Якоб БЁМЕ — Аврора, или Утренняя заря в восхождении

Если же ты хочешь рассмотреть небесное Божественное великолепие и славу, каковы они и какие там произрастания, наслаждения или радость, то взирай прилежно на мир сей, какие плоды и произрастания возникают из салиттера земли, какие деревья, кустарники, коренья, цветы, масла, вина, хлеб и все, что ни есть и что только может испытать твое сердце, — все это прообраз небесного великолепия.
Ибо земная и поврежденная природа от начала своего сотворения и до сего дня непрестанно трудилась над тем, чтобы иметь возможность произвести небесные образы как в земле, так и в людях и зверях: это хорошо видно по тому, как всякий год возникают новые художества; так длилось от начала и до сего дня, но она не возмогла произвести Божественные силы и качества; потому плод ее полумертв, поврежден и нечист.
Не должен ты думать, что в Божественной славе звери, гады или твари происходят во плоти, как в сем мире; нет, но я разумею только дивную соразмерность, силу и изящество в них. Природа трудится с высочайшим прилежанием над тем, чтобы возмочь произвести в силе своей небесные образы или формы, как это видно на людях, зверях, птицах и гадах, а равно и на произрастаниях земли, и чтобы имело художественнейший образ бытия; ибо природа рада была бы избавиться от тщеты, чтобы иметь возможность порождать в святой силе небесные образы.
Ибо в Божественной славе возникают равным образом всякие произрастания, деревья и кусты и всякие плоды, и каждое приносит плод свой, однако не по земному качеству и роду, а по качеству, образу и роду Божественному.
Плоды те не суть мертвая, жесткая, горькая, кислая и терпкая падаль, которая загнивает и становится смрадом, как в сем мире, но все пребывает в святой Божественной силе; состав их из Божественной силы, из салиттера и Меркурия Божественной славы, пища святых ангелов.
Если бы человек не повредил их своим мерзким падением, он и в сем мире пировал бы подобным же образом и вкушал бы от таких же плодов двоякого рода, какие были предложены ему в раю; но отравленная похоть и вожделение диавола, отравившего и повредившего салиттер, из которого был создан Адам, ввергли человека в злую похоть — вкусить от обоих качеств, злого и доброго, как я дальше напишу о том ясно, а также и докажу.

