Якоб БЁМЕ — Аврора, или Утренняя заря в восхождении

Моисей пишет справедливо, что человек сотворен из земли, но к тому времени, когда состав содержался словом, он не был еще землею; а если бы он не сдерживался словом, то в тот же час превратился бы в черную землю, ибо холодный огонь гнева уже был в нем.
Ибо в тот же час, когда восстал Люцифер, отец прогневался в неточных духах против легионов Люциферовых и сердце Божие сокрылось в тверди неба, где салиттер, или состав телесности, уже горел, ибо вне света — мрачная темница смерти.
Состав же был удержан в тверди неба, так что он не умер, ибо когда сердце Божие взглянуло на состав своею горячею любовью, то масло в составе, которое взошло из воды через огонь, откуда восходят свет и дух любви, восприняло сердце Божие и стало чревато юным сыном.
Это было семя любви, ибо одна любовь восприняла другую: любовь состава восприняла любовь из взгляда сердца Божия, и заразилась ею, и стала чревата; и это есть рождение души: поэтому сын человека есть образ Божий.
Но неточные духи в составе не могли быть так скоро возжжены душою, ибо душа в составе была лишь в семени, сокрытая вместе с сердцем Божиим в небе его, пока Творец не дохнул на состав; тогда неточные духи зажгли также и душу и тогда тело и душа начали жить одновременно.
Душа имела, правда, свою жизнь прежде тела, но эта жизнь пребывала в составе сокрытой в сердце Божием в небе и была лишь святым семенем, качествующим совместно с Богом, вечным, непреходящим и неразрушимым, ибо это было новое и чистое семя, которому надлежало быть ангелом и образом Божиим.
Весь же состав в целом был извлечением или притяжением слова Божия из состава неточных духов, или салиттера, откуда произошла земля.
Это извлечение еще не стало землею, хотя и было подобно салиттеру земли, но удерживалось словом. Ибо, когда дух любви из сердца Божия воззрел на салиттер состава, салиттер зачал и стал чреват в средоточии души: и слово в составе пребывало в звуке, свет же остался в средоточии состава, сокрытый в тверди небесной в масле сердца, и не подвигся вне тверди небесной в рождении неточных духов.
Иначе если бы свет возжегся в рождении души, то все семь неточных духов по закону рождения вечного Божества стали бы ликовать и качествовать в свете, и это был бы живой ангел, но так как салиттер уже был заражен гневом, то можно было бы опасаться того же бедствия, которое случилось с Люцифером.
Теперь спрашивается: почему же на этот раз не было сотворено много составов, из которых вскоре могло бы сразу произойти целое ангельское воинство на место павшего Люцифера? Почему должно было продлиться в гневе такое долгое время? Почему же все воинство должно было родиться из единого состава в столь долгое время? Или Творец на этот раз не видел и не знал падения человека? Это суть истинные врата сокровенности Божией, по которым читатель должен заметить, что ведать или знать таковое превышало бы силы человека, если бы не взошла Утренняя заря в средоточии души. Ибо это суть Божественная тайны, которую никакой человек не может исследовать собственным разумом; и я также почитаю себя слишком недостойным для этого; да и достаточно у меня будет критиков, ибо поврежденная природа весьма сильно стыдится света.
Но я не могу оставить мое дело ради этого, ибо когда Божественный свет восходит в окружности рождения жизни, то неточные духи радуются и смотрят в окружности жизни в матери своей в вечности позади себя, а также и в вечности впереди себя.
Но это не есть, однако, нечто пребывающее или просветление неточных духов и еще того менее — животного тела; но это суть лучи проницания света Божия в огненном побуждении, восходящем через кроткую воду жизни в любви и остающемся в своем небе.
Вот почему я и не могу довести это дальше, нежели от сердца в мозг пред княжеский престол чувств, где оно замыкается в тверди неба и не возвращается назад через неточных духов в матерь сердца, чтобы перейти на язык. Если бы это произошло, я бы произнес это устно и возвестил бы миру.
По этой причине я оставлю это в его небе, и опишу сообразно моим дарованиям, и посмотрю с изумлением, что из этого выйдет, ибо в неточных духах я не могу достаточно постичь это, так как они пребывают в темнице смерти; душою же я это вижу ясно; но между ней воздвигнута небесная твердь, в которую душа укрывается и где воспринимает сама лучи света Божия: и потому проходит сквозь небесную твердь, подобно блистанию молнии, но только весьма кротко, как сладостное блаженство.
Так что в постижимости присущих мне неточных духов или в окружности жизни я не могу познавать это иначе как если настанет день; и буду писать поэтому сообразно моему познанию, даже если бы диавол вздумал брать приступом весь мир, чего он, однако, не может сделать; но тем самым будет указан ему его срок.
Сюда теперь, вы, приверженцы предопределения, мнящие себя носителями истины и считающие простую веру безумием; вы плясали долго пред этой дверью и кичились писанием, будто Бог избрал одних людей от чрева матери по благодати на Царство Небес, а других отверг.
Наделайте себе теперь множество составов, откуда могли бы произойти иные люди иных качеств, и тогда вы будете правы. Из единого же состава вы не сделаете больше одной любви Божией, проникающей первого человека и всех и простирающейся на всех; и если бы Бог сделал так, что Петр или Павел написали бы иначе, все же смотрите на основание, на сердце: если вы только уловите сердце Божие, у вас будет достаточно основания. Даст мне Бог прожить еще немного, я истолкую вам правильно предопределение святого Павла.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ АВТОРА (Посл. 10, 38)

Извещаю боголюбивого читателя, что книга «Утренняя заря» не была закончена, так как диавол задумал покончить с нею, ибо он видел, что в ней готовится взойти день. Да и действительно, день уже обогнал зарю, так что стало почти светло; оставалось дописать еще листов тридцать; но раз ее уже прервала буря, то она и не была закончена; а между тем настал день, так что утренняя заря погасла и с тех пор шла работа при свете дня. Пусть же она и останется так в вечное воспоминание, ибо недостающее было восполнено в других книгах.