою в вечности? Но самое внешнее рождение сгорело, замерзло, потонуло и застыло.
Но второе рождение снова рождает жизнь в самом внешнем; и третье рождается между первым и вторым, то есть между небом и адом, посреди огня гнева, и дух прорывается сквозь огонь гнева и рождает святую жизнь, стоящую в силе любви.
И в этом самом рождении воскреснут мертвые — те, что посеяли святое семя; те же, что сеяли в огне гнева, в огне гнева и воскреснут. Ибо земля станет снова живою, раз Божество возродило ее вновь во Христе, через его плоть, и вознесло одесную Бога; огонь же гнева остается в своем рождении.
Если же ты скажешь, что нет жизни в земле, то ты говоришь слепо: разве ты не видишь, как растет из нее зелень и трава. А если ты скажешь, что у нее лишь одного рода рождение, то ты также говоришь слепо, ибо зелень и древесина, растущие из нее, не суть земля; также и плод на дереве не есть древесина; также и сила плода не есть Бог; но Бог сокрыт в средоточии в самом внутреннем рождении, во всех трех природных рождениях и познается не иначе как в человеческом духе; таким образом, внешнее рождение в плоде не может ни охватить, ни удержать Его, но Он содержит самое внутреннее рождение плода и образует его.
Второй вопрос: почему же тогда земля так гориста, камениста и неровна? Горы стали такими при стяжении воедино салиттера, ибо в одном месте было больше поврежденного салиттера, нежели в другом, сообразно тому как стояло колесо Божие с составлявшими его в ту пору неточными духами.
В тех местах, где первенствовала в колесе Божием сладкая вода, образовалось много земной постижимой воды; а где первенствовало терпкое качество в горечи в меркурии, там возникло много земли и камней; где же первенствовал в свете зной, там возникло много серебра и золота, а также иные прекрасные камни в молнии света; особенно там, где первенствовала в свете любовь, образовались драгоценнейшие камни и наилучшее золото.
Когда же глыба земли сжалась воедино, из нее выдавилась вода; там же, где терпкое качество стиснуло ее твердыми скалами, она осталась еще в земле, и за это время размягчила ее, и проделала несколько больших отверстий для своего прохода.
В тех местах, где большие моря и озера, там вода имела над этим полюсом первенство; и так как там оказывалось немного салиттера, то в земле образовывалась как бы долина, в которой и оставалась вода.
Ибо жадная вода ищет долины, и она есть смирение жизни и не восстает, как это сделали терпкое, горькое и огненное качества в диавольских тварях.
Потому она всегда отыскивает самые низкие места на земле: это знаменует поистине дух кротости, в котором рождается жизнь, как ты можешь прочесть при описании сотворения человека, а также выше при описании ее вида.

О дне и ночи

Все Божество со всеми силами и действиями, со всем его настоящим существом, а равно и его восхождение, проницание и изменение, то есть весь состав или всерождение, — все это объемлется в духе слова.
В какой соразмерности или в каком настоящем рождении качеств дух собирает и образует слово и с ним исходит, точно такое же настоящее рождение, проницание, восхождение, борение и такая же победа бывают и в природе.
Ибо когда человек впал в грех, он из самого внутреннего рождения перемещен был в два другие, которые скоро охватили его и стали качествовать совместно с ним и в нем как в своей собственности; и человек тотчас же принял духа и все рождения звездного, а также самого внешнего рождения.
Потому он и произносит теперь все слова сообразно настоящему рождению природы; ибо дух человеческий (который состоит в звездном рождении, и качествует совместно со всею природою, и есть сам как бы вся природа) образует слово сообразно настоящему рождению.
Когда он что-нибудь видит, он дает ему имя сообразно его качествованию, но, чтобы это сделать, ему надо и самому сложить себя в такой же образ и родиться со своим звуком так же, как рождается и та вещь, которую он хочет назвать; и здесь сокрыто ядро всего разумения Божества.
Я не для того пишу это и выпускаю в свет, чтобы потом каждый мог намарать вслед за мною, и выпустить в свет догадки своего духа об этом, и про кричать о них как о святыне. Слушай: для этого надо нечто большее: надо, чтобы душевный дух твой качествовал сначала совместно с самым внутренним рождением в Боге и пребывал в свете, чтобы он хорошо знал звездное рождение, чтобы у него была отверстая дверь во всех рождениях; иначе ты опишешь не святую и истинную философию, а вшей и блох и окажешься поносителем Бога.
Я уже и теперь подумываю, что диавол проедется не с одним на своем гордом коньке и не один отправится в путь, не успев опоясаться; но я буду неповинен в том. Ибо то, что я открываю здесь, я должен открыть, так как близко время прорыва. Кто будет теперь спать, того разбудит буря ярости: и вот, чтобы каждый мог быть на страже, хочу я здесь усердно возвестить все сообразно воле и побуждению духа.