О сотворении ангелов

Дух наставляет и указывает ясно и явно, что прежде сотворения ангелов Божественное существо с его восхождением и качествованием было от вечности и в сотворении ангелов пребыло, как оно есть еще и поныне и пребудет так в вечность.
Locus, или место и пространство сего мира, вместе с тварным небом, которое мы видим нашими глазами, а равно и место земли и звезд, вместе с глубиною, имело тот же образ, как оно пребывает еще и поныне над небесами в Божественной славе.
В сотворении же ангелов оно стало царством великого князя Люцифера. [«Разумей, согласно второму Началу, из которого он был извергнут в самое внешнее, оно же и самое внутреннее».] Гордым восстанием своим он воспламенил в своем царстве и сделал жгучими качества, или Божественный салиттер, из которого был создан. [«Разумей, средоточие своей природы или первое Начало».]
Он мнил, что станет благодаря этому пресветлым и будет качествовать превыше Сына Божия; но он обманулся: ибо место это в жгучем качестве своем не могло устоять в Боге; за этим и последовало сотворение сего мира. Но в конце определенного в Боге срока сей мир будет вновь водворен в свое первое место, как то было прежде сотворения ангелов; и господин Люцифер получит в нем в вечное обитание себе вертеп, ров или яму: это будет вечным жилищем позора, пустынной и темной долиной, вертепом ярости.
Заметь теперь: Бог в движении своем сотворил святых ангелов всех сразу, не из чуждого вещества, но из себя самого, из своей силы и вечной премудрости. Философы высказывали мнения, будто Бог создал ангелов из одного только света, но они заблуждались, ангелы созданы не из одного только света, но из всех сил Божиих.
Как я указал выше, в глубине Бога Отца должно различать две вещи: прежде всего, силу или все силы Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа; они приятны, блаженны и многообразны, и, однако, все вместе, одна в другой как единая сила.
Подобно тому, как в воздухе правит сила всех звезд, так и они в Боге: но в Боге каждая сила проявляет себя в действии своем особо. Затем, в каждой силе есть звук, и он звучит сообразно качеству каждой силы, и в том состоит все небесное царство радости: из этого Божественного салиттера и меркурия были созданы все ангелы; разумей: из тела природы.
Но ты теперь спросишь, пожалуй: как же созданы они или рождены или что это за образ? Да, если бы у меня был ангельский язык, а у тебя ангельский разум, то мы с тобою отлично поговорили бы об этом; а так только дух видит это, язык же не может подъять, ибо я не знаю никаких иных слов, кроме только слов мира сего; однако если в тебе есть Дух Святой, то душа твоя ясно поймет это.
Вот смотри: вся Святая Троица движением своим сложила из самой себя тело или образ, подобный малому Богу, но не со столь могущественным исхождением, как у всей Троицы, а сообразно некоторой мере, по величине тварей.
В Боге нет ни начала, ни конца; ангелы же имеют и начало, и конец, которые, однако, нельзя ни измерить, ни постичь, ибо ангел может иногда быть велик и вскоре же мал; скорая перемена их столь же быстра, как мысль людей; в ангеле все качества и силы суть как во всем Божестве.
Но ты должен разуметь это правильно: они созданы и сложены в образ из салиттера и меркурия, то есть из исхождения. Вот тебе подобие: из солнца и звезд исходят стихии, и в салиттере земли они образуют живого духа, и звезды остаются на своей окружности, а дух все же получает качество звезд.
Дух же этот, после составления своего, становится особым существом и имеет образ бытия как все звезды; и звезды суть также и остаются каждая особо и каждая свободной сама по себе. Однако качество звезд тем не менее господствует в духе, но дух может и волен подниматься и опускаться в своих качествах или жить во влияниях звезд как захочет, будучи свободен; ибо качества свои, какие он имеет в себе, получил он в собственность.
И хотя первоначально он имеет их от звезд, однако ныне они суть все же его; подобно матери, когда она имеет в себе семя: поскольку оно есть семя и находится в матери, оно принадлежит ей; но когда из него разовьется дитя, оно уже более собственность не матери, но дитяти. И хотя дитя находится в дому матери, и мать питает его от своей пищи, и дитя не могло бы жить без матери, все же тело и дух, порожденные из семени матери, суть его собственность, и дитя сохраняет за собою свое телесное право.
Так бывает и с ангелами: все они образованы были из Божественного семени, но имеют ныне каждый для себя свое тело, и хотя они находятся в дому Божием и вкушают от плода своей матери, из которой произошли, все же тело их составляет ныне их собственность.
Но качество вне их или вне их тела, как мать их, не есть их собственность: подобно тому, как мать не есть собственность дитяти и пища матери также не есть его собственность, но мать дает ее ему из любви, потому что она породила дитя.
И она может также выгнать дитя из дома, если оно не хочет повиноваться ей, и может отнять у него пишу, что и случилось с княжеством Люцифера.
Так и Бог может отнять свою Божественную силу, которая вне ангелов, если они восстанут против Него; но когда это бывает, дух должен зачахнуть и погибнуть, подобно тому, как человек должен умереть, когда у него отнимут воздух, который также есть мать его; так и ангелы не могут жить вне своей матери.

ГЛАВА V

О телесном составе, существе и собственности ангела

Здесь возникает вопрос: какое же тело, какой же вид или образ имеет ангел или каков его облик? Как человек сотворен в образе и подобии Бога, так равно и ангелы; ибо они братья людей: и люди в воскресении будут иметь не иной вид и образ, нежели ангелы, как о том свидетельствует сам царь наш, Христос (Матф. 22, 30). Также и ангелы никогда не являлись людям на земле в ином образе, нежели в образе людей.
Но так как в воскресении мы должны быть подобны ангелам, то и ангелы должны иметь тот же облик, что и мы; иначе в воскресении нам предстояло бы принять на себя иной образ, а это противоречило бы первому сотворению.
Также и Моисей, и Илия явились ученикам Христовым на горе Фавор в своем виде и образе (Матф. 17), однако они давно уже были на небе; и Илия был взят на небо живым и, однако, не имел иного образа, нежели тот, какой был у него на земле (4 Царств 2, 11). Так же, когда Христос возносился на небо, то два ангела парили в облаках и сказали ученикам: «Мужи Галилейские, что вы смотрите вверх? Сей Иисус придёт таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1, 11). Ведь это же явно и ясно, что Он снова вернется в Последний день в том же образе, с Божественным и прославленным телом, подобно князю святых ангелов, каковыми будут люди.
Также показывает дух явно и ясно, что образ ангелов и людей один и тот же: ибо взамен легионов свергнутого Люцифера Бог создал иного ангела, из того же места, из которого был создан и где восседал Люцифер; то был Адам, если бы только он остался в ясности; но у нас есть еще верная надежда воскресения, когда мы снова получим ангельскую ясность и чистоту.
Ты спросишь теперь: как же сотворены ангелы по образу Божию? Ответ: во-первых, составленное воедино и сложенное в образ тело их нераздельно, а также неразрушимо и неосязаемо для рук человеческих, ибо оно сплочено из Божественных сил, а эти силы так связаны между собою, что не могут быть разрушены вовеки. Как не может никто или ничто разрушить все Божество, так не может ничто разрушить и ангела; ибо каждый ангел составлен воедино и сложен в образ из всех сил Божиих не плотью и кровью, а Божественною силою.
Итак, прежде всего тело, составленное из всех сил Отца, и в этих силах свет Бога Сына; затем силы Отца и Сына, которые в ангеле содержатся тварно, порождают восходящего в ангеле разумного духа.
Первоначально силы Отца порождают некий свет, через который ангел видит во всем Отце и может видеть внешнюю силу и действие Божие, которые вне тела его, и созерцать своих собратьев, а также видеть и вкушать славные плоды Божий; и в нем его радость.
И этот свет вошел первоначально тварным образом в ангельское тело, из Сына Божия в силах Отца, и он есть собственность тела, которая ничем не может быть отнята у тела, разве только ангел сам погасит его, как это сделал Люцифер.
Вся сила, какая есть во всем ангеле, порождает этот свет: как Бог Отец порождает Сына своего, чтобы Он был сердцем Его, так и сила ангела порождает в себе сына и сердце свое; и оно в свой черед освещает все силы во всем ангеле. Далее, из всех сил ангела, а также из света его исходит родник и изливается во всем ангеле: это дух его, и он восходит во всю вечность, ибо в этом духе все познание и ведение всех сил и родов, какие суть во всем Боге.
Ибо этот дух изливается из всех сил ангела и восходит в ум, где у него пять отверстых врат, и там он может оглядеться на все, что есть в Боге и что есть также и в нем. Исходит же он из всех сил ангела, а также из света ангела, подобно тому, как Дух Святой от Отца и Сына, и наполняет все тело.
Теперь заметь великую тайну: как в Боге должно отметить две вещи, из которых первая есть салиттер, или Божественные силы, откуда происходит тело, а другая — меркурий, звук, или звон, так бывает это равным образом и в ангеле.
Прежде всего есть сила, и в силе — звук, который в духе восходит в голову, в ум, подобно тому, как в человеке — в мозг, и в уме он имеет свои отверстые врата, а в сердце — свой престол и свое начало, откуда он изливается из всех сил. Ибо родник всех сил изливается в сердце, как и у человека; и в голове он имеет свой княжеский престол, откуда он видит все, что вне его, и слышит все, и вкушает все, и обоняет все, и осязает все.
И теперь, когда он видит и слышит, как восходит Божественный звук и звон, который вне его, то заражается дух его, и загорается радостью, и поднимается на своем княжеском престоле, и звенит и поет весьма радостные слова о святости Бога, о плоде и произрастании вечной жизни, об изяществе и о цветах вечной радости, о блаженном зрении Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа; также о достохвальном братстве и содружестве ангелов, о царстве радости, пребывающем вечно, о святости Бога, об их княжеском правлении — словом, обо всех силах и изо всех своих сил; чего я ради печали поврежденности моей во плоти не могу описать и гораздо охотнее присутствовал бы сам при этом.
Но чего я не могу описать здесь, о том да будет заповедано душе твоей помыслить; в день воскресения ты увидишь все то ясно и явно: ты не смеешь насмехаться здесь над моим духом, он не от дикого зверя произошел, но рожден из силы моей и просвещен Святым Духом.
Я пишу здесь не без познания. Если же ты как эпикуреец и откормленная свинья диаволова по диавольскому наущению захочешь насмехаться над этими вещами и скажешь: глупец не восходил на небо и ничего не видел и не слышал, все это басни, то по праву и силе познания моего да будешь ты мною отослан и вызван на строгий суд Божий.
И хотя в теле моем я слишком немощен, чтобы доставить тебя туда, однако Тот, от кого я получил мое познание, достаточно могуществен, чтобы ввергнуть тебя даже в бездну ада.
Поэтому остерегись и помысли, что и ты также принадлежишь к ангельским ликам; и прочти с охотою последующую песенку; тогда Дух Святой пробужден будет в тебе, и ты также получишь желание и охоту к небесным хороводам, аминь.
Скрипач уже натянул свои струны, жених грядет: смотри, чтобы не иметь тебе адской подагры в ногах, когда начнется хоровод, и не стать негодным к ангельской пляске и чтобы не выгнали тебя со свадьбы за то, что нет на тебе ангельской одежды. Поистине заперта будет за тобою дверь, и ты больше не войдешь внутрь; но будешь плясать в адском огне вместе с адскими волками: тогда пройдет у тебя охота насмехаться и раскаяние будет грызть тебя.

О качествовании ангела

Теперь спросят: какое же у ангела качествование? Ответ: святая душа человека и дух ангела имеют единую сущность и существо и нет никакого различия в них, кроме самого только качества их телесного правления; это качество действует на человека снаружи, через воздух, обладающий поврежденным, земным качеством; хотя он обладает также и Божественным, небесным качеством, скрытым от тварей, но хорошо ведомым святой душе, по слову царственного пророка Давида: Господь «шествует на крыльях ветра» (Пс. 103, 3). В ангеле же Божественное качество качествует совсем свято, Божественно и чисто.
Но какой-нибудь простец, быть может, спросит: что ты разумеешь под качествованием или что это значит? Я разумею под ним силу, входящую снаружи в тело ангела и вновь выходящую из него, подобно тому, как человек вбирает в себя дыхание и вновь выпускает его из себя; ибо в том состоит жизнь тела, как и духа.
Наружное качество зажигает дух в сердце, в первом роднике, отчего все силы во всем теле приходят в движение: тогда это качество поднимается в телесном духе, он же — природный дух ангела или человека, в голову, где он имеет свой княжеский престол, и правление, и своих советников, с которыми он сообразуется в своих поступках.
На первом месте, или первый советник его, — глаза; они заражаются всеми вещами, на какие только взглянут, ибо они суть свет. Подобно тому, как свет исходит из Сына Божия во всего Отца, во все силы Его и заражает все силы Отца, и в свой черед все силы Отца заражают свет Сына Божия, отчего и происходит Дух Святой.
Так действуют и глаза в вещи, на которую они смотрят, и вещь в свой черед действует в глазах, и советник глаз доставляет ее в голову пред княжеский престол, где она испытуется. Если она понравится духу, он доставляет ее сердцу, а сердце передает ее силовым путям или проводящим жилам во всем теле; тогда завладевают ею рот, руки и ноги.
Другой советник суть уши; они также имеют восхождение свое из всех сил во всем теле посредством духа; их родник — Меркурий, или звук, восходящий из всех сил. Как во всех силах Божиих восходит и звучит меркурий (в котором небесный звук или радость; и звук исходит из всех сил, и поднимается в составе Духа в Боге, когда одна сила побуждает другую, и звучит или звенит: тогда исходит звук, или звон, и восходит снова во все силы Отца, и все силы Отца снова заражаются им; отчего они всегда бывают чреваты звуком и непрестанно рождают его вновь во всякой силе).
Так и другой советник в голове, уши: они бывают отверсты, и звук исходит через них во все, что звучит; где только меркурий звучит и восходит, туда вступает также и меркурий духа, и заражается тою вещью, и приносит ее пред княжеский престол в голове, на испытание четырех прочих советников.
И если она нравится духу, он доставляет ее в сердце, матери своей, и сердце или родник сердца передает ее всякой силе во всем теле; тогда завладевают ею рот и руки. Если же по испытании она не понравится всему княжескому совету в голове, то он снова отпускает ее от себя и не доставляет своей матери, в сердце.
Третий княжеский советник есть нос: родник восходит из тела в духе в нос, где имеет двое отверстых врат. Подобно тому, как из всех сил Отца и Сына исходит приятное и сладостное благоухание и умеряется всеми силами Святого Духа, отчего из родника Святого Духа поднимается святой и драгоценный запах, и движется во всех силах Отца, и зажигает все силы Отца, и они вновь становятся чреваты сладостным благоуханием и рождают его в Сыне и Духе Святом.
Так и в ангеле, и в человеке восходит сила обоняния, из всех сил тела посредством духа, и выходит наружу, к носу, и заражается всеми запахами, и приносит запах через нос третьему советнику, в голову, пред княжеский престол. Там он испытуется: хороший ли то запах, приемлемый ли для данного сложения или нет? Если он хорош, дух приносит его своей матери, чтобы он пошел в дело; если же нет, то он отвергается. И этот советник обоняния, рождающийся из салиттера, смешан также с Меркурием, и принадлежит к небесному царству радости, и составляет в Боге славный, сладостный и прекрасный родник.
Четвертый княжеский советник есть вкус на языке; он также поднимается посредством духа, из всех сил тела в язык; ибо все проводящие жилы целого тела идут в язык, и язык есть острота или вкус всех сил.
Как Дух Святой исходит от Отца и Сына, и есть острота или испытание всех сил, и возвращает в своем движении или в своем восхождении все, что добро, вновь во все силы Отца, отчего силы Отца становятся вновь чреваты и непрестанно порождают вкус; а что не добро, то Дух Святой извергает из уст своих, согласно написанному в Откровении Иоанна (3, 16), так выплюнул Он и великого князя Люцифера в его гордыне и повреждении (ибо не мог более вкушать его огненное, надменное и смрадное качества); так бывает и со всеми надменными смрадными людьми.
О человек! Да будет тебе это сказано: ибо дух строго ревнует в этом виде; покинь высокомерие, или будет с тобою как с диаволами, это не шутка, время весьма кратко, скоро ты отведаешь его, адского огня.
Итак, подобно Духу Святому, испытывающему все, испытует и язык всякий вкус; и если он нравится духу, то дух приносит его в голову, четырем прочим советникам, пред княжеский престол, и он здесь испытуется, полезен ли он также и качествам тела. И если он хорош, то доставляется матери сердца, и она передает его всем жилам и силам тела; тогда завладевают им рот и руки. Если же нехорош, то язык выплевывает его, прежде чем он достигнет княжеского совета; когда же бывает так, что он угоден и приятен языку, телу же всему служит не на пользу, то, явившись на совет, он все же бывает отвергнут, и язык должен выплюнуть его и более не прикасаться.
Пятый княжеский советник есть осязание: оно также восходит из всех сил тела в дух, в голову, как из Бога Отца и Сына все силы исходят в Святого Духа и одна побуждает другую, отчего возникает звук, или Меркурий, так что все силы звучат и движутся; иначе если бы одна не побуждала другой, то ничто бы и не приходило в движение; и побуждение делает Святого Духа подвижным, так что Он восходит во всех силах и побуждает все силы Отца, и это дает начало в них небесному царству радости или ликованию, а также звучанию, звону, рождению, цветению и росту; все это имеет восхождение свое оттого, что одна сила побуждает другую. Ибо Христос говорит в Евангелии: «Отец мой делает, и я делаю» (Иоанн. 5, 17). Именно то побуждение и действие разумеет Он, что всякая сила исходит от Него и порождает Духа Святого, а в Духе Святом все силы уже в движении от исхождения Отца: потому движется Дух Святой, и восходит от вечности и до вечности, и снова зажигает все силы Отца и делает их подвижными, так что они непрестанно чреваты.
По такому же образу происходит это и в ангелах, и в людях: ибо все силы в теле восходят и побуждают одна другую, иначе ни ангел, ни человек ничего бы не чувствовал. Когда же один какой-нибудь член бывает слишком сильно подвигнут, то он взывает о помощи ко всему телу, и все тело приходит в возбуждение, наподобие великого смятения, или как если бы налицо был враг, и спешит на помощь этому члену, и избавляет его от страдания: как ты можешь видеть это, когда сильно ушибешь, придавишь или поранишь палец или случится что бы то ни было с каким-нибудь твоим членом; и вот дух, который на этом месте, немедленно бежит к матери — сердцу и жалуется матери, и если боль сколько-нибудь значительна, то мать пробуждает все члены тела, и все должно спешить на помощь этому члену.
Теперь заметь: так одна сила непрерывно побуждает другую во всем теле, и все силы восходят в голову пред княжеский совет, который испытует побуждение всех сил. Если какой-нибудь член побуждается слишком сильно и причиняет вред тому или другому из княжеских советников, как-то: пожелает через зрение любить то, что ему не подобает (как поступил господин Люцифер: он увидел Сына Божия, и ему полюбился высокий свет, и он подвигся или побудился слишком сильно в желании стать равным Ему или даже еще прекраснее и выше Его), то советники удаляют прочь такое побуждение.
Или если бы он захотел слишком сильно побудиться и подвигнуться через слух и охотно желал бы слышать ложные речи или вещи и доставлять их сердцу, то и таковое советники удаляют прочь.
Или если бы он пожелал через обоняние допустить в себе похоть к тому, что не его (как и поступил господин Люцифер: он допустил в себе похоть к святому благоуханию Сына Божия и возомнил, что в своем восстании и воспламенении будет благоухать еще сладостнее; таким же образом он затем обманул и матерь Еву, сказав, что если она вкусит от запрещенного дерева, то станет умна и подобна Богу (Быт.3, 5), то и такое побуждение советники также удаляют прочь.
Или если бы он пожелал через вкус допустить в себе похоть и вкусить того, что не принадлежит ему или не одного с телом качества (как матерь Ева в раю допустила в себе похоть к нечистым диавольским яблокам и вкусила от них), то такое побуждение в похоти советники также удаляют прочь.
Словом, для того их пятеро в княжеском совете, чтобы один мог подавать совет другому; и каждый из них особого качества; и сложный дух, рождающийся из всех сил, есть царь или князь их и восседает в голове, в мозгу человека; в ангеле он также восседает в голове, в силе, которая вместо мозга, на своем княжеском престоле, и выполняет то, что постановлено всем княжеским советом.

ГЛАВА VI

Каким образом ангел и человек суть подобие и образ Бога

Вот смотри: каково существо в Боге, таково оно и в людях, и в ангелах; и каково Божественное тело, таково и тело ангельское и человеческое. Однако с тем различием, что ангел или человек есть тварь, а не целое существо, но лишь сын целого существа, которого оно породило: потому он справедливо подчинен целому существу, ибо он сын его тела. И когда сын противится отцу, то вполне правильно, если отец выгонит его из своего дома, ибо он противится тому, кто его породил и чьею силою он стал тварью. Ибо когда кто-то делает что-либо из своей собственности и дело не удается ему сообразно его воле, то он может распорядиться с ним как хочет, сделать из него сосуд в честь или бесчестие, как и произошло с Люцифером.
Теперь заметь: вся Божественная сила Отца изрекает из всех качеств слово, то есть Сына Божия: этот звук, или это слово, изрекаемое Отцом, исходит из салиттера, или сил Отца, и из Меркурия — звука или звона Отца. И Отец изрекает его в себе самом, и это слово и есть сияние из всех Его сил; когда же оно изречено, то уже не таится более в силах Отца, но звучит и звенит вновь во все силы в целом Отце.
Это слово, изрекаемое Отцом, обладает такою остротой, что звук слова с мгновенной быстротой проникает сквозь всю глубину Отца; и эта острота есть Дух Святой, ибо это слово, которое было изречено, остается как сияние или как славный указ пред царем; звук же, исходящий через слово, выполняет указ Отца, произнесенный посредством слова: и это есть рождение Святой Троицы.
Таково же устройство и ангела, и человека: сила в целом теле обладает всеми качествами, как в Боге Отце.
И как в Боге Отце все силы восходят от вечности до вечности, так восходят в голову все силы и в ангеле, и в человеке: ибо выше они не могут подняться, так как он только тварь, имеющая начало и конец; и в голове помещается Божественное судилище и знаменует Бога Отца; а пять чувств, или качеств, суть советники, и они получают свои влияния из целого тела, из всех сил.
Далее, пять чувств по полномочию целого тела непрестанно держат совет, и, когда решение принято, составленный из них судия изрекает его как слово в свое средоточие, или в средину тела, в сердце: ибо сердце есть родник всех сил, откуда они и берут свое восхождение.
И вот в сердце пребывает тогда как бы составленное воедино из всех сил самосущее лицо, и это — слово, и оно знаменует Бога Сына: из сердца оно исходит в рот, на язык, который есть острота, и заостряет слово, так что оно звучит; и язык различает его сообразно пяти чувствам.
Из какого качества слово берет свое начало, в том же качестве оно и отталкивается на языке, и от языка исходит сила различения: и это знаменует Святого Духа.
Ибо подобно тому, как Дух Святой исходит от Отца и Сына, и различает, и заостряет все, и выполняет то, что Отец изрекает через слово, так и язык заостряет и различает все то, что пять чувств в голове приносят через сердце на язык; и дух отправляется с языка посредством Меркурия, или звука, в то место, какое было определено на совете пяти чувств, и выполняет их решение.

О рте

Рот знаменует то, что ты — всемогущий сын твоего Отца, безразлично человек ли ты или ангел: ибо через рот принужден ты вбирать в себя силу Отца твоего, если хочешь жить. И ангелу необходимо делать это, как и человеку; и хотя он не нуждается в стихии воздуха по тому же образу, как человек, однако должен через рот вбирать в себя дух, из которого возникает воздух в сем мире.
Ибо в небе нет подобного воздуха, но качества там кротки и радостны, как приятное дуновение, и Дух Святой пребывает посреди всех качеств в салиттере и меркурии. И ангел должен пользоваться ими, иначе он не может быть подвижною тварью, ибо он также должен вкушать от небесных плодов через рот.
Ты не должен, однако, понимать это в земном смысле: ибо ангел не имеет кишок, а также плоти и костей; но он составлен воедино из Божественной силы, по образу и роду наподобие человека и со всеми членами человека; только детородных частей нет у него, а также и выхода внизу, он и не нуждается в них.
Ибо человек получил свои детородные части, а также и выход внизу лишь в своем жалостном падении. Ангел ничего не извергает из себя, кроме Божественной силы, которую принимает ртом, чтобы возжечь ею свое сердце, а сердце возжигает все члены; эту же силу он снова извергает через рот, когда говорит и хвалит Бога.
Небесные же плоды, которые он ест, не суть земного качества; и хотя они по образу и виду подобны земным, однако они суть лишь Божественная сила и обладают такими сладостными вкусом и запахом, что я ни с чем не могу сравнить их в сем мире, ибо они благоухают Святой Троицей и от Нее же имеют и вкус свой.
Ты не должен думать, что это лишь как бы прообраз или тень; нет, дух показывает ясно и явно, что в небесной славе, в небесном салиттере и Меркурии растут Божественные деревья, кустарники, цветы и многое иное, что в сем мире бывает прообразом: как ангелы, так и произрастания и плоды — все суть из Божественной силы.
Ты не должен сравнивать это произрастание неба с сим миром; ибо в сем мире два качества, злое и доброе, и многое вырастает в силу злого качества, что не растет на небе. Ибо у неба только один образ, и там не растет ничего, что не было бы добро; но господин Люцифер привел сей мир в такое состояние. Поэтому и матерь Ева устыдилась, вкусив от того, что было уготовано злым качеством, а равно устыдилась она и своих детородных частей, которые уготовила себе этим вкушением яблока.
Но не так бывает относительно ангельских и небесных плодов: поистине и точно, а не только иносказательно существуют на небе различные плоды, и ангелы берут их руками своими и едят их, как мы, люди; но они не нуждаются для этого в зубах, да и не имеют их, ибо плоды те суть Божественной силы.
Далее, все это, находящееся вне ангела и чем он пользуется для поддержания своей жизни, не есть его телесная собственность, которой он обладает по природному праву; но небесный Отец дает им все это из любви. Тело же их есть их собственность, ибо Бог дал им его в собственность, а что дано кому-либо как собственное или в собственность, то принадлежит ему по природному праву, и тот поступает несправедливо, кто отнимает у него эту собственность без соглашения. Бог и не поступает так: поэтому ангел есть вечная, непреходящая тварь, пребывающая во всю вечность.
Но к чему же служило бы ему теперь его тело? Если бы Бог не питал его, оно не имело бы никакой подвижности и лежало бы там как мертвая колода. И ангелы послушны Богу и смиряются пред могущественным Богом, хвалят, чтят, прославляют и величают Его в великих чудесах Его и непрестанно поют о святости Божией, потому что Он питает их.

О блаженной и радостной любви ангелов к Богу; на истинном основании

Истинная любовь в Божественной природе проистекает из родника Сына Божия. Смотри же, человек, и да будет это сказано тебе: ангелы хорошо и наперед знают, что есть истинная любовь к Богу, тебе же недостает ее в твоем холодном сердце.
Заметь: когда блаженное, радостное сияние и свет со сладостною силою светит из Сына Божия в целом Отце во все силы, то все силы бывают возжжены этим блаженным светом и сладостною силою и становятся ликующими и радостными.
Так и когда блаженный и радостный свет Сына Божия осветит возлюбленных ангелочков и озарит внутрь до самого их сердца, то загораются все силы в теле их и такое восходит радостное пламя любви, что от великой радости они славят, поют и звенят, чего ни я и никакая тварь не может выразить